Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
География мира 10-11

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения выпускниками основной образовательной программы по географии являются:

• сформированность общечеловеческих и общенациональных ценностей, гражданственности и национальной идентичности, патриотизма, гордости за свою страну, свой край, свою Родину, свой народ; прошлое и настоящее многонационального народа России;

• сформированность основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, потребность к самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих жизненных планов на протяжении всей жизни;

• принятие и реализацию ценностей эстетического отношения к миру, здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде, умений противостоять социально опасным явлениям общественной жизни;

• готовность к осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

• сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта деятельности в области экологии.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной образовательной программы по географии являются:

• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, в том числе методов работы с текстами, тематическими картами, статистическими данными, геоинформационными системами, ресурсами Интернета;

• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности (включая умение ориентироваться в различных источниках информации), самостоятельному поиску, анализу, отбору географической информации, её оценке, преобразованию, сохранению, передаче и презентации в разных формах (в том числе с помощью технических средств и информационных технологий) на основе соблюдения требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

• владение языковыми средствами, коммуникативными навыками взаимодействия с людьми, готовностью к пониманию собеседника, ведению корректных дискуссий (умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения); умения правильно оценивать собственные поступки и поступки других людей, эффективно разрешать конфликты;

• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

• владение навыками рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения для объяснения, оценки и прогнозирования различных явлений и процессов современного мира на основе приобретённых географических знаний и умений.

Предметными результатами освоения выпускниками основной образовательной программы по географии являются:

• владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

• владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

• сформированность системы социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

• владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

• владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

• владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

• владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

• сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Выпускник научится:

• определять роль комплекса географических наук в решении научных и практических задач;

• выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и экологических процессов;

• составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

• сравнивать и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических и геоэкологических процессов, и явлений;

•  сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

• определять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

• находить и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

• описывать и прогнозировать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

• решать задачи по оценке состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

• оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

• объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

• анализировать географию рынка труда, прогнозировать его развитие на основе динамики его изменений;

• проводить расчеты численности населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

• проводить анализ факторов и аргументировать закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

• составлять характеристику отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира и оценивать их вклад в мировое хозяйство;

•  приводить доказательства, объясняющие географическое разделение труда;

• определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель ВВП;

• давать оценку ресурсообеспеченности стран и регионов при помощи различных источников информации и оценивать их место в мировом хозяйстве;

• выявить роль России в мировом хозяйстве, ее особенность в системе международных финансово-экономических и политических отношений;

• объяснять влияние международной деятельности на решение глобальных проблем человечества влияющие на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать и делать анализ процессов, происходящие в географической среде;

• переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

• делать оценку географии населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

• прогнозировать развитие географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

• выявлять важнейшие экологические, социально-экономические проблемы;

• давать научное обоснование процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

• понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

• давать оценку характеру взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

• объяснять значение интеграционных процессов в мире;

• составлять прогноз и давать оценку изменениям политической карты мира под влиянием международных политико-социально-экономических и других процессов;

• делать оценку геополитическим рискам, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

• проводить оценку в изменении отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира, а также оценивать их влияние на мировое хозяйство;

• анализировать и оценивать региональную политику отдельных стран и регионов;

• характеризовать особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, а также оценивать ее роль в международном географическом разделении труда;

Содержание учебного предмета

Содержание структурировано в двух частях: «Общая характеристика мира», «Региональная характеристика мира».

Часть «Общая характеристика мира» сгруппирован в семь тем: «Современная география» «Страны современного мира», «География населения мира», «Мировые природные ресурсы», «Мировое хозяйство и научно-техническая революция», «Отрасли мирового хозяйства», «Глобальные проблемы человечества».

Содержание темы «Современная география» позволяет подвести учащихся к изучению географии мира. Актуализировать знания по положение науки в системе наук, методах исследований, географической карте, как источнику информации.

Тема «Страны современного мира» освещает географические темы, которые помогут школьникам, познакомится с типологией стран современного мира. Размерами стран и их положение на материке. С видами государственного устройства стран: формами правления и административно-территориальными устройствами. С уровнем их социально-экономического развития, а также с развитыми и развивающимися странами.

В теме «География населения мира» происходит знакомство учащихся с демографией и основными демографическими показателями: динамика численности населения, воспроизводство населения, половозрастной состав, трудовые ресурсы, расовый и этнический состав. Вводится понятия страны однонациональные и многонациональные. Знакомятся с религией в жизни людей: мировые и национальные религии, этнорелигиозные конфликты. Рассматривают размещение и миграции населения, формы расселения: сельское и городское. Урбанизация.

Содержание темы «Мировые природные ресурсы» знакомит учащихся с взаимодействием природы и человека, и развитием этих взаимоотношений. Изучают присваивающее и производящее хозяйство. Вводится понятие природопользование, экологические проблемы. Находят пути решения экологических проблем. Рассматривают проблему истощения природных ресурсов, проблему загрязнения окружающей среды, виды природных ресурсов, понятие о ресурсообеспеченности, ресурсообеспеченность стран мира. Изучают исчерпаемые невозобновимые ресурсы, минеральные ресурсы: топливные, рудные, нерудные. Исчерпаемые возобновимые ресурсы: земельные, водные, лесные. Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии. Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические.

Пятая тема «Мировое хозяйство и научно-техническая революция» продолжает географическое образование учащихся по знакомству с международным географическим разделением труда. Формирование и развитие мирового хозяйства. Глобализация. Научно-техническая революция. НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и география мирового хозяйства.

Шестая тема «Отрасли мирового хозяйства» продолжает знакомить учащихся с отраслями хозяйства, только уже на мировом уровне: топливно-энергетический комплекс, топливная промышленность, электроэнергетика, география мировой энергетики, чёрная и цветная металлургия: география и основные тенденции развития, машиностроение, химическая промышленность, лесная промышленность, сельское хозяйство: земледелие (растениеводство) и животноводство, транспорт мира, международные экономические отношения, мировая торговля, международные кредитно-финансовые отношения, научно-техническое и производственное сотрудничество, свободные экономические зоны (СЭЗ), международные услуги, международный туризм.

Последняя тема первой части «Глобальные проблемы человечества» вводит понятия о глобальных проблемах. Проводит обзор глобальных проблем человечества и стратегией устойчивого развития.

Материалы части «Региональная характеристика мира» подразделяются на восемь тем: «Политическая карта мира», «Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия», «Англо-Америка», «Латинская Америка», «Африка», «Австралия и Океания», «Заключение».

В теме «Политическая карта мира» учащиеся знакомятся с политической картой мира. Территориями и границами стран. Изучают историю формирование политической карты мира и историко-географические регионы мира, и международные организации.

Тема «Зарубежная Европа» посвящен изучению Зарубежной Европы: ее состав и географическое положение, политико-географическое (геополитическое) положение, природные ресурсы, демографическую ситуацию, национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации Зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Субрегионы Зарубежной Европы, их природная, культурная и хозяйственная специфика. Страны Зарубежной Европы: краткая историческая справка, территория, границы, положение, государственный строй, природные условия и ресурсы, особенности населения, особенности расселения, крупнейшие города, место в мировой экономике, структуру и география промышленности и сельского хозяйства.

Содержание темы «Зарубежная Азия» происходит знакомство обучающихся с Зарубежной Азией: ее состав и географическое положение, политико-географическое (геополитическое) положение, природные ресурсы, демографическую ситуацию, национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Хозяйственные различия между странами. Главные отрасли промышленности. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Субрегионы Зарубежной Азии, их природная, культурная и хозяйственная специфика. Страны Зарубежной Азии: краткая историческая справка, территория, границы, положение, государственный строй, природные условия и ресурсы, особенности населения, особенности расселения, крупнейшие города, место в мировой экономике, структуру и география промышленности и сельского хозяйства.

Четвертая тема «Англо-Америка» рассматривает Канаду и США: каткая историческая справка, основные черты их экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства, богатство природно-ресурсного потенциала, их место в мировом хозяйстве, взаимозависимость их экономик.

Пятая тема «Латинская Америка» знакомит учащихся с Латинской Америкой: составом и географическим положением, политико-географическим (геополитическим) положением, природными ресурсами, населением и хозяйством, субрегионами и странами.

Шестая тема «Африка» знакомит учащихся с Африкой: составом и географическим положением, политико-географическим (геополитическим) положением, природными ресурсами, населением и хозяйством, субрегионами и странами.

Предпоследняя тема «Австралия и Океания» рассматривает Австралию и страны Океании: каткая историческая справка, основные черты их экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства, богатство природно-ресурсного потенциала, их место в мировом хозяйстве, взаимозависимость их экономик.

Последняя тема «Заключение» позволяет вспомнить курс географии средней школы, про Россию (9 класс). А именно о России в современном мире, экономико-географической истории России, краткой характеристики современного хозяйства.

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.

10 класс

№ п/п

Названия разделов. Темы уроков.

Кол-во

часов

ЧАСТЬ I. Общая характеристика мира

Тема 1. Современная география (5 часов)

1

Введение. Положение географии в системе наук.

1

2

Традиционные и новые методы географических исследований

1

3

Географическая карта – особый источник информации. Географическая номенклатура.

1

4

Статистический метод.

1

5

Решение статистических задач

1

Тема 2. Страны современного мира (6 часов)

6

Типы стран современного мира

1

7

Государственный строй страны. Практическая работа

1

8

Развитые страны

1

9

Развивающиеся страны

1

10

Страны с переходной экономикой

1

11

Повторительно-обобщающий урок по теме «Страны современного мира»

1

Тема 3. География населения мира (11 часов)

12

Демография. Основные демографические показатели


13

Численность населения и его динамика.

1

14

Воспроизводство населения. Типы воспроизводства.

1

15

Возрастной и половой состав населения мира

1

16

Этнический состав населения.

1

17

Религиозный состав населения.

1

18

Размещение населения.

1

19

Миграции населения

1

20

Городское и сельское население

1

21

Половой состав, религии и урбанизация стран мира. Практическая работа.

1

22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Население мира»

1

Тема 4. Мировые природные ресурсы (13 часов)

23

Природа и человек

1

24

Природные ресурсы

1

25

Минеральные ресурсы. Топливные ресурсы.

1

26

Рудные полезные ископаемые

1

27

Нерудные полезные ископаемые

1

28

Земельные ресурсы мира

1

29

Лесные ресурсы мира

1

30

Водные ресурсы.

1

31

Ресурсы Мирового океана.

1

32

Другие виды природных ресурсов.

1

33

Пути решения экологических проблем

1

34

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира. Практическая работа.

1

35

Повторительно-обобщающий урок по теме «Природные ресурсы»

1

Тема 5. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (6 часов)

36

Формирование мирового хозяйства

1

37

Международные интеграционные объединения современного мира. Практическая работа.

1

38

Мировое хозяйство и современная эпоха НТР

1

39

НТР и география мирового хозяйства

1

40

Влияние НТР на размещение производства

1

41

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мировое хозяйство и научно-техническая революция»

1

Тема 6. Отрасли мирового хозяйства (23 часа)

42

Топливная промышленность

1

43

Мировая электроэнергетика

1

44

Черная и цветная металлургия

1

45

Машиностроение

1

46

Составление картосхемы «Машиностроение мира». Практическая работа.

1

47

Химическая промышленность

1

48

Лесная промышленность

1

49

Легкая промышленность

1

50

Повторительно-обобщающий урок по теме «Промышленность мира»

1

51

Сельское хозяйство. Земледелие

1

52

Сельское хозяйство. Животноводство.

1

53

Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран.

1

54

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сельское хозяйство мира»

1

55

Мировой транспорт. Наземный транспорт

1

56

Мировой транспорт. Водный транспорт.

1

57

Воздушный транспорт. Мировая инфраструктура.

1

58

Транспорт и мировое хозяйство. Транспорт и окружающая среда.

1

58

Повторительно-обобщающий урок по теме «Транспорт»

1

59

Формы международных экономических отношений. Мировая торговля.

1

60

Международные кредитно-финансовые отношения

1

61

Свободные экономические зоны. Международный туризм.

1

62

Другие формы международных экономических отношений.

1

63

Повторительно-обобщающий урок по теме «Международные экономические отношения»

1

Тема 7. Глобальные проблемы человечества (7 часов)

64

Глобальные проблемы человечества. Проблема сохранения мира.

1

65

Экологические проблемы

1

66

Проблемы отсталости развивающихся стран. Демографическая проблема.

1

67

Глобальные проблемы и стратегия устойчивого развития

1

68

Итоговое тестирование

1

69

Зачет по странам мира

1

70

Повторение

1

11 класс

№ п/п

Названия раздела. Тема уроков.

Кол-во

часов



 

Часть II Региональная характеристика мира

 

 

Тема 1. Политическая карта мира (9 часов)

 

1

Этапы формирования политической карты мира.

1

 

2

Количественные и качественные изменения на политической карте мира.

1

 

3

Современная политическая карта мира.

1

 

4

Типы государств. Геополитика.

1

 

5

Понятие о географическом регионе.

1

 

6

Регионы мира

1

 

7

Международные организации

1

 

8

Международные организации

1

 

9

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая карта мира».

1

 

Тема 2. Зарубежная Европа (15 часов)

 

10

Состав и географическое положение.

1

 

11

Место и роль Зарубежной Европы в современном мире.

1


12

Природные ресурсы

1


13

Население

1

 

14

Хозяйство. Ведущие отрасли промышленности.

1

 

15

Специализация сельского хозяйства Зарубежной Европы.

1


16

Транспорт и международный туризм. Объекты Всемирного наследия.

1

 

17

Страны Северной Европы. Швеция.

1

 

18

Страны Средней Европы. Великобритания

1


19

Франция

1

 

20

ФРГ

1

 

21

Страны Южной Европы. Италия


 

22

Испания

1

 

23

Страны Восточной Европы. Республика Польша

1

 

24

Повторительно-обобщающий урок по теме «Зарубежная Европа»

1

 

Тема 3. Зарубежная Азия (12 часов)

 

25

Состав, географическое положение.

1

 

26

Место и роль Зарубежной Азии в современном мире.

1

 

27

Природно- ресурсный потенциал

1

 

28

Особенности населения

1

 

29

Отрасли промышленной специализации

1

 

30

Специализация сельского хозяйства.

1

 

31

Контрольная работа за 1 полугодие

1

 

32

Страны Центральной и Восточной Азии. Япония. Китай.

1

 

33

Страны Южной Азии. Индия.

1

 

34

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

1

 

35

Страны Юго-Западной Азии. Турция.

1

 

36

Повторительно-обобщающий урок по теме «Зарубежная Азия»

1

 

Тема 4. Англо-Америка (5 часов)

 

37

Понятие об Англо-Америке.

1

 

38

США. Географическое положение, ресурсы и население

1

 

39

США. Хозяйство и внутренние различия

1

 

40

Канада.

1

 

41

Повторительно-обобщающий урок по теме «Северная Америка»

1

 

Тема 5. Латинская Америка (10 часов)

 

42

Состав, географическое положение.

1

 

43

Природные условия и ресурсы.

1

 

44

Особенности населения

1

 

45

Хозяйство и внутренние различия.

1

 

46

Страны Центральной Америки. Мексика.

1

 

47

Страны Вест-Индии. Куба.

1

 

48

Страны Бассейна Амазонки. Бразилия.

1

 

49

Страны Ла-Платской низменности. Аргентина.

1

 

50

Андские страны. Чили.

1

 

51

Повторительно-обобщающий урок по теме «Латинская Америка»

1

 

Тема 6. Африка (10 часов)

 

52

Состав, географическое положение.

1

 

53

Природные условия ресурсы.

1

 

54

Население.

1

 

55

Хозяйство

1

 

56

Северная Африка. Египет.

1

 

57

Западная Африка. Нигерия

1

 

58

Центральная Африка. ДР Конго

1

 

59

Восточная Африка. Кения.

1

 

60

Южная Африка. ЮАР.

1

 

61

Повторительно-обобщающий урок по теме «Африка»

1

 

Тема 7. Австралия и Океания (3 часа)

 

62

Австралия. Географическое положение, ресурсы и население.

1

 

63

Австралия. Хозяйство и внутренние различия.

1

 

64

Океания. ГП, Природные ресурсы, население, хозяйство.

1

 

Тема 8. Заключение (6 часов)

 

65

Экономико – географическая история России

1

 

66

Современная Россия

1

 

67

Характеристика современного хозяйства

1

 

68

Итоговое тестирование

1

 

69

Зачет по теме «Страны мира»

1

 

70

Разработка туристического маршрута

1