Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Основы религиозных культур и светской этики. Учебный модуль ОПК

Рабочая программа учебного курса

«Основы  религиозных культур и светской этики»

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (учебный модуль «Основы православной культуры»)  разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373); с учетом примерной программы начального общего образования по Основам религиозных культур и светской этики (Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); авторской программы А.Я.Данилюка «Основы религиозных культур и светской этики». -Просвещение, 2010.

Учебный курс рассчитан на 35 часов в год, 1 час в неделю, 35 учебных недель.

1.Планируемые результаты освоения учебного курса

Обучение детей направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

Предметные результаты:

-           знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

-           знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-     понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

-          формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

-     общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

-           осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю с учетом содержания рабочих программ по Основам православной культуры, Основам исламской культуры, Основам буддийской культуры, Основам иудейской культуры, Основам мировых религиозных культур, Основам светской этики.

Общие планируемые результаты.

В результате освоения модуля курса выпускник научится:

– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

Планируемые результаты по учебному модулю

«Основы православной культуры»

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в  семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;

– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

 

2.Содержание учебного курса

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная  культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Россия - наша Родина

2

Культура и религия

3

Человек и Бог в православии.

4

Православная молитва

5

Библия и Евангелие

6

Проповедь Христа.

7

Христос и Его Крест

8

Пасха

9

Православное учение о человеке

10

Совесть и раскаяние

11

Заповеди

12

Милосердие и сострадание

13

Золотое правило этики

14

Храм

15

Икона

16

Творческие работы учащихся

17

Подведение итогов. Презентация творческих работ.

18

Как христианство пришло на Русь

19

Подвиг

20

Заповеди блаженств

21-22

Зачем творить добро?

23

Чудо в жизни христианина

24

Православие о Божием суде

25

Таинство Причастия

26

Монастырь

27

Отношение христианина к природе

28

Христианская семья

29-30

Защита Отечества

31

Христианин в труде

32

Любовь и уважение к Отечеству

33-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

35

Урок обобщения