Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Родной язык (русский) 10-11

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)»

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413), с учетом  Примерной основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку  (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);авторской программы по русскому языку для общеобразовательных школ  для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова, Л. М. Рыбченковой.

Родной язык (русский) изучается с 10 класса по 11 класс. Всего отводится на обучение  — 69 часов, из них в 10 классе – 35 часов (1 ч в неделю, 35 учебных недель); в 11 классе – 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

 

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

-                российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

-                уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

-                формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

-                воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

-                ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

-                готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

-                готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

-                приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.

-                нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-                принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

-                развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Метапредметные результаты:

-                овладение способностью самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-                критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознавание и фиксация противоречий в информационных источниках;

-                использование различных модельно-схематические средств для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

-                нахождение и способность приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойное и разумное отношение к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, как ресурса собственного развития;

-                осуществление целенаправленного поиска возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

-                выстраивание индивидуальной образовательной траектории, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

-                осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбор партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

-                способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

-                координация и выполнение работы в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

-                способность развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-                умение распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

-                сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;

-                владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

-                сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

-                сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

-                сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;

-                обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

-                овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

-                сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.

Выпускник научится:

-                использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

-                использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

-                создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

-                выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

-                подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

-                правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

-                сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;

-                использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

-                анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

-                извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

-                преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

-                выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

-                соблюдать культуру публичной речи;

-                соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

-                оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

-                использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

-                распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

-                анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-                комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

-                отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

-                использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

-                иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

-                выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

-                дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

-                проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

-                сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

-                создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

-                соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

-                соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

-                соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

-                осуществлять речевой самоконтроль;

-                совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

-                использовать основные   нормативные   словари   и   справочникидля расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

-                оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

2. Содержание  учебного предмета

10 класс

Язык и культура (8 ч.)

Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Культура речи (12ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Отражение вариантов  грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Речь. Речевая деятельность. Текст (13 ч.)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Понятие речевого (риторического) идеала.

Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.

Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих.

Текст как единица языка и речи

Категория монолога и диалога как формы речевого общения.

Структура публичного выступления.

Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика.

Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.

Функциональные разновидности языка

Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.

Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Повторение и обобщение изученного (2 ч.)

11 класс

Язык и культура (5 ч.)

Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания.  Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.

Культура речи (18 ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения  и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Речевой этикет

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.

Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Речевые жанры монологической речи:  доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.

Текст как единица языка и речи

Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.

Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.

Повторение и обобщение изученного (1 ч.)

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

10 класс

урока

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

 

Язык и культура

8

1

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире

1

2

Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление

1

3

Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины

1

4

Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка

1

5-6

Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества»

2

7

Контрольная работа в форме теста по теме «Развитие современного русского языка»

1

8

Анализ контрольной работы

1

 

Культура речи

12

9

Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

1

10

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

1

11

Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости

1

12

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

1

13

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

1

14

Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

1

15

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

1

16

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

1

17-18

Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура речи?»

2

19

Контрольная работа в форме теста по теме «Современные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка»

1

20

Анализ контрольной работы

1

 

Речь. Речевая деятельность. Текст

13

21

Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения.

1

22

Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.

1

23

Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Риторика остроумия

1

24

Категория монолога и диалога как формы речевого общения

1

25

Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика

1

26-27

Р/р Публичное выступление (практическое занятие)

2

28

Функциональные разновидности языка. Публицистический, научный, официально-деловой стили речи

1

29

Язык художественной литературы. Разговорная речь

1

30

Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка»

1

31

Анализ контрольной работы

1

32-33

Защита проекта по предложенной теме

2

34-35

Повторение и обобщение изученного

2

11 класс

урока

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

 

Язык и культура

5

1

Язык и речь. Язык и художественная литература

1

2

Тексты художественной литературы как единство формы и содержания

1

3-4

Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»)

2

5

Н. Помяловский о разнообразии языка.

1

 

Культура речи

18

6

Основные нормы современного литературного произношения  и ударения в русском языке.

1

7

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии

1

8

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

1

9

Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей

1

10-11

Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе»

2

12

Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества»

1

13

Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского языка»

1

14

Анализ контрольной работы

1

15

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами.

1

16

Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.

1

17

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами.

1

18

Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

1

19

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении

1

20

Этапы делового общения

1

21

Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.

1

22

Контрольная работа в форме теста по теме «Грамматические нормы русского языка»

1

23

Анализ контрольной работы

1

 

Речь. Речевая деятельность.

9

24

Речевые жанры монологической речи:  доклад, поздравительная речь, презентация

1

25

Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты

1

26

Признаки текста. Виды связей предложений в тексте

1

27

Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.

1

28-29

Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат

2

30

Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом

1

31

Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка»

1

32

Анализ контрольной работы

1

33

Защита проекта по предложенной теме

1

34

Повторение и обобщение изученного

1