Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Музыка 1-4

Рабочая программа учебного предмета «Музыка»

1-4 классы

Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373); с учетом примерной программы начального общего образования по музыке (Примерная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 августа 2015 года. № 1/15), программы «Музыка»1-4 классы, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г., рабочей программы «Музыка» 1-4 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.

На изучение учебного предмета «Музыка» в начальной школе отводится 134 ч. В 1 классе – 29ч. (1 ч. неделю, 33 учебные недели). Во 2 – 4  классах отводится по 35 часа (1 час в неделю, по 35 учебные недели в каждом классе).

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

-     чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

-     целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы , культур народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

-     умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка-умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и т.д.;

-     уважительное отношение к культуре других народов ;сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-     развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

-     овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

-     формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-     развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

-     формирование умения планировать. Контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;

–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;

-     формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;

-     овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно- образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально- творческой деятельности;

-     умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием  различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

-     формирование общего представления о музыкальной картине мира;

-     формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

-     формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-     формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

-     умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-     умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях;

-     умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, клпссической и современной; понимать содержание, интонационн-образный смысл произведений разных жанров и стилей.

Планируемые результаты

Музыка в жизни человека

Учащийся научится:

-       воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

-       ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народнойи профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

-       воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Учащийся получит возможность научиться:

-         реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

-         организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Основные закономерности музыкального искусства

Учащийся научится:

-         соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

-         наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных формпостроения музыки;

-         общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Учащийся получит возможность научиться:

-         реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

-         использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

-         владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Музыкальная картина мира

Учащийся научится:

-       исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

-       определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

-       оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Учащийся получит возможность научиться:

-       адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

-       оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

2.Содержание учебного предмета «Музыка»

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.

«Музыка в жизни человека» - 34 ч.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры - драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

« Основные закономерности музыкального искусства» - 66ч.

Выразительность и изобразительность в музыке.  Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.

Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.

«Музыкальная картина мира»-34 ч.

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Основные виды учебной деятельности

Слушание музыки Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.

Пение Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности.

Музыкально-пластическое движение Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация  музыкальных произведений Театрализованные формы музыкально- творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

1 класс

№ п/п

Тема урока

 

Кол-во

часов

Музыка вокруг нас-16 часов

1.

«И Муза вечная со мной!»  Урок- экскурсия в парк.

2.

Хоровод муз. Урок-игра.

3.

Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Урок игра.

4.

Музыка осени. Экскурсия.

5.

Сочини мелодию.

6.

«Азбука, азбука каждому нужна...»

7.

Музыкальная азбука.

8.

Музыкальные инструменты. Народные инструменты.

9.

«Садко». Из русского былинного сказа.Урок-сказка.

10.

Музыкальные инструменты

11.

Звучащие картины

12.

Разыграй песню.

13.

Пришло Рождество, начинается торжество .

14.

Родной обычай старины .

15.

Добрый праздник среди зимы

16.

Край, в котором ты живешь

Музыка и ты-13 часов

17.

Поэт, художник, композитор

18.

Музыка утра

19.

Музыка вечера

20.

Музыкальные портреты

21.

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка

22.

У каждого свой музыкальный инструмент

23.

Музы не молчали

24.

Музыкальные инструменты. Урок-концерт.

25.

Мамин праздник. Урок-концерт.

26.

Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный ин­струмент. Урок-игра.

27.

Музыка в цирке

28.

Опера-сказка. Урок игра.

29.

«Ничего на свете лучше нету...» Урок-концерт.

 

2 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Россия – Родина моя-3ч.

1.

Мелодия – душа музыки

2.

Композитор-исполнитель-слушатель

3.

Песни о моей Родине. Музыкальная азбука

День полный событий-6 ч.

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

5.

Природа и музыка. Прогулка.

6.

Танцы, танцы, танцы.

7.

Эти разные марши.

8.

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

9

Музыкальная азбука.

О  России петь - что стремиться в храм-5 ч.

10

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

11

Святые земли Русской. Князь Ал. Невский.

12

Сергий Радонежский.

13

Молитва.

14

С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло-4 ч.

15

Русские народные инструменты. Русские народные инструменты Воронежского края. Плясовые наигрыши.

Разыграй песню.

16

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

17

Проводы зимы.

18

Встреча весны

В музыкальном театре-5 ч.

19

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. ОпераВоронежский государственный театр оперы и балета.

20

Балет.

21

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

22

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

23

Увертюра. Финал.

В концертном зале-5 ч.

24

В концертном зале. Симфоническая сказка

25

Симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк»

26

«Картинки с выставки».

27

«Звучит нестареющий Моцарт»

28

Симфония № 40. Увертюра.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье-7 ч.

29

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальный инструмент- орган. И все это Бах.

30

Все в движении. «Попутная песня»

31

Музыка учит людей понимать друг друга.

32

Два лада. Легенда. Природа и музыка.

33

Печаль моя светла. Первый.

34

Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?

35

Итоговый урок.

3 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Россия-Родина моя!-9 ч.

1

Воронежская государственная филармония.

«Мелодия-душа музыки!»

2

«Природа и музыка. Романс. Звучащие картины»

3

«Виват, Россия! Наша слава-Русская держава!»

4

С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

5

М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин»

6

«Утро» Прослушивание: Э.Григ «Утро». Портрет в музыке.

7

В каждой интонации спрятан человек

8

«В детской». Игры и игрушки.

9

«На прогулке. Вечер». Прослушивание: М. Мусоргский сюита «Картинки с выставки»  - фрагменты.

 

«В музыкальном театре»-7 часов

10

Воронежский театр оперы и балета.

« М.Глинка опера «Руслан и Людмила»

11

К.В.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика». Прослушивание: Фрагменты оперы

12

Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

Прослушивание: Фрагменты из оперы.

13

«Океан-море синее»

Прослушивание: Н.А.Римский-Корсаков опера «Садко», вступление

14

«Балет П.Чайковского «Спящая красавица»

15

«В современных ритмах»

Прослушивание: А.Рыбников мюзикл

16

Обобщение.Прослушивание. Музыка, использованная в течение полугодия.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»- 4 ч

17

Настрою гусли на старинный лад. Былины.

Прослушивание.

18

«Былина о Садко и Морском царе»

19

Певцы русской старины «Лель, мой Лель»

20

Звучащие картины. «Прощание с Масленицей»


«О России петь – что стремиться в Храм!»- 4 ч

21

«Радуйся Мария!», «Богородице Дево, Радуйся!»

22

«Древнейшая песнь материнства»

23

«Вербное Воскресение»

24

 

«Святые Земли Русской!» Прослушивание:

В.Кикта «Фрески Софии Киевской»

«В концертном зале» -6 ч

25

Музыкальное состязание. Концерт

 

26

Музыкальные инструменты. Флейта.

 

27

Музыкальные инструменты. Скрипка

 

28

Эдвард Григ. Сюита «Пер Гюнт»

 

29

«Л.В.Бетховен «Симфония № 7»

 

30

Мир Бетховена»

 

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» -5 ч

31

Джаз-чудо музыка

 

32

Мир Г.Свиридова и С.Прокофьева

 

33

Певцы родной природы

 

34

Прославим радость на Земле!

 

35

Итоговый урок

 






 

4 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Россия-Родина моя-3ч.

1

Мелодия-душа музыки.

2

Ты откуда зародилась, музыка?

3

Особенности музыкального воплощения

День, полный событий-6ч.

4

Святые Земли русской

5

Пушкин и музыка

6

Сказочные образы А.Пушкина в музыке Н.Римского-Корсакова

7

Музыка на ярмарочном гулянье

8

Светская музыка пушкинской поры

9

Песни разных народов мира.

О России петь, что стремиться в храм-4 часа

10

Святые земли русской.

11

Илья Муромец. Кирилл и Мефодий.

12

Праздников праздник, торжество из торжеств.

13

Родной обычай старины.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло-3 часа

14

Композитор-имя ему народ.

15

Музыкальные инструменты России.

16

Оркестр русских народных инструментов.

В концертном зале- 5 часов

17

Музыкальные  инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок.

18

Сходство и различие жанров сценической музыки. Не молкнет сердце чуткое Шопена.

19

Танцы, танцы, танцы…

20

Патетическая соната.

21

 

Искусство фортепианной игры. Годы странствий. Царит гармония оркестра.

В музыкальном театре-6 ч.

22

Опера « Иван Сусанин». Бал в замке польского короля.

23

Царит гармония оркестра. За Русь мы все горой стоим.

24

Инструменты симфонического оркестра. Опера «Иван Сусанин»

25

Опера « Иван Сусанин».Исходила Младёшенька.

26

Восточные мотивы. « Сезам, откройся!»

27

Балет « Петрушка». Театр музыкальной комедии.

Чтоб музыкантом быть, так надо бы уменье…-8 ч.

28

Музыкальные инструменты. Прелюдия.

29

Революционный этюд.

30

Родной обычай старины. Мастерство исполнителя.

31

Гимн в честь святых. В интонации спрятан человек.

32

Народный праздник. Музыкальные инструменты.

33

Многообразие музыкальных образов. Музыкальный сказочник.

34

Песни на сказочные сюжеты. Рассвет на Москве-реке.

35

Современность звучания классической музыки. Итоговый урок.