Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Окружающий мир 1-4

Рабочая программа учебного предмета “Окружающий мир”

1-4 классы

Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373); с учетом примерной программы начального общего образования по окружающему миру (Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); авторской программы ”Окружающий мир 1-4 классы”, авторы А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая (УМК «Перспектива»).

Программа рассчитана на 260 ч. На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится по 2 ч в неделю:1 класс — изучается со второй четверти(2,3,4 четверть ) – 50 часов (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 70 ч (35 учебных недель).

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Человек и природа

Выпускник научится:

–            узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

–            описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

–            сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

–            проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

–            и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

–            использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

–            использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

–            использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

–            обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

–            определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

–            понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

–            использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

–            моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

–            осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

–            пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

–            выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях;

–            планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

–            узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

–            различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

–            используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

–            оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

–            использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

–            осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

–            ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

–            наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;

–            проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

–            определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

1 класс

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

-                        первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;

-                        умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

-                        ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы – как духовной ценности, важной для разных народов);

-                        эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;

-                        целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир – это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);

-                        представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов  России;

-                        представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране);

-                        положительное отношение к школе, учебной деятельности;

-                        представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира - ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям - учебнику, рабочей тетради и пр.;

-                        первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

-                        эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;

-                        этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

-                        этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;

-                        потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;

-                        освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

-                        установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасностипри работе с электроприборами в домашнем быту и школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащиеся научатся:

-                        понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

-                        сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

-                        выделять из темы урока известные знания и умения;

-                        планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

-                        планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

-                        фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

-                        оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;

-                        сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.

Познавательные

Учащиеся научатся:

-                        понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

-                        находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;

-                        понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

-                        понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;

-                        анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

-                        проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

-                        устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

-                        строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

-                        проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;

-                        располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

-                        включаться в диалог с учителем и сверстниками;

-                        формулировать ответы на вопросы;

-                        слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-                        договариваться и приходить к общему решению;

-                        излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

-                        интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

-                        признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

-                        употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

-                        понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

-                        строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

-                        готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей) по теме проекта.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

-                        различать природу и культуру;

-                        различать живую и неживую природу;

-                        отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;

-                        различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;

-                        соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;

-                        называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;

-                        распознавать и называть комнатные растения;

-                        ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;

-                        различать деревья, кустарники, травянистые растения;

-                        устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;

-                        называть наиболее распространенные растения своей местности;

-                        различать культурные и дикорастущие растения;

-                        различать лиственные и хвойные деревья;

-                        называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;

-                        называть фрукты, овощи, ягоды;

-                        отличать животных от растений;

-                        распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок;

-                        перечислять группы животных и их существенные признаки;

-                        различать домашних и диких животных;

-                        приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;

-                        называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках;

-                        приводить примеры развивающих игр, в том числе - игр народов своего края;

-                        ухаживать за домашними животными - собаками, кошками;

-                        называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;

-                        правильно обращаться с огнем, водой и электроприборами в доме;

-                        определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;

-                        правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;

-                        определять ближайшие родственные связи в семье;

-                        работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;

-                        находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе – в творчестве народов своего края;

-                        перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;

-                        определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;

-                        понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений как библиотеки и музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;

-                        узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;

-                        определять достопримечательности Москвы и своего региона;

-                        определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края;

-                        находить место России на земном шаре.

2 класс

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

-     более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;

-     умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

-     доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;

-     целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;

-     представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;

-     представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;

-     представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени  в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;

-     внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

-     представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе – организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);

-     познавательные мотивы учебной деятельности;

-     представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;

-     эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;

-     этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

-     представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;

-     этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России;

-     потребность сотрудничества с взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;

-     выполнение правил работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе - в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;

-     установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе – с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащиеся научатся:

-     понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

-     сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

-     выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

-     планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

-     планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

-     фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

-     оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

-     соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

-     контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Учащиеся научатся:

-     понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях дляпередачи информации;

-     находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

-     использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

-     понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

-     анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

-     классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

-     сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

-     осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

-     устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

-     строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

-     проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

-     моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

-     включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

-     формулировать ответы на вопросы;

-     слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-     договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

-     высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

-     поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

-     признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

-     употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

-     понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

-     строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

-     готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

-     составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

-     называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;

-     называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;

-     определять стороны горизонта;

-     находить на глобусе океаны и материки;

-     перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;

-     перечислять времена года в правильной последовательности;

-     измерять температуру;

-     кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;

-     находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;

-     называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;

-     узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;

-     перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;

-     отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

-     определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;

-     различать перелетных и зимующих птиц;

-     приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;

-     соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;

-     перечислять правила охраны природы в разные времена года;

-     определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);

-     находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;

-     называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;

-     характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;

-     называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);

-     находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

3 класс

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

-     овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

-     проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;

-     представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;

-     доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;

-     целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;

-     представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

-     представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье).

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащиеся научатся:

-     понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

-     сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

-     выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

-     планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

Познавательные

Учащиеся научатся:

-     понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

-     выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

-     использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

-     понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

-     анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;

-     классифицировать объекты по заданным (главным) критериям.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

-     включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

-     формулировать ответы на вопросы;

-     слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-     высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

-     проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;

-     признавать свои ошибки, озвучивать их.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

-     перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;

-     различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;

-     характеризовать природные сообщества на примере леса;

-     характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;

-     характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

-     определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;

-     перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;

-     определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);

-     перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;

-     определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

-     определять значение своего имени;

-     характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;

-     характеризовать основные правила гигиены;

-     характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;

-     оказывать себе и другим людям первую помощь;

-     перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности  распределения обязанностей в семье;

-     определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;

-     толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;

-     узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,

-     определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;

-     определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;

-     характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;

-     составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей.

4 класс

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

-     внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;

-     мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);

-     интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

-     готовность к  бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;

-     личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего  России;

-     эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;

-     понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни;

-     представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;

-     представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства с Всемирным природным и культурным наследием;

-     потребность сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

-     соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;

-     установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащиеся научатся:

-     планировать свои действия в течение урока;

-     фиксировать в конце урока удовлетворённость - неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам-неуспехам;

-     оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

-     соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

-     контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

-     в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Учащиеся научатся:

-     сравнивать объекты по различным признакам;

-     осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;

-     устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

-     строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

-     проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;

-     моделировать различные ситуации и явления природы.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

-     употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

-     понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

-     строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

-     готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

-     составлять рассказ на заданную тему;

-     осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-     продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

-     характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);

-     определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

-     работать с планом местности и его видами, с масштабом;

-     ориентироваться относительно сторон света;

-     показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;

-     перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;

-     перечислять правила ответственного туризма;

-     перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;

-     определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;

-     приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;

-     характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;

-     характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;

-     показывать на карте водные объекты;

-     характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;

-     характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;

-     характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;

-     приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;

-     перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;

-     различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;

-     характеризовать природные сообщества на примере леса;

-     характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;

-     характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

-     определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах.

2. Содержание учебного предмета

Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнцеближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращенияс газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

 

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

1 класс (50 часов)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Мы и наш мир I часть (5 ч)

1

Мы и наш мир. Природа (экскурсия)

1

2

Неживая и живая природа.

1

3

Культура. Природа в творчестве человека.

1

4

Мы – люди. Как мы общаемся с миром.

1

5

Люди – творцы культуры.

Обобщающий урок по теме: «Мы и наш мир». Экскурсия в парк.

1

Наш класс  (7 ч)

6

Наш класс в школе. Мы – дружный класс.

1

7

Учитель – наставник и друг.  Природа в классе.

1

8

Как ухаживать за комнатными растениями.

Что растет у школы (экскурсия).

1

9

Мир за стеклянным берегом. Кто еще у нас живет?

1

10

Делу – время.

Книга – друг и наставник. Экскурсия в библиотеку.

1

11

Какие бывают животные.

1

12

Потехе – час.

Обобщающий урок по теме «Наш класс».

1

Наш дом и семья (11 ч)

13

Мы в семье. Моя семья – часть моего народа.

1

14

Природа в доме.

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество.

1

15

Красивые камни в нашем доме.

Комнатные растения у нас дома.

1

16

Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе.

1

17

Про хлеб и кашу, про чай и кофе.

Дикорастущие и культурные растения.

1

18

Собака в нашем доме.

1

19

Кошка в нашем доме.

1

20-21

Дикие и домашние животные.

2

22

С утра до вечера.

1

23

Обобщающий урок по теме: «Наш дом и семья».

1

Город и село II часть (14 ч)

24

Мы в городе.

1

25

Мы в селе.

1

26

Красота любимого города.

1

27

Красота родного села.

1

28

Природа в городе.

1

29

Что растет в городе.

1

30

Чудесные цветники.

1

31

В ботаническом саду.

1

32

Кто живет в парке.

Экскурсия.

1

33

В зоопарке.

1

34

Войдем в музей! (экскурсия)

1

35

Мы помним наших земляков.

1

36

Все профессии важны.

1

37

Обобщающий урок по теме «Город и село».

1

Родная страна (8 ч)

38

Россия – наша Родина.

1

39

Москва – столица России.

1

40

Мы – семья народов России.

1

41

Природа России.

1

42

Охрана природы.

1

43

Красная книга России.

1

44

Заповедные тропинки.

1

45

Обобщающий урок по теме «Родная страна».

1

Человек и окружающий мир (5 ч)

46

Взгляни на человека!

1

47

Всему свой черед.

1

48

Обобщающий урок по теме «Человек и окружающий мир».

1

49

Экскурсия в парк.

1

50

За страницами учебника «Человек и окружающий мир».

1

2 класс (70 часов)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Раздел «Вселенная, время, календарь» (14ч)

1

Мы — союз народов России.

1

2

Мы — жители Вселенной.

1

3-4

Наш «космический корабль» — Земля.

2

5

Время (настоящее, прошлое, будущее).

1

6

Сутки и неделя.

1

7

Месяц и год.

1

8

Времена года.

1

9

Погода (Практическая работа с термометром).

(ОБЖ. Какими бывают чрезвычайные ситуации).

1

10

Календарь — хранитель времени, страж памяти.

1

11

Красные дни календаря.

1

12

Народный календарь.

1

13

Экологический календарь.

1

14

Контрольное тестирование по разделу «Вселенная, время, календарь».

1

Осень (19ч)

15

Осенние месяцы.

1

16

Осень в неживой природе.

1

17

Народные праздники в пору осеннего Равноденствия.

1

18-19

Итоговое тестирование за 1 четверть.

2

20

Трава у нашего дома. (ОБЖ.В волшебный лес за ягодами.)

1

21

Старинная женская работа.

1

22

Деревья и кустарники осенью. (ОБЖ.Ориентиры местности.)

1

23

Чудесные цветники осенью.

1

24

Грибы. (ОБЖ.В волшебный лес за грибами.)

1

25

Шестиногие и восьминогие.

1

26

Птичьи секреты.

1

27

Как разные животные готовятся к зиме.

1

28

Невидимые нити в осеннем лесу.

1

29

Осенний труд.

1

30

Будь здоров! Подвижные старинные игры. (ОБЖ.Опасные игры)

1

31

Охрана природы осенью.

1

32

Контрольное тестирование по разделу «Осень».

1

33

Обобщающий урок по разделу «Осень»

1

Зима (15ч)

34

Зимние месяцы.

1

35

Зима — время науки и сказок.

1

36

Зима в неживой природе.

1

37

Звездное небо зимой.

1

38

Зимняя прогулка (экскурсия).

1

39

Зима в мире растений.

1

40

Зимние праздники. (ОБЖ.Если ты потерялся)

1

41

Растения в домашней аптечке.

1

42

Зимняя жизнь птиц и зверей.

1

43

Невидимые нити в зимнем лесу.

1

44

В феврале зима с весной встречается впервой.

1

45

Зимний труд.

1

46

Будь здоров! (ОБЖ. Как вести себя на реке зимой. Опасные игры.)

1

47

Охрана природы зимой.

1

48

Контрольное тестирование по разделу «Зима».

1

Весна и лето (22ч)

49

Весенние месяцы. (ОБЖ.Безопасность на улицах и дорогах.)

1

50

Весна в неживой природе. (ОБЖ.Каким бывают наводнения.)

1

51

Весна — утро года.

1

52

Звездное небо весной.

1

53

Весенняя прогулка  Старинные детские игры весной.

1

54

Весеннее пробуждение растений.

1

55

Чудесные цветники весной.

1

56

Весна в мире насекомых.

1

57

Весна в мире птиц и зверей.

1

58

Невидимые нити в весеннем лесу.

1

59

Весенний труд.

1

60

Старинные весенние праздники.

1

61

Будь здоров! (ОБЖ.Опасные встречи в волшебном лесу.)

1

62

Охрана природы весной.

1

63

Контрольное тестирование по разделу «Весна».

1

64

Лето красное. (ОБЖ.Как не заблудиться в лесу.)

1

65

Летние праздники и труд. (ОБЖ.Учимся плавать.)

1

66

Летние забавы детей.

1

67

ОБЖ. Солнечный удар.

1

68

Итоговый тест.

1

69-70

По страницам учебника.

2

3 класс (70 часов)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Радость познания (12ч)

1

Свет знания.

1

2-3

Как изучают окружающий мир.

2

4

Книга – источник знаний.

1

5-6

Отправимся на экскурсию.

2

7

О чём рассказывает план?

1

8

Планета на листе бумаги.

1

9

Страны и народы на политической карте мира.

1

10

Путешествуя, познаём мир.

1

11

Транспорт.

1

12

Средства информации и связи.

1

Мир как дом (20ч)

13

Мир природы в народном творчестве.

1

14

Из чего состоит всё.

1

15

Мир небесных тел.

1

16

Невидимое сокровище.

1

17

Самое главное вещество.

1

18

Природные стихии в народном творчестве.

1

19

Кладовые земли.

1

20

Чудо под ногами.

1

21

Мир растений.

1

22

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

1

23

Мир животных.

1

24

Образы животных  в народном творчестве.

1

25

Невидимые нити в живой природе.

1

26

Лес – волшебный дворец.

1

27

Луг – царство цветов и насекомых.

1

28

Водоём – дом из воды.

1

29

Как сохранить богатства природы.

1

30

Охрана природы в культуре народов России и мира.

1

31

За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников.

1

32

Чудесное путешествие.

1

Дом как мир (24ч)

33

Родной дом – уголок Отчизны.

1

34

Свой дом – свой простор.

1

35

В красном углу сесть – великая честь.

1

36

Побываем в гостях.

1

37

На свет появился – с людьми породнился.

1

38

Родословное древо.

1

39

Муж и жена – одна душа.

1

40

Святость отцовства и материнства.

1

41

Добрые дети – дому венец.

1

42

Детские игры – школа здоровья.

1

43

За страницами учебника (урок-праздник). В кругу семьи.

1

44

Строение тела человека.

1

45-46

Как работает наш организм.

2

47

Что такое гигиена.

1

48

За страницами учебника (урок-игра). Путешествие по городу Здоровейску.

1

49

Органы чувств.

1

50

Школа первой помощи.

1

51

Здоровью цены нет.

1

52

Дом не велик, а стоять не велит.

1

53

Семейный бюджет.

1

54

Мудрость старости.

1

55

Путешествие к А.С. Пушкину.

1

56

За страницами учебника. Моя семья – моя гордость

1

В поисках всемирного наследия (14ч)

57

Всемирное наследие.

1

58

Московский Кремль.

1

59

Озеро Байкал.

1

60

Путешествие в Египет.

1

61

Путешествие в Грецию.

1

62

Путешествие в Иерусалим.

1

63

Путешествие в Китай.

1

64

Всемирные духовные сокровища.

1

65

За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия.

1

66

Что мы узнали. Чему научились.

1

67

Закрепление изученного. КВН.

1

68

Итоговая контрольная работа.

1

69-70

По страницам учебника.

2

4 класс (70 часов)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Мы - граждане единого Отечества (13 часов)

1

Общество-это мы.

1

2

Российский народ.

1

3

Конституция России.

1

4

Права ребёнка.

1

5

Государственное устройство России.

1

6

Российский союз равных.

1

7

Государственная граница России.

1

8

Путешествие за границу России (конференция).

1

9

Сокровища России и их хранители.

1

10

Творческий союз.

1

11

Обобщение по разделу «Мы - граждане единого Отечества».

1

12

Наши проекты. «За страницами учебника».

1

13

Обобщающий урок.

1

По родным просторам (20 часов)

14

Карта - наш экскурсовод.

1

15

По равнинам и горам.

1

16

В поисках подземных кладовых.

1

17

Наши реки.

1

18

Озера – краса Земли.

1

19

По морским просторам.

1

20

С севера на юг.

1

21

В ледяной пустыне.

1

22

В холодной тундре.

1

23

Среди лесов.

1

24

В широкой степи.

1

25

В жаркой пустыне.

1

26

У тёплого моря.

1

27

Мы – дети родной земли.

1

28

В содружестве природой.

1

29

Как сберечь природу России.

1

30

По страницам Красной книги.

1

31

По заповедникам и национальным паркам.

1

32

Наши проекты. «За страницами учебника».

1

33

Проверочная работа.

1

Путешествие по реке времени (26 ч)

34

В путь по реке времени.

1

35

Путешествуем с археологами.

1

36

По страницам летописи.

1

37

Истоки Древней Руси.

1

38

Мудрый выбор.

1

39

Наследник Киевской Руси.

1

40

Москва – преемница Владимира.

1

41

Начало Московского царства.

1

42

Подвижники Руси и землепроходы.

1

43

На пути к единству.

1

44

Начало Российской империи.

1

45

«Жизнь – Отечеству, честь - никому».

1

46

Отечественная война 1812 года.

1

47

Великий путь.

1

48

Золотой век театра и музыки.

1

49

Расцвет изобразительного искусства и литературы.

1

50

В поисках справедливости.

1

51

Век бед и побед.

1

52

«Вставай, страна огромная!»

1

53

Трудовой фронт России.

1

54

«Нет в России семьи такой…»

1

55

После великой войны.

1

56

Экскурсия в музей боевой славы.

1

57

Достижение 1950-1970 гг.

1

58

Наши проекты «За страницами учебника».

1

59

Проверочная работа.

1

Мы строим будущее России (11 ч)

60

Современная Россия.

1

61

Хороша честь, когда есть, что есть.

1

62

Умная сила России.

1

63

Светлая душа России.

1

64

Начни с себя!

1

65

Наши проекты. «За страницами учебника».

1

66

Проверочная работа.

1

67

Итоговая контрольная работа.

1

68

Обобщение пройденного за год.

1

69-70

По страницам учебника

2