Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Программа воспитания 
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения 
«Средняя общеобразовательная школа № 22 
имени генерала армии Черняховского И.Д.»

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

4.  ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

4.2. Модуль «Классное руководство»

4.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

4.5. Модуль «Школьный урок»

4.6. Модуль «Самоуправление»

4.7. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»

4.8. Модуль «Профориентация»

4.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

4.10. Модуль «Профилактика»

4.11. Модуль «Работа с родителями »

5.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитания МБОУ СОШ № 22  (далее – Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утверждѐнной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования.

Одним из результатов реализации  Программы станет приобщение учащихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.

Воспитательная программа является обязательной частью основных образовательных программ МБОУ СОШ № 22 и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение учащимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.

Данная программа воспитания показывает систему  возможных форм и методов работы с учащимися в школе.

Программа воспитания МБОУ СОШ №22 включает  основные разделы:

  1. Раздел «Особенности воспитательного процесса», в котором кратко описана специфика деятельности школы в сфере воспитания: информация о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на учащихся, значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.
  2. Раздел «Цель и задачи воспитания», где на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.
  3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы. Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Профориентация», «Работа с родителями». Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Самоуправление», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды», «Профилактика».

Деятельность педагогических работников МБОУ СОШ № 22 в рамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения Основной образовательной программы МБОУ  СОШ № 22.

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наша школа – это:

- качественное образование на 3х ступенях обучения;

- высококвалифицированный педагогический коллектив;

- возможность получить дополнительную образовательную подготовку через  систему специальных и элективных курсов по профильным и базовым предметам по выбору учащихся;

- разнообразная творческая внеучебная деятельность (взаимодействие ЦДО «Реальная школа, ЦРТДиЮ «Радуга», МБУК ЦВПВ «Музей-диорама»,  МБУЗ ГО «ГБ№9», ОП  №3 УМВД России по г. Воронежу,  БУЗ ВО ВОНД ДО№5, военный комиссариат Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронеж, Совет ветеранов Левобережного района г. Воронеж,  ГБУК ВО «Воронежская областная детская библиотека, ГБУК ВО «Воронежская областная универсальная научная библиотека им. И.С. Никитина»)

Особенности местоположения:

Высокая конкуренция (большое количество расположенных рядом школ)

Малое количество детей по микрорайону (небольшой и старый микрорайон)

Большое количество детей из других районов города

В школе действует ученическое самоуправление –школьная организация «Будущее-мы!».

В 1965 году в школе был открыт музей «Подвиг и судьбы», который стал центром военно- патриотического воспитания учащихся. За большую поисково- исследовательскую работу в 2002 году присвоено звание- школьный музей «Подвиг и судьбы». Школа носит имя  дважды героя Советского Союза, генерала армии И.Д. Черняховского.

Разработана программа и концепция деятельности школьного музея.  Профиль музея- исторический.

Музей имеет четыре постоянных экспозиции:

  1. История и жизнь школы .
  2. И.Д. Черняховский- командующий 60-ой армии.
  3. Город Воронеж и в годы Великой Отечественной войны.
  4. Выпускники школы- солдаты России.

Ежегодно в музее проводятся две комплексные и несколько тематических выставок. Музей имеет свою маленькую библиотеку, фонотеку, видеотеку. Ежемесячно издаётся информационный листок «Музейная правда».

Направления деятельности Совета музея:

>       научно- методическая работа;

>       поисково- собирательская работа;

>       экскурсионная работа;

^ массовая работа;

^ шефская работа.

В настоящее время школьный музей - это центр гражданско- патриотического воспитания и поисково- краеведческой работы, а также центр по работе с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла.

Основными направлениями  работы актива  школьного музея «Подвиг и судьбы» являются:

-экспозиционно-фондово-выставочное;

-научно-исследовательское;

-экскурсионное;

-организационно-массовое;

-информациооно - пропагандиское;

-шефское.

В 2008 году наш музей был награжден  Почетным знаком  «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».

В 2017 году стал победителем  Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций Российской Федерации г. Москва.

Оригинальные воспитательные находки школы.

1)     Система единых классных часов;

2)     Воспитательные системы  класса, разработанные классными руководителями на основе системы персональных поручений, целенаправленных воспитательных мероприятий и оценочных инструментов;

3)     Модель сотрудничества с родителями учащихся, построенная на установлении конструктивных отношений и целенаправленной организации совместной деятельности по развитию школьного уклада;

4)     Обеспечение охвата внеурочной деятельностью всех категорий учащихся за счет профессионального ресурса педагогов школы с привлечением педагогов дополнительного образования;

5)     Модель управления результатами образования на основе системы распределения профессиональных поручений с учетом свободного выбора, обеспечивающая повышение уровня персональной ответственности каждого педагога за качество выполненной работы.

Принципы взаимодействия педагогов, школьников и их родителей, на которых основывается процесс воспитания в МБОУ СОШ № 22:

-       неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

-       ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников, педагогов и родителей;

-       реализация процесса воспитания через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу при активном привлечении родителей учащихся;

-       организация основных совместных дел школьников, педагогов и родителей как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

-       системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

 

Основные традиции воспитания в МБОУ СОШ № 22:

-       стержень годового цикла воспитательной работы школы – ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

-   ориентация на формирование, создание и активизацию ученического самоуправления, как на уровне класса, так и на уровне школы, на создание детских общественных формирований, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

-       формирование корпуса классных руководителей, реализующего по отношению к учащимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в том числе и в разрешении конфликтов) функции и т.д.

-       важная составляющая каждого ключевого дела и большинства совместных дел педагогов и школьников – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

-       условия в школе создаются для обеспечения по мере взросления ребёнка его растущей роли в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

-       отсутствие соревновательности между классами в проведении общешкольных дел, поощрение конструктивного межклассного и межвозрастного взаимодействия школьников, их социальной активности;

-       педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках  школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

-       ключевая фигура воспитания  – классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

3   ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого, общей целью воспитания в МБОУ СОШ № 22 является личностное развитие учащихся: формирование  духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.

Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и учащегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели.

Достижению поставленной цели воспитания учащихся будет способствовать решение следующих основных задач:

-поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,

-реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с учащимися на уроках;

-инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;

-вовлекать учащихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

-организовывать профориентационную работу с учащимися;

-реализовывать потенциал классного руководства в воспитании учащихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление коллективных ценностей школьного сообщества;

-развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного имиджа и престижа школы;

-организовать работу с семьями учащихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития учащихся.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание:

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для:

- усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут,

- самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника - развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.

К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребѐнка домашнюю работу, помогать старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоѐмы);

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чѐм-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:

- становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных ценностных ориентаций;

- утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру;

- развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

-  к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

-  к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

-  к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

-  к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

-  к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

-  к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

-  к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

-  к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

-  к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

-  к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

3.В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:

-приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел; жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути посредствам реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе, в то числе:

-опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

-трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни;

-опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций самоуправления;

-опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

-опыт природоохранных дел;

-опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;

-опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

-опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

-опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

-опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

-опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Работа педагогов по реализации данной программы, направленная на достижение поставленной цели, позволит учащему получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

4   ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений - модулях воспитательной работы школы.

Инвариантные модули:

-классное руководство;

-школьный урок;

-курсы внеурочной деятельности;

-работа с родителями;

-самоуправление;

-профориентация.

Вариативные модули:

-ключевые общешкольные дела;

-экскурсии, экспедиции, походы;

-организация предметно-эстетической среды

Модули, вносимые школой:

-профилактика.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках  направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

 

4.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия, организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников вместе с педагогами в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях принимает участие большая часть школьников. Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. В образовательной организации используются следующие формы работы.

На внешкольном уровне:

• социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел разной направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума;

• городские методические площадки для учащихся и педагогов по развитию ученического самоуправления;

• дискуссионные площадки для учащихся, педагогов, родителей, в рамках которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы и города;

• проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с родителями учащихся спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.

На школьном уровне:

• общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела и мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, как на уровне школы, так и на уровне города, региона, России, в которых участвуют все классы школы;

• торжественные ритуалы, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей, а так же связанные с героико-патриотическим воспитанием;

• церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов:

• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы самоуправления, в Малые группы по подготовке общешкольных ключевых дел;

• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела;

• участие в организации и проведении мероприятий и дел, направленных на сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного органа ученического самоуправления класса.

На индивидуальном уровне:

• вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер;

• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

4.2. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагог организует:

- работу с классным коллективом;

- индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;

- работу с учителями, преподающими в данном классе;

- работу с родителями учащихся или их законными представителями.

 

Работа с классным коллективом:

• инициирование, мотивация и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, осуществление педагогического сопровождения и оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

• педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской социальной активности;

• поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение;

• организация и проведение совместных дел с учащимися вверенного ему класса, их родителей;

интересных и полезных для личностного развития ребенка (интеллектуально-познавательной, гражданско-патриотической, героико-патриотической, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной и др. направленности), позволяющие:

- вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них,

- установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;

• проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;

• сплочение коллектива класса через:

- игры и тренинги на сплочение и командообразование, развитие самоуправленческих начал и организаторских, лидерских качеств, умений и навыков;

- походы и экскурсии, организуемые классными руководителями совместно с родителями;

- празднование в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши и т.д.;

- регулярные внутри классные «огоньки» и творческие дела, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.

• мотивация исполнения существующих и выработка совместно с учащимися новых законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе в рамках уклада школьной жизни.

Индивидуальная работа с учащимися:

• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;

• поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;

• индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;

• мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие в общественном детском/молодежном движении и самоуправлении;

• мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие в конкурсном и олимпиадном движении;

• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

• регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

• привлечение учителей к участию во внутри классных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

 

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

• регулярное информирование родителей о школьных успехах и 10 проблемах их детей, о жизни класса в целом;

• помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; •

организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

• создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;

• привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

• организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

Так как Примерная программа воспитания предполагает разделение по направлениям воспитательной работы (это модули: самоуправление, ключевые общешкольные дела  и т.д.), но разделения на направления воспитательной деятельности в ней нет, МБОУ СОШ № 22 принято решение включить в план работы классного руководителя в раздел «Работа с классом», опираясь на Стратегию развития воспитания в РФ на период до 2025 г., которая утверждена распоряжением правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р, являющуюся обязательным для исполнения при реализации программ воспитательной работы, следующие Основные направления развития воспитания:

-      гражданское воспитание

-      патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

-      духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей

-      приобщение детей к культурному наследию

-      популяризация научных знаний

-      физическое воспитание и формирование культуры здоровья

-      трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

-      экологическое воспитание         

 

Модуль 4.3. «Курсы внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.

Познавательная деятельность

Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Художественное творчество

Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.

Проблемно-ценностное общение

Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников, проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к  разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.

Туристско-краеведческая деятельность

Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе, его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

Трудовая деятельность

Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков само обслуживающего труда.

Игровая деятельность

Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

На ступени НОО:

Направление внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

Спортивно-оздоровительное

 

Прогулки, походы,  беседы и классные часы о ЗОЖ, школьные и муниципальные физкультурные праздники и соревнования и др.

Курс внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.

Классные часы

Духовно-нравственное

Экскурсии, походы, выставки, акции, посещение музеев.

Краеведческие конференции, поисково-исследовательская работа в архивах и музейных фондах, уроки мужества,

Месячник защитников Отечества,

мероприятия, приуроченные к празднику Дня Победы, смотры, встречи с ветеранами, творческие конкурсы, просмотр фильмов патриотической направленности, военно- спортивная игра

Курсы внеурочной деятельности «Краеведение»

Классные часы

Общеинтеллектуальное

 

Школьное научное общество,

предметные детские объединения, факультативы, научно-исследовательские проекты, олимпиады, интеллектуальные марафоны и конкурсы, познавательные игры, познавательные беседы, предметные недели  и т. п.

 

Курсы внеурочной деятельности «Занимательная математика», «Занимательный русский язык»

 

Классные часы

Общекультурное

Занятия детей в детских объединениях и кружках художественно-эстетической направленности.

Праздничные тематические мероприятия, посещение музеев, театров, кинотетров, концертных площадок,  посещение и участие в   художественных выставках,

художественных акциях школы и социума .

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей

Курсы внеурочной деятельности «В мире книг», «Пластилиновые фантазии»

Экскурсии

Классные часы

Социальное

Работа по благоустройству школьной территории, по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; КТД (коллективное творческое дело); социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые игры

организации деятельности ученических сообществ.

Классные часы

Всего до 1350 часов за 4 года обучения

На ступени ООО:

Направление внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

Спортивно-оздоровительное

 

Прогулки, походы,  беседы и классные часы о ЗОЖ, школьные и муниципальные  физкультурные праздники и соревнования, ГТО  и др.

Классные часы

Духовно-нравственное

Экскурсии, походы, выставки, акции, посещение музеев.

Краеведческие конференции,  поисково-исследовательская работа в архивах   и музейных фондах, уроки мужества,

Месячник защитников Отечества,

мероприятия, приуроченные к празднику Дня Победы, смотры, встречи с ветеранами, творческие конкурсы, просмотр фильмов патриотической направленности, военно – спортивные праздники («Орленок», волонтёрская деятельность и т.д.).

Классные часы

Общеинтеллектуальное

Школьное научное общество,

предметные детские объединения, факультативы, научно-исследовательские проекты, олимпиады, интеллектуальные марафоны и конкурсы, познавательные игры, познавательные беседы, предметные недели и т. п.

Курсы внеурочной деятельности «Проектная деятельность» «Занимательная математика»,  «Клуб любителей  английского языка», «Мир текстовых задач», «Хронограф», «Клуб любителей  русского языка», «Экология живых организмов», «Введение в астрономию»

Классные часы

Общекультурное

Занятия детей в детских объединениях и кружках художественно - эстетической направленности.

Праздничные тематические мероприятия, посещение музеев, театров, кинотетров, концертных площадок, посещение и участие в художественных выставках,

художественных акциях школы и социума .

Курсы внеурочной деятельности «Пластилиновые фантазии»

Экскурсии

Классные часы

Социальное

Работа по благоустройству школьной территории, по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; КТД (коллективное творческое дело); социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые игры

организации деятельности ученических сообществ.

Классные часы

Курсы внеурочной деятельности «Шаг в будущее», «Школа волонтера»

Всего до 1750 часов за 5 лет обучения

На ступени СОО:

Компонент «Деятельность ученических сообществ,

клубов»

Название программы

Модуль  «Самоуправление»

ДО «Будущее-мы!»

Модуль «Волонтерская деятельность»

Музей  «Подвиг и судьбы»

Волонтерский отряд «Радуга добра»

ЮИД «Юный пешеход»

ДЮП «Юный пожарный»

Клуб «Позитифф»

Компонент «Реализация образовательных событий, ориентированных на решение задач воспитания»

Модуль  «КТД»

День знаний

 

День города

День учителя

Акция «Внимание-дети!»

Акция «Мы против коррупции!»

Предвыборная кампания и выборы в детской

организации

КТД  «Осенний листопад»

 

Акция «Нет экстремизму и терроризму»

Акция «Мы разные, но мы вместе»

Акция «Здоровье-это здорово»

 

День матери

День борьбы со СПИДом

КТД «К нам спешит Новый год!»: конкурс на лучшее новогоднее украшение кабинета, конкурс новогодних игрушек, «Зимний букет», новогодние огоньки

День освобождения г. Воронежа

День защитника Отечества

8 марта

Акция «Дорожный патруль»

День победы: Письмо ветерану, концерт, Бессмертный полк, конкурс рисунков, поздравительных видеороликов

Подготовка и проведение праздника «Последний звонок»

Подготовка и проведение праздника «Выпускной»

Модуль

«Воспитательная работа»

Воспитательная работа в классе

Всего 598 за 2 года обучения

 

4.4. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

• организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Кроме того в МБОУ СОШ № 22 принято решение о закреплении за учебными предметами направлений воспитательной деятельности:

НА СТУПЕНИ  НОО:

Направление воспитательной деятельности

Предметы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Русский язык

Родной русский язык 

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Литературное чтение

Литературное чтение на родном языке       ОРКСЭ

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Математика

Иностранный язык

Технология

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни 

Физическая культура

Окружающий мир

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Окружающий мир

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Предметы

НА СТУПЕНИ ООО:

Направление воспитательной деятельности

Предметы

Духовно-нравственное развитие; усвоение нравственных ценностей общества и этнокультурной среды региона; опыт конструктивного социального поведения в окружающем мире

Русский язык, литература, обществознание, история, иностранные языки, ОДНКНР, изобразительное искусство, музыка

Развитие навыков экологически безопасного поведения и ЗОЖ; формирование опыта конструктивного социального поведения в окружающем мире

ОБЖ, биология, химия, физика, география, информатика, математика, физическая культура

Формирование готовности к выбору профиля обучения, направления своей дальнейшей профессиональной деятельности

Технология, элективные курсы

НА СТУПЕНИ СОО:

Направление воспитательной деятельности

Предметы

Духовно-нравственное развитие; усвоение нравственных ценностей общества и этнокультурной среды региона; опыт конструктивного социального поведения в окружающем мире

Русский язык, литература, обществознание, история, иностранные языки, право, экономика, МХК

Развитие навыков экологически безопасного поведения и ЗОЖ; формирование опыта конструктивного социального поведения в окружающем мире

ОБЖ, биология, химия, физика, география, информатика, математика, физическая культура

Формирование готовности к выбору профиля обучения, направления своей дальнейшей профессиональной деятельности

Элективные курсы

 

4.5. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое сопровождение на уровне класса, а на уровне школы назначается куратор развития ученического самоуправления. Ученическое самоуправление в МБОУ СОШ № 22 осуществляется следующим образом.

На уровне школы:

• через деятельность выборного Совета учащихся – Совета Лидеров, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;

• через работу постоянно действующих секторов по направлениям деятельности, инициирующих и организующих проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.), отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.

На уровне классов:

• через деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса.

На индивидуальном уровне:

• через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутри классных дел;

• через реализацию учащимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

4.6. Модуль «Детские общественные объединения»

Действующие на базе школы детские общественные объединения – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).

Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

  • организацию общественно полезных дел, дающих школьникам возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
  • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
  • поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у школьника чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения: детско-юношеское движение «Будущее-мы!» имеет эмблему,  галстук. В центре круга изображены фигуры взрослого и ребенка, олицетворяющие сотрудничество, взаимопомощь, партнёрские отношения взрослых и детей в объединении. Символ доброты, небезразличности, милосердия участников объединения является яркое солнце, на фоне, которого изображены фигуры людей. Зелёный цвет дерева обозначает экологическую направленность объединения, чистоту природы, атмосферы, человеческих помыслов.  Галстуки участников объединения – жёлтого цвета как яркие звезды на кителе генерала армии Черняховскго И.Д.
  • участие членов детского общественного движения в волонтерском школьном движении, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.

Основные направления деятельности:

  • организация центров делового сотрудничества, совместных акций, мероприятий, выставок, конкурсов;
  • участие в творческих конкурсов и мероприятий
  • организация благотворительной деятельности.
  • проведение исследований, разработка и реализация социальных программ.

 

Школьный музей  «Подвиг и судьбы», который осуществляет свою деятельность по программе деятельности музея МБОУ СОШ № 22. Основная цель работы штаба  - способствовать  военно-патриотическому воспитанию учащихся через привлечение их к изучению героического прошлого своей страны, малой родины,  поисковой работе и связи с ветеранами.

ЮИД «Юный пешеход»

Основными задачами отряда ЮИД являются:

-      активное содействие школы  в воспитании учащихся как законопослушных участников дорожного движения, выработке у школьников активной жизненной позиции;

-      изучение Правил безопасного поведения на дорогах и улицах и трансляция полученных знаний;

-      овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения;

-      участие в профилактической работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

-      овладение навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Волонтерский отряд  «Радуга добра»

Работа, которую выполняют волонтеры, важная и нужная. Ребята  не только сами ведут здоровый образ жизни, но и пропагандируют  его среди своих сверстников и жителей города: выступают агитбригадой, проводят акции по профилактике курения, употребления алкоголя и наркотиков, играют с младшими школьниками, раздают листовки и оказывают помощь всем, кто в ней нуждается. Основная цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников  на основе взаимодействия общества и волонтеров.

Детской общественной организации «Будущее-мы!»

В детской организации «Будущее-мы!» предусмотрена должностная иерархия: есть председатель, редколлегия, СМИ, и пр. Каждого члена актива выбирали путем тайного голосования. Поэтому в актив старшеклассников входят самые творческие, неординарные и креативные ребята. В свою очередь они принимают участие во многих районных, областных конкурсах. Сами пишут сценарии к мероприятиям, готовят танцевальные, музыкальные номера, шоу, выпускают яркие и интересные газеты. Делают запоминающиеся фото, готовят видеоролики. Отлично взаимодействуют со всеми ребятами школы, если им требуется помощь, то остальные учащиеся охотно идут навстречу. Это сплоченный коллектив.

 

ДЮП  «Юный пожарный»

Основными задачами отряда  являются:

-      активное содействие школы  в воспитании учащихся как законопослушных участников пожарной безопасности, выработке у школьников активной жизненной позиции;

-      изучение Правил безопасного поведения в быту, в общественных местах, на дорогах и улицах и трансляция полученных знаний;

-      овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил пожарной безопасности;

-      участие в профилактической работе по предупреждению пожарной безопасности;

-      овладение навыками оказания первой помощи пострадавшим при пожарных происшествиях.

Спортивный клуб «Позитифф»

Основными задачами   являются:

Создание условий для физического, социального и психологического оздоровления школьников, предупреждение и своевременная коррекция распространенных среди школьников заболеваний,   формирование знаний и умений о способах укрепления здоровья и навыках здорового образа жизни, освоение новых моделей эффективного коллективного поведения и навыков сотрудничества, воспитание морально-волевых качеств, формирование умений и навыков сознательно, вариативно, творчески использовать полученные знания в самостоятельной деятельности, пополняя свой жизненный опыт;   улучшение показателей физического развития

4.7. Модуль  «Экскурсии, походы»

Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.  На экскурсиях,  в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.

Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • ежегодные экскурсии на природу, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников;
  • выездные экскурсии в музей,  на предприятие; на представления в кинотеатр, драмтеатр, цирк, выставочные залы
  • регулярные сезонные экскурсии на природу («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);

 

4.8. Модуль  «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.               Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности.

Эта работа осуществляется через:

• профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;

• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;

• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков («Проектория»);

• индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.

 

4.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МБОУ СОШ №22, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.

Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

• оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и вне учебные занятия;

• размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

• озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство образовательной организации на зоны активного и тихого отдыха;

• благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие способности и создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;

• событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);

• совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни организации знаковых событий;

• регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории;

• акцентирование внимания учащихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.

4.10. Модуль «Профилактика»

В современном обществе одной из актуальных является проблема, касающаяся поведения подростков. Не каждый из них осознает, какие их действия могут вызвать серьезные и трудно исправимые последствия.

В школе проводится профилактическая работа с несовершеннолетними, включающая направления:

-Индивидуальная профилактическая работа с подростками, состоящими на учете, девиантного поведения, группы социального риска.

-Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

-Мероприятия по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, в отношении несовершеннолетних, безнадзорности и социального сиротства, защите прав детей.

-Мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании, курения табака среди несовершеннолетних.

-Правовое просвещение несовершеннолетних. Формирование осознанного законопослушного поведения, навыков социальной ответственности.

-Профилактика экстремизма, терроризма в молодежной среде, формирование навыка безопасного поведения в сети интернет.

-Профилактика детско-подросткового суицидального поведения в образовательной среде.

-Формирование антикоррупционного мировоззрения

-Профилактика жестокого обращения с детьми, телефон доверия, работа службы школьной медиации, комиссии по урегулированию споров между участниками учебно-воспитательного процесса,  Совета по профилактике, безопасность в сети Интернет, участие в акции «Живи долго», «Интернет-территория безопасности», «Защитим детство от насилия», «Скажи телефону доверия-Да!» и др.

Профилактика девиантного поведения является ключевой задачей для взрослых – родителей и педагогов. Профилактическая работа в школе предполагает формирование условий, не провоцирующих отклоняющихся поступков. Школа обеспечивает и расширяет безопасное пространство для детей, в котором им будет спокойно и интересно. Наиболее эффективными в этом смысле является система внеурочной деятельности, в которой учитываются потребности различного возраста. Существующие виды профилактики (досуговая деятельность, беседы, спортивные, художественные кружки и пр.) выступают в качестве мощного инструмента, позволяющего безболезненно воздействовать на детей, предупреждая развитие негативных склонностей.

Индивидуальная профилактическая работа с учащимся предполагает проведение бесед, посещение семьи, постановку на внутришкольный учет, назначение наставника и пр.

Деятельность включает в себя:

-      Консультирование по проблемам исправления выявленных при диагностике недостатков.

-      Исследование личных особенностей, степени воспитанности детей. На основе изученного определяются конкретные задачи и методы последующего педагогического воздействия. Регулярное наблюдение за общением, поведением, положением каждого ребенка в коллективе. Занятия классного руководителя, педагога-психолога, администрации учебного заведения с детьми, требующими коррекции.

-      Формирование условий для реализации творческого потенциала, поддержка при организации досуга.

-      Вовлечение учащихся в общественную деятельность. Обеспечение ненавязчивого контроля со стороны учителя, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, заместителей директора, директора образовательного учреждения действий детей в урочное и внеурочное время.

-      Проведение тренингов по общению, психологической разгрузке, бесед, встреч с интересными личностями.

Организация профилактической работы необходима для:

- Оздоровления условий воспитания и жизни детей, когда ситуация создает угрозу для их нормального развития.

- Влияния на детей, допускающих отклонение в своих действиях, так чтобы неправомерные и безнравственные привычки и взгляды не смогли закрепиться в их сознании.

- Пресечения и выявления источников антиобщественного воздействия.

- Проведение профилактических работ ориентировано на:

- Выявление неблагоприятных условий воспитания и жизни до того, как они отразились на действиях, процессе формирования взглядов конкретных детей.

- Обнаружение и устранение источников негативного влияния на подростков, способных склонить их к антиобщественным поступкам.

В школе проводятся месячники, декады, недели, тематические дни профилактики. В них участвуют сотрудники правоохранительных органов, психологи и прочие специалисты. В рамках такой работы проводятся беседы по ПДД, об обязанностях и правах, здоровье и пр. Планирование этих мероприятий позволяет задействовать всех участников педагогического и воспитательного процесса. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на текущую ситуацию. Ключевая роль во взаимодействии ОО и родителей принадлежит классным руководителям. Именно они обеспечивают организацию лекций, бесед, встреч со специалистами, осуществляют наблюдение, анализ, планируют профилактическую работу в классе. Педагоги должны установить взаимодействие с родителями. Это осуществляется не только в рамках собраний, но и в форме индивидуальной работы с каждой семьей. К ней, в частности, относят и консультирование родителей и детей на дому.

4.11. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями (законными представителями) учащихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе.  Работа с родителями или законными представителями учащихся в МБОУ СОШ № 22 осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На школьном уровне:

• общешкольный Совет родителей, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

• родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением специалистов;

• родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;

• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся;

• семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

• социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

На уровне класса:

• классный Совет родителей, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей их класса;

• родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;

• классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся класса;

• социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

На индивидуальном уровне:

• работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

• участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности;

• индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей).

 

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.       Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.         Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в образовательной организации, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с учащимися деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития учащихся.

 

Основными направлениями анализа организуемого в образовательной организации воспитательного процесса могут быть следующие:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития учащихся каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете образовательной организации. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития учащихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

В конце учебного года проводится качественный анализ воспитательной работы (по отчётам классных руководителей, анализу внеклассных мероприятий и проведённых ключевых дел, отчётам органов самоуправления, работы волонтеров и т.д.) Классные руководители, педагог-психолог, используя методики наблюдения, опроса, анализа результатов деятельности учащихся по актуальным вопросам отслеживают изменения в личностном развитии учащихся, динамики уровня воспитанности и социализации.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и представителями Совета  родителей, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной организации и класса. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с учащихся и их родителями (законных представителей), педагогами, лидерами ученического самоуправления,  при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

- качеством существующего в школе ученического самоуправления;

- качеством функционирующих на базе школы отрядов ЮИД, ДЮП, «Радуга добра», штаба школьного музея «Подвиг и судьбы», спортивного клуба «Позитифф»;

- качеством проводимых в школе  экскурсий, походов;

- качеством профориентационной работы;

- качеством организации предметно-эстетической среды школы;

- качеством взаимодействия  школы и семей учащихся.

3. Управление воспитательным процессом в школе  (имеют ли педагоги чёткое представление о нормативно-методических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности; создаются ли школьной администрацией условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги за хорошую воспитательную работу со школьниками?)

4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в школе (в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых для организации воспитательного процесса, особенно нуждается школа – с учётом ее реальных возможностей; какие имеющиеся у школы ресурсы используются недостаточно; какие нуждаются в обновлении?)

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

 

Календарный план воспитательной работы НОО

Календарный план воспитательной работы ООО

Календарный план воспитательной работы СОО