Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Литература 10-11 (ФГОС)

Рабочая программа учебного предмета «Литература»

10-11 классы

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413), с учетом  Примерной основной образовательной программы среднего общего образования по литературе (базовый уровень) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з); по авторской программы по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители:, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев,).

На изучение литературы в 10-11 классах отводится 207 часов, из них в 10 классе – 105 часов (3 ч в неделю, 35 учебных недель); в 11 классе – 102 часа (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

-           формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

-           формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

-           формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

-           формирование социальных компетенций, правосознания, способности ставить цели и строить жизненные планы,

-           формирование способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные результаты:

-           освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),

-           способность использования полученных знаний  в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,

-          формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-          формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

-          развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

-          совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста.

Предметные результаты:

-           знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

-           сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

-           сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

-           способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

-           овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

-           сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Выпускник научится:

-           демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

-           в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

-           обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

-           использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

-           давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

-           анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

-           определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

-           анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

-           анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

-           осуществлять следующую продуктивную деятельность:

1) давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

2)выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник получит возможность научиться:

-           давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

-           анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

-           анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

-           анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

2. Содержание  учебного предмета

10 класс

Введение. К истории русской литературы XIX века (1 ч.)

Русская литература XIX века.

Из литературы первой половины XIX века (9 ч.)

А.С. Пушкин. Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Воль­ность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустын­ный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бо­га роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбо­ру, поэма «Медный всадник». Образно-тематическое богатство и художественное совер­шенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам че­ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность по­этического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии. Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с моли­твою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полднев­ный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон». Глубина философской проблематики и драматизм звуча­ния лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразде­ленной любви, невостребованности высокого поэтического да­ра, в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского роман­тизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермон­това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С.  Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн )

Н.В.Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос». Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судь­бе гоголевских героев.

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повес­тям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).

Литература второй половины XIX века (85 ч.)

Введение. Социально-политическая ситуация в России второй полови­ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий , фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ке 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тур­генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Не­красовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова в дра­ме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полю­са народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специ­фика жанра. «Гроза» в русской критике (НА. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма­тургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

И.А.Гончаров. Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противо­речивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характе­рами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная ис­тория как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль дета­ли в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (НА. Добролюбов, Д.И. Писа­рев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и А.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обло­мов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

И.С. Тургенев. Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), ро­ман «Отцы и дети», стихотворения в прозе «Порог», «Памя­ти Ю.П. Вревской», «Двабогача» и др. по выбору. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ка как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм База­рова, его социальные и нравственно-философские истоки. Ба­заров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги рома­на, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича). Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на­ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современ­ника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в ро­мане; песенная тематика рассказа «Певцы».

Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать? » (обзор). «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический от­клик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма»как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвер­тый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произ­ведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологическо­го» романа Н.Г. Чернышевского.

Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели де­мократического лагеря; традиционный сюжет «гепйег-уоиз» и его трансформация в романе «Что делать? ».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать? ».

Н.А. Некрасов. Стихотворения «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше­стом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо». «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасо­ва-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как фор­ма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике. Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказоч­но-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Пред­ставители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встре­тил вас...», «Природа — сфинкс,и тем она верней...», «Певу­честь есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору. «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глуби­на и образная насыщенность. Развитие традиций русской ро­мантической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия Рос­сии, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм зву­чания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

А.А. Фет. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Еще май­ская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к те­бе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежа­ли...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое бо­гатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного на­строения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Кра­сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демо­кратического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник ».Стремление Н. Лескова к созданию «монографий » народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприим­чивость и стремление к подвигам. Соединение святости и гре­ховности, наивности и душевной глубины в русском националь­ном характере. Сказовый характер повествования, стилистиче­ская и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путеше­ствия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премуд­рый пискарь». «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление про­блем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обы­вательской психологии, рабского начала в человеке («Премуд­рый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действи­тельности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одно­го города », сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

А.К. Толстой. Стихотворения «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш батюшка...», «История государства Россий­ского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир».Жанрово-тематическое своеобразие толстовского рома­на-эпопеи: масштабность изображения исторических собы­тий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущ­ности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» люби­мых героев автора. Этапы духовного самосовершенствова­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев. «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болкон­ских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеоиа в свете авторской концепции личности в истории. Фено­мен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в рома­не. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души »; исто­рико-философская концепция.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмы­сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона­партизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крам­ской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро­ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание ».Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоз­дания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблема­тики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-фило­софский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по­лифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толсто­го и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин­дивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание » в театре и ки­но (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Ку­лиджанова, А. Сокурова и др.).

А.П. Чехов. Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с со­бачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Виш­невый сад».Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и пробле­ма «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чехов­ской прозы. Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче­ское и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недо­теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая ко­медия; символическая деталь.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века (1 час.)

11 класс

Введение

Сложность и самобытность русской литературы XX века отражение в ней драматических коллизий отечественно и истории. Единство и целостность гуманистических традиции русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (раз деление на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развитии классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших свое время.

Русская  литература  начала  XX  века

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего ду­ховного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Ре­алистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков. Писатели-реалисты начала  XX  века

И.А. Бунин. Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль» и др. по выбору. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России.

Повесть «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки против «бескрылого существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма».

Пьеса  «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна» Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.

А.И. Куприн. Повести: «Олеся», «Поединок». Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся». Любовная драма героини, ее духовное   превосходство над  «образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна в изображении природы. Этнографический колорит повести. Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и  Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.

Рассказ  «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Л.Н. Андреев. Повести: «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского». «Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художественной детали.

У литературной  карты  России. Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского по выбору. Объединение малой и большой родины в творческой биографии писателей («сибирская» проза В.Я. Шишкова, мастерство «слушания земли» в произведениях А.П. Чапыгина и С.Н. Сергеева-Ценского).

«Серебряный век» русской поэзии

Истоки, сущность и хронологические границы «русского литературного ренессанса». Художественные открытия поэтов нового времени»: поиски новых форм, способов лирического выражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала века (символизм, акмеизм, футуризм). Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. ее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В.Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А.Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.)

В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Юному поэту», «Грядущие гунны» и др. по выбору. В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Отражение в творчестве  художника   «разрушительной  свободы революции.

К.Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Сонеты солнца* и по выбору. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой» стихотворений К.Д. Бальмонта.

А.А. Блок. Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане»,   «Вхожу я в темные храмы...»,   «Незнакомка»,   «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «(О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупрежу' об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения

Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа, христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».

Преодолевшие  символизм

Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы, манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-футуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов в  образно-стилистическое  богатство  русской  поэзии 20 века. Взаимовлияние символизма и реализма.

Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров»,  «Стара шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности»в поэзии И.Ф. Анненского.

Н.С. Гумилев. Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.

Психологическая  глубина  и  яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте  художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос в стихотворений военного времени.

Поэма «Реквием». Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника и финале поэмы.

М.И. Цветаева. Стихотворения:   «Попытка ревности»,   «Моим стихам, написанным так рано...»,   «Кто создан из камня, кто создан из глины...»,   «Мне нравится, что Вы больны не мной...»,«Молитва», «Тоска по родине! Давно», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог»,  «Стихи к Блоку»          («Имя твое птица в руке...») и др. по выбору.

Уникальность поэтического голоса М.Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача; максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, <<Собирание>> России в произведениях разных лет. Поэт и Мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.

«Короли  смеха» из журнала  «Сатирикон». Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного; дон Аминадо. Темы мотивы сатирической новеллистки А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спин у революции»). Мастерство Писателя в выборе  приемов комического.

У литературной карты  России

Обзор    творчества    М.М. Пришвина, М.А. Волошина, В.К. Арсеньева   - по выбору учителя е и учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина. Этнографическая Пр0за В. Арсеньева.

Октябрьская  революция и  литературный  процесс    20-х  годов

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего" времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.) Литературные группировки, возникшие после Октябри 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», АЕФ, конструктивизм имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Возникновение «гнезд рассеяния » эмигрантской части «расколотой лиры» (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).

Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д. Фурманова,  «Разгром» А.Фадеева, «Конармия» И. Бабеля, «Донские рассказы» М.Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.).

Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы». Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

В.В. Маяковский. Стихотворения:  «А вы могли бы?..»,   «Ночь»,   «Нате!», «Послушайте!»,   «Скрипка и немножко нервно...»,  «О дря­ни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о по­эзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.

Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэ­зии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в обла­сти художественной формы.

Поэмы: «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи, любленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-Гражданина.

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бро­дить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу Божью...», «Над темной прядью перелесиц... », «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.

Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое про­тивостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Поэмы:   «Пугачев», «Анна Снегина». Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе. Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина.

Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, иде­ализма и страха, возвышения человека труда и бюрократиза­ции власти.

Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символиче­ский образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.

Литература на стройке: произведения 30-х годов о лю­дях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Ги­дроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).

Драматургия: «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Таня» А. Арбузова.

Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уни­кальность и полемическая заостренность образа Павла Корча­гина в романе «Как закалялась сталь».

Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина». Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.

Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Чернинской, Г. Адамовича и др.

О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой...», «На розвальнях, уложенных соломой...», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков... » и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Исто­рическая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.

А.Н. Толстой. Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и про­тивников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции авто­ра. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.

М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпо­са. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.

М.А. Булгаков. Романы: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору.

Многослойность исторического пространства в «Белой гвар­дии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа

«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание "ершалаимских" глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрыв­ность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать Чернил и плакать», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти_ » «Быть знаменитым некрасиво...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пас­тернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимо­творчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противо­стояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.

Роман   «Доктор Живаго». Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интел­лигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.

А.П. Платонов. Рассказы:   «Возвращение»,   «Июльская гроза»,  повести «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору. Оригинальность,   самобытность  художественного    мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего    счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль   «ключом   « слов-понятий в художественной системе писателя.

В.В. Набоков. Роман «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки". Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона госпожи Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описания «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.

Литература  периода Великой  Отечественной  войны

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, В. Гроссман и др.). Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, Фатьянова, К. Симонова. «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.

Жанр поэмы в литературной летописи войны, («Зоя» М.И. Алигер, «Сын» П. Г. Антокольского, «Двадцать восемь» М.А. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в  «Книге про бойца».

Проза о войне.   «Дни и ночи» К. Симонова,   «Звезда» Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Судьба человека» М. Шолохова и др.

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини...» и др. по выбору. Доверительность и теплота лирической интонации Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной тио «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.

Поэма   «По праву памяти ». «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.

Н.А. Заболоцкий. Стихотворения:   «Гроза идет»,   «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору.

Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущ­ности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и об­разное своеобразие лирики Заболоцкого.

Литературный  процесс  50 — 80-х  годов

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы X века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С.Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес» и др.).

«Оттепель» 1953—1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей пи­сателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендря­кова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.

Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая » ли­рика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.

«Окопный реализм » писателей-фронтовиков 60—70-х годов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.

«Деревенская проза» 50—80-х годов. Произведения С. За­лыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, Ф. Абрамова, В. Белова и др. Повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В. Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.

Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произве­дениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.

Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

В.М. Шукшин. Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал». Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.

Н.М. Рубцов. Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать и< холмам задремавшей отчизны...», «В горнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворенная красота природы в лирике. Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.

В.П. Астафьев. Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» и др. Натурфилософия В. Астафьева. Человек и природа: един­ство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реа­лизм позднего творчестве Астафьева. Синтетическая жанро­вая природа крупных произведений писателя.

В.Г. Распутин. Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», Живи и помни», рассказ «Не могу-у...». Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса. Философ-кое осмысление социальных проблем современности. Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Распутина.

А.И. Солженицын. Повесть  «Один день Ивана Денисовича ». Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь »(А.Твардовский). Яркость и точность автор­ского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в харак­тере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.

Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матре­ны. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.

У литературной карты России

Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова. Художественное звучание «негромкого» военного эпоса Е. Носова. Традиции русской гражданской поэзии в лирике В. Федорова. Восхождение к духовным ценностям России в творчестве В. Солоухина.

Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и эли­тарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).

Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носо­ва, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова, В. Астафьева, В. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др.

Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («дру­гая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).

Поэма в прозе «Москва—Петушки» В. Ерофеева как вос­создание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пеле­вина, ее «игровой» характер.

Ироническая поэзия 80—90-х годов. И. Губерман, Д. При­шв, Т. Кибиров и др.

Поэзия и судьба И. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста...». Воссозда­ние «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотноше­ние опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

10 класс

урока

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

 

Введение.

1

1

«Прекрасное начало»

1

 

Литература первой половины ХIХ века

10

2

А.С.Пушкин. Основные этапы творческой эволюции А.С.Пушкина.

1

3

«Муза пламенной страсти»

Социально-историческая тема в лирике А.С.Пушкина

1

4

Годы странствий: самовоспитание художника.

1

5

«Я думала стихами…»Тема призвания поэта в мир

А.С.Пушкина.

1

6

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».

1

7

М.Ю.Лермонтов. Особенности поэтического мира М.Ю.Лермонтова.

1

8

Тяжкое бремя пророчества. Образ поэта в лирике М.Ю.Лермонтова

1

9

Нравственно-философская проблема в поэме «Демон».

1

10

Н.В. Гоголь. Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект»

1

11

Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».

1

 

Литература 2 половины 19 века.

89

12

Литература и журналистика 50-х-80-х годов 19в.

1

13

А.Н.Островский . Жизненный и творческий путь великого русского драматурга А.Н.Островского.

1

14

Мир города Калинова в драме

А.Н.Островского «Гроза»

1

15

Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния.

1

16

Образная символика и смысл названия драмы «Гроза».

1

17

Кто такая Катерина - «решительный русский характер» или слабовольная женщина?

1

18

Р.Р.Сочинение по пьесе А.Н. Островского (подготовка)

1

19

Р.Р. Сочинение по пьесе А.Н. Островского (написание)

1

20

И.А.Гончаров. Личность и творчество И.А.Гончарова.

1

21

Роман «Обломов».Утро Обломова.

1

22

К источникам обломовщины (гл. «Сон Обломова»).

1

23

Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

1

24

Любовная тема в романе. Обломов и Ольга Ильинская.

1

25

Обломов и Пшеницына. Пути выбора героя.

1

26

И.С.Тургенев. Художественный и творческий путь И.С.Тургенева.

1

27

Поэтика и жанр тургеневских Стихотворений в прозе.

1

28

Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».

1

29

«Мир отцов» в романе.

1

30

Евгений Базаров: протагонист или антигерой.

1

31

Философские итоги романа. Смысл заглавия.

1

32

Урок-обобщение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1

33

Р.Р. Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» (подготовка)

1

34

Р.Р. Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» (написание)

1

35

Н.Г.Чернышевский «Что делать?» Личность Чернышевского и  история создания романа

1

36

Разумна ли теория «разумного эгоизма»? «Будущее светло и прекрасно…»

1

37

Н.А.Некрасов. Основные вехи жизни и творчества народного поэта.

1

38

Народные характеры и типы в некрасовской лирике.

1

39

«Муза мести и печали» в лирике Н.А.Некрасова.

1

40

«За великое дело любви…» Социальные и гражданские мотивы в некрасовской лирике.

1

41

Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

1

42

«Пел он воплощение счастья народного…»

1

43

Господская и мужицкая Русь. Философские итоги некрасовского эпоса.

1

44

Р.Р. Письменная работа по творчеству Н.А.Некрасова

1

45

Ф.И.Тютчева Жизнь и поэзия

1

46

Мир природы в лирике Ф.И.Тютчева.

1

47

Своеобразие любовной лирики Ф.И.Тютчева.

1

48

Ф.И.Тютчев. Философская лирика.

1

49

А.А.Фет  Жизнь и творчество

1

50

Природа и человек в лирике А.А.Фета.

1

51

Р.Р. Сочинение по творчеству А.А. Фета «Тема любви в лирике А.А.Фета» (подготовка)

1

52

Р.Р. Сочинение по творчеству А.А. Фета «Тема любви в лирике А.А.Фета» (написание)

1

53

Н.С.Лесков. Жизненный и творческий путь

1

54

Повесть «Очарованный странник». Иван Флягин- русский странник.

1

55

Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».

1

56

М.Е.Салтыков- Щедрин . Жизнь и творчество великого сатирика.

1

57

«История одного города». Жанрово-композиционное своеобразие.

1

58

Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе. Проблема финала «Истории одного города».

1

59

А.К.Толстой . Страницы жизни и творчества А.К.Толстого.

1

60

Природный мир в лирике А.К. Толстого.

1

61

«Коль любить. Так без рассудку…» Интимная лирика А.К.Толстого

1

62

Ф.М.Достоевский.  Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского.

1

63

История создания и авторский замысел романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга.

1

64

Мир «униженных и оскорблённых» в романе.

1

65

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

1

66-67

Двойники Раскольникова: теория в действии.

2

68

«Вечная Сонечка» как нравственный идеал Ф.М.Достоевского.

1

69

Урок-обобщение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1

70

Р.Р. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского  «Преступление и наказание» (подготовка)

1

71

Р.Р. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского  «Преступление и наказание» (написание)

1

72

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь великого художника-мыслителя.

1

73

История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир». Экспозиция романа (Логика начала).

1

74

Испытание эпохой «поражения и срама».

1

75-76

«Мысль семейная» в романе.

2

77-78

Этапы духовного совершенствования Андрея Болконского

2

79

Женские образы в романе.

1

80

Наташа Ростова - женский идеал писателя.

1

81

Начало  «общей жизни»: война за Отечество.

1

82-83

Проблема личности в истории: Кутузов и Наполеон.

2

84

Уроки Бородина.

1

85

«Мысль народная» в романе.

1

86

Платон Каратаев: русская картина мира.

1

87

Урок-обобщение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

1

88

Р.Р. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (подготовка)

1

89

Р.Р. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (написание)

1

90

А.П.Чехов. Жизненный и творческий путь.

1

91

А.П.Чехов «Человек в футляре», «Дом с мезонином» .

1

92

А.П.Чехов«Дама с собачкой», «Студент»

1

93

А.П.Чехов «Ионыч». Выбор доктора Старцева.

1

94

А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

1

95

А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе.

1

96

А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Символический смысл образа вишневого сада. «Здравствуй, новая жизнь!»

1

97

А.П.Чехов «Палата № 6»

1

98

Тестирование по творчеству А.П.Чехова.

1

99

Р.Р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова (подготовка)

1

100

Р.Р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова (написание)

1

 

Зарубежная литература второй половины XIX века

2

101-102

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

2

 

Обобщение

3

103-105

Обобщение материала историко-литературного курса

3

11 класс

урока

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

Введение

1

1

История ХХ в. Судьба искусства.

1

 

Русская литература ХIХ-ХХ века.

58

2

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе ХХ века.

1

3

И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь писателя. Живописность, философская и психологическая насыщенность лирики.

1

4

Поэтика «остывших усадеб» в прозе Бунина («Антоновские яблоки»).

1

5

Тема любви в рассказах И.А.Бунина.

1

6

Образ «закатной» цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско».

1

7

Р.р. Письменный ответ на проблемный вопрос по творчеству И.А.Бунина.

1

8

М.Горький Судьба и творческий путь писателя.

1

 

Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М.Горького. («Старуха Изергиль», «Макар Чудра»)

1

9

Тема «дна» и образы его обитателей в драме «На дне».

1

10

Спор о правде и мечте в драме «На дне».

1

12

Нравственно-философские мотивы пьесы.

1

13

Р/Р Классное сочинение по творчеству М.Горького (подготовка).

1

14

Р/Р Классное сочинение по творчеству М.Горького (написание).

1

15

Проза А.И.Куприна. Художественный мир Куприна. «Гранатовый браслет».

1

16

Красота «природного» человека в повести «Олеся».

1

17

Любовная драма героини, ее духовное   превосходство над  «образованным» рассказчиком в повести «Олеся».

1

18

Р/Р  Письменная работа по прозе А.И.Куприна .

1

19

Проза Л.Н.Андреева. Проблематика рассказа «Иуда Искариот».

1

20

«Серебряный век» русской поэзии.

Поэзия русского модернизма и традиции 19в.

1

21

Символизм и русские поэты-символисты. Образ-символ.

1

22

Символизм в музыке, живописи, поэзии.

1

23

В.Я.Брюсов-«идеолог» русского символизма.

1

24

А.Белый. Тема Родины. Музыкальность стиха.

1

25

К.Д.Бальмонт. Поэзия солнечности и «моцартиантства».

1

26

И.Ф.Анненский. Своеобразие поэзии.

1

27

Р/Р  Письменный анализ стихотворения.

1

28

А.А. Блок Жизненные и творческие искания А.А.Блока. Циклы стихотворений. «Стихи о Прекрасной Даме»

1

29

Россия и её судьба в лирике Блока

1

30

Тема «страшного мира» в лирике Блока.

1

31

Столкновение идеальных верований художника с этим миром.

1

32

Старый и новый мир в поэме Блока «Двенадцать». Символика, проблемность финала.

1

33

Символика, проблемность финала. Тест.

1

34

Р/Р  Письменная работа по творчеству А.А.Блока.

1

35

Преодолевшие символизм. Новые направления в русской поэзии. Акмеизм. Истоки русского акмеизма. Неоромантизм.

1

36

Н.С.Гумилёв. Поэзия и судьба. Лирический герой поэзии.

1

37

А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Исповедальность лирического произведения.

1

38

Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории.

1

39

А.А.Ахматова «Реквием». Тема личной и исторической памяти. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике.

1

40

Р.Р. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой (подготовка)

1

41

Р.Р. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой (написание)

1

42

М.И.Цветаева. Судьба и стихи.

1

43

Тема дома-России в поэзии М.И.Цветаевой

1

44

Развитие отечественной сатиры.А.Аверченко и  «короли смеха» из группы «Сатирикона».

1

45

М.М.Пришвин. Идея жизнетворчества.

1

46

Октябрьская революция и литературные направления и группировки процесса 20-х г.

1

47

О.Мандельштам.  Трагизм поэтического мышления.

1

48

Жанр антиутопии в прозе 20-х г. Роман Е.Замятина «Мы» А.Платонова «Чевенгур».

1

49

Футуризм.  Манифесты футуризма, их пафос. И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества. Эгофутуризм. В. Хлебников. Творчество поэта и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов.

1

50

В.В.Маяковский. Творческая биография В.В.Маяковского

1

51

Тема поэта и толпы в ранней лирике поэта. Тема художника и революции.

1

52

Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. В.В.Маяковского.

1

53

«Как живой с живыми…»(В.В.Маяковский о назначении поэта).

1

54

Р.Р.  Сочинение по творчеству В.В.Маяковского (подготовка)

1

55

Р.Р.  Сочинение по творчеству В.В.Маяковского (написание)

1

56

С.А.Есенин Поэзия и судьба С.А.Есенина. Природа родного края и образ Руси в лирике С.А.Есенина.

1

57

Любовная тема в поэзии Есенина.

1

58

Тема революции в поэзии С.А.Есенина Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Имажинизм. Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина».

1

59

Р/Р  Развёрнутый ответ на вопрос (в форме ЕГЭ по литературе C3)  по творчеству С.А.Есенина

1

 

Литературный процесс 30-х -40-х годов.

26

60

Произведения отечественной прозы 30-х годов. Лирика 30-х годов.

1

61

Историческая проза А.Н.Толстого «Петровская» тема в творчестве. А.Н.Толстого Личность царя-реформатора в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».

1

62

М.А.Шолохов.  Жизненный и творческий путь писателя.

1

63

Роман «Тихий Дон».

1

64

Картины жизни донского казачества.

1

65

Идея дома и святости семейного очага в романе «Тихий Дон».

1

66

«Чудовищная нелепица войны»

1

67

События революции и Гражданской войны в романе « Тихий Дон».

1

68

Судьба Григория Мелехова.

1

69

Р/Р.  Сочинение по роману « Тихий Дон».М.А.Шолохова (подготовка)

1

70

Р/Р.  Сочинение по роману « Тихий Дон».М.А.Шолохова (написание)

1

71

М.А.Булгаков. Судьба и книги М.А.Булгакова. «Мастер и Маргарита ».

1

72

«Мастер и Маргарита ». История создания, идея, построение романа. Эпоха 30-х годов

1

73

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.

1

74

Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита».

1

75-76

Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита».

2

77

Р.Р. Сочинение по творчеству М.А.Булгакова (подготовка)

1

78

Р.Р. Сочинение по творчеству М.А.Булгакова (написание)

1

79

Б.Л.Пастернак Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака

Философские мотивы лирики Б.Л.Пастернака

1

80

Единство человеческой души и стихии мира в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

1

81

А.П.Платонов. Самобытность художественного мира. Проблема поиска истины в повести «Котлован » А.П.Платонова. Герой-мечтатель.

1

82

В.Набоков. Жизненный и творческий путь

1

 

Литература периода Великой Отечественной войны.

3

83

Лирика военных лет. Проза и публицистика военных лет.

1

84

А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь. Творчество А.Т.Твардовского. Поздняя лирика  А.Т.Твардовского.

1

85

Р/Р  Развёрнутый ответ на вопрос по творчеству А.Т.Твардовского (в форме ЕГЭ)

1

 

Литература  50-х-80-х годов ХХ века

12

86

Литературный процесс 50-х-80-х годов.

1

87

Поэзия Н.А.Заболоцкого. Единство природы и человека.

1

88

А.И.Солженицын. Этапы творческого пути.

1

89-90

Тема народного праведничества в рассказе «Матрёнин двор»

2

91

А.И.Солженицын. Повесть  «Один день Ивана Денисовича »

1

92

Р.Р.  Развёрнутый ответ на вопрос по рассказу «Матрёнин двор» А.И.Солженицына (в форме ЕГЭ)

1

93

Герои и проблематика «военной прозы» .

1

94

В.М.Шукшин. Яркость и многоплановость творчества В.М. Шукшина. Тип героя «чудика » в рассказах В.М. Шукшина.

1

95

Авторская песня 70-х-80-х годов.

1

96

Творчество В.Распутина Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни»

1

97

Творчество В.П. Астафьева Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» и др.

1

 

Новейшая русская проза и поэзия последних лет

3

98-100

Новейшая русская проза и поэзия последних лет.

3

 

Обобщение и повторение изученного

2

101-102

Обобщение и повторение изученного

2