Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Русский язык 10-11 (ФГОС)

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413), с учетом  Примерной основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку (базовый уровень)  (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з); авторской программы по русскому языку для общеобразовательных школ  для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова, Л. М. Рыбченковой.

Русский язык изучается с 10 класса по 11 класс. Всего отводится на обучение  — 138 часов, из них в 10 классе – 70 часов (2 ч в неделю, 35 учебных недель); в 11 классе – 68 часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

 

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

-            формирование гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире;

-             освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить родину;

-           выявление языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственногосознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

-            приобщение к эстетическому отношению к миру, формирование основ экологического сознания, умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.

Метапредметные результаты:

-            способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;

-           обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;

-           освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирование, тезирование, выявление основной мысли и приводимых аргументов;

-            приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;

-           овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;

-            владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);

-           владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;

-           формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и логичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счет выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ.

Предметные результаты:

-          сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

-          владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

-          владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

-          сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

-          способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

-          овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

-          сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

Выпускник научится:

-           использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

-           использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

-           создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

-           выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

-           подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

-           правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

-           создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

-           сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

-           использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

-           анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

-           извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

-           преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

-           выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

-           соблюдать культуру публичной речи;

-           соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

-           оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

-           использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

-           распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

-           анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-          комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

-            отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

-           использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

-           иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

-           выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

-           дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

-           проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

-           сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

-           владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

-           создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

-           соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

-           соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

-           соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

-           осуществлять речевой самоконтроль;

-           совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

-           использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

-           оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

2. Содержание  учебного предмета

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Речь. Речевое общение

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.

Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

 

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

10 класс

урока

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

Повторение

1

1

Повторение изученного

1

Общие сведения о языке

3

2

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире

1

3

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков

1

4

Язык и речь

1

 

Русский язык как система средств разных уровней

54

5-7

Взаимосвязь единиц языка разных уровней

3

8

Контрольный диктант по теме «Повторение на начало учебного .года»

1

9

Анализ контрольного диктанта

1

10

Словари русского языка

1

11

Единицы языка. Уровни языковой системы

1

12

Фонетика. Орфография

1

13

Сочинение-рассуждение

1

14

Орфоэпия. Орфография. Анализ сочинения

1

15

Лексика. Омонимия и её виды.

1

16

Лексика. Омонимия и её виды.

1

17

Антонимы. Антитеза. Оксюморон. Паронимы.

1

18

История развития русского языка, его лексической системы. Изменения словарного состава языка. Активный и пассивный словарный запас.

1

19

Диалектная, профессиональная и жаргонная

лексика.

1

20

Р/р Сжатое изложение по тексту И.А.Гончарова

1

21

Анализ изложения

1

22

Фразеологизмы и фразеологические обороты как ресурсы языка.

1

23

Тестирование по разделу: «Лексика. Фразеология. Лексические нормы»

1

24

Состав слова (морфемика) и словообразование. Орфография

1

25

Способы образования слов

1

26

Тестирование по теме « Морфемика и словообразование»

1

27

Морфология. Орфография. Имя существительное.

1

28

Правописание падежных окончаний и суффиксов имён существительных.

1

29

Имя прилагательное. Н и НН в прилагательных.

1

30

Контрольный срезовый диктант за 1 полугодие

1

31

Анализ контрольного диктанта

1

32

Имя числительное.

1

33

Местоимение.

1

34

Глагол.

1

35

Причастие. Правописание суффиксов причастий.

1

36

Деепричастие.

1

37

Р / р Контрольное изложение

1

38

Анализ контрольного изложения

1

39

Наречие.

1

40

Тестирование по теме «Морфология. Орфография»

1

41

Синтаксис. Словосочетание.

1

42

Грамматическая основа предложения.

1

43

Второстепенные члены предложения.

1

44

Однородные члены предложения

1

45

Простые осложнённые предложения

1

46

Сложносочинённые предложения

1

47

Сложноподчинённые предложения

1

48

Бессоюзные сложные предложения

1

49

Сложные предложения с разными видами связи

1

50

Предложения с чужой речью.

1

51

Синтаксический разбор предложения

1

52

Повторение и обобщение по теме «Синтаксис»

1

53

Контрольная работа по теме «Синтаксис»

1

54

Анализ контрольной работы

1

 

Текст. Виды его преобразования

12

55

Признаки текста

1

56

Абзац

1

57-58

Сокращение текста. План. Тезисы

2

59

Выписки

1

60-61

Р/р Устное сообщение на основе сделанных выписок

2

62

Конспект. Тематический конспект

1

63

Контрольный срезовый диктант на конец года

1

64

Анализ контрольного диктанта

1

65

Реферат

1

66

Аннотация

1

67-68

Оценка текста. Рецензия

2

69-70

Повторение и обобщение изученного

2

11 класс

урока

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

 

Функциональные разновидности русского литературного языка

39

1

Формы существования русского языка

1

2-3

Функциональные стили. Научный стиль

2

4

Публицистический стиль.

1

5-6

Особенности публичной речи

2

7

Р/р Сочинение в публицистическом стиле

1

8

Анализ сочинения

1

9

Контрольный диктант на начало учебного года

1

10

Анализ контрольного диктанта

1

11

Жанры публицистики. Путевой очерк

1

12

Портретный очерк

1

13

Проблемный очерк

1

14

Р/р Написание очерка

1

15

Анализ творческой работы

1

16-17

Устное выступление

2

18-19

Доклад

2

20-21

Дискуссия

2

22

Официально-деловой стиль

1

23

Автобиография

1

24-25

Резюме

2

26-27

Разговорная речь

2

28

Письмо

1

29

Контрольный диктант за 1 полугодие

1

30

Анализ контрольного диктанта

1

31-33

Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

3

34

Р/р Сочинение-рассуждение

1

35

Анализ сочинения

1

36-37

Разбор поэтического текста

2

 

Речевое общение. Культура речи

4

38

Речевая ситуация

1

39-40

Три компонента культуры речи. Языковая норма

2

41

Практическая работа по теме «Три компонента культуры речи. Языковая норма»

1

 

Повторение

25

43

Орфография. Основные правила переноса

1

44-45

Орфограммы в корне

2

46

Мягкий знак после шипящих

1

47

Ё и о после шипящих и ц

1

48-49

Орфограммы в окончаниях

2

49-50

Орфограммы в приставках

2

50-51

Орфограммы в суффиксах

2

52-53

Слитное, раздельное и дефисное написание слов

2

54

Не и ни с различными частями речи

1

55-56

Пунктуация. Сложные предложения

2

57

Простые осложнённые предложения

1

58

Обособленные члены предложения

1

59

Контрольный диктант на конец года

1

60

Анализ контрольного диктанта

1

61

Основные правила замены прямой речи косвенной

1

62-64

Итоговое повторение

3

65-67

Защита проектов

3

68

Итоговый урок

1