Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Родная литература (русская) 5-9

Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)»

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897), с учетом Примерной программы основного общего образования по литературе (Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); авторской Программы курса «Литература». 5—9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин.-М.: ООО «Русское слово», 2014г. (ФГОС Инновационная школа).

Родная литература (русская) в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 88 часов. На каждый класс отводится по 0,5 ч. в неделю. В 5 классе – 18 часов (35 учебных недель); в 6 классе – 17 часов (35 учебных недель); в 7 классе – 18 часов (35 учебных недель); в 8 классе – 17 часов (35 учебных недель); в 9 классе – 17 часов (34 учебные недели).

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»:

Личностные результаты:

- представление о русской литературе как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия родной литературы; познавательный интерес и уважительное отношение к произведениям русской литературы, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;

- осознание взаимосвязи родной литературы с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

- понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- формирование в процессе чтения нравственно развитой личности, любящей свою семью, свою Родину, обладающей высокой культурой общения;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

- развитие и углубление восприятия литературы как особого вида искусства, умения соотносить его с другими видами искусства.

Метапредметные результаты:

- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;

- формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста.

Предметные результаты:

- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе

понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,

делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,

критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную

картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только

эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Выпускник научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной

литературы;

- выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в

различных форматах;

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования

представлений о русском национальном характере;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры, фольклорные образы, традиционные фольклорные приёмы в различных ситуациях речевого общения;

- сопоставлять литературные произведения и их интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выразительно читать произведения, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать произведения, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других

искусств;

- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

2. Содержание учебного предмета «Русский родной язык»

СВОЕОБРАЗИЕ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа. Родная литература как способ познания жизни. Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении. Слово как средство создания образа. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР. Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов (5 - 6 класс).

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей (5 - 6 класс).

Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству (5 - 6 класс).

Жанровое своеобразие фольклорных произведений (5 - 6 класс).

Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке (7 - 8 класс).

Фольклорные традиции в русской литературе (8 - 9 класс).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Жанровое богатство древнерусской литературы (8-9 класс).

Традиции древнерусской литературы (8 - 9 класс).

Традиции и особенности духовной литературы (5 - 9 класс).

Образное отражение жизни в древнерусской литературе (5 - 9 класс).

«Русская земля» (5 - 6 класс).

Поучения Владимира Мономаха (7 - 8 класс).

«Гнездо орла» (8 - 9 класс).

«Повесть о Евпатии Коловрате» (7 - 8 класс).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый карла». Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» (8 - 9 класс).

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору) (6 - 7 класс).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. Традиции литературы XIX века

Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья» (на выбор). Изображение пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы басен. Приѐмы создания характеров и ситуаций. Мораль басен (5 - 7 класс).

Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном» (на выбор). Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях (5 - 7 класс).

Басни В. Майкова, И. Хемницера (на выбор) (8 - 9 класс).

Литературные сказки. Даль В.И. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующихлиц (5 - 6 класс).

Гарин-Михайловский Н.Г. Образы и сюжет сказки «Книжка счастья». Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребѐнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка (5 - 6 класс).

Родная природа в стихах поэтов XIX века. Образ родной природы в стихах русских поэтов (по выбору). Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. (5 - 6 класс)

Некрасов Н.А. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы еѐ раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей (5 - 6 класс).

Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись (7 - 8 класс).

Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная...». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н. (9 класс).

Творчество поэтов и писателей XIX века. Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского (8 - 9 класс).

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа (8 - 9 класс).

Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди» (6 - 7 класс).

Лесков Н.С. Рождественские рассказы (7 - 8 класс).

Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». «То, чего не было». Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания (7 - 8 класс).

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»:проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя (5 - 6 класс)

Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка» (5 - 8 класс).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, Б. Шергина, С.Я. Маршака 9на выбор) (5 - 6 класс).

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Проблемы зависти и злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический язык сказки (5 - 6 класс).

Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр. Горький А.М. «Макар Чудра». Герои неоромантизма (8 - 9 класс).

«Живое и мѐртвое в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус» (8 - 9 класс).

Чарская Л.А. «Гимназистки». Рассказ «Тайна» (на выбор). Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе (6 - 7 класс).

Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьѐзном - с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко (8 - 9 класс).

Толстой А.Н. «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита». Ефремов И. «Звѐздные корабли», «На краю Окуймены» (на выбор) (7 - 8 класс).

Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства (7 - 8 класс).

Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение. «Военная тайна», «Судьба барабанщика». «Голубая чашка», «Горячий камень», «Дальние страны» (на выбор). (5 - 6 класс).

Пантелеев Л. «Шкидские рассказы» (5 - 6 класс).

Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Старый повар». «Исаак Левитан». «5 - 6класс)

Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Остров спасения», «Предательская колбаса», «Этажи леса». «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель» (на выбор).(5 - 6 класс).

Приставкин А.И. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа «Золотая рыбка».Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. (6 - 7 класс).

Сухомлинский В. А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала (8 - 9 класс).

Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) (8 - 9 класс).

Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма (8 - 9 класс).

Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Гуманистический характер военной поэзии и прозы. Воробьѐв К.Д. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа (6 - 7 класс).

Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. (7 - 8 класс).

Васильев Б.П. «Завтра была война» (8 - 9 класс).

Быков В. «Обелиск» (8 - 9 класс).

Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодѐжи (7 - 9 класс).

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора (8 - 9 класс).

Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в современной прозе. «Волки». «Гринька Малюгин» (7 - 8 класс).

Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы (8 - 9 класс).

Яковлев Ю.Я. Рассказ «Цветок хлеба». Тема ответственности за родных. Образы главных героев, своеобразие языка. Тема памяти и связи поколений. Рассказ - притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам (6 - 7 класс).

Масс А.В. «Сказка о черноокой принцессе». Духовно-нравственная проблематика рассказа. Позиция автора. Фантазийный мир сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча» (7 - 8 класс).

Кузнецова Ю. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. Нравственные уроки произведений современной литературы (7 - 8 класс).

Телешов Н.Д. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке (7 - 8 класс).

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя (8 - 9 класс).

Родная природа в произведениях поэтов XX века (5 - 9 класс).

Поэтический образ Родины в стихотворениях. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях. Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщѐнный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Брюсов В.Я. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Средства создания образов.

Волошин М.А. Стихотворение «Как мне близок и понятен...». Единство человека и природы. Образы животных в произведениях родной литературы: сравнительный анализ стихотворения Есенина С.А. «Песнь о собаке» и стихотворения Анфилова Г.И. «Собака».

Стихи о прекрасном и неведомом (5 - 9 класс).

В. Берестов «Почему-то в детстве...», Д. Самойлов «Сказка». Анненский И. Из книги стихов «Кипарисовый ларец» (по выбору) Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой...».

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

5 класс

урока

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

Своеобразие родной литературы

1

1

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально - культурная ценность народа.

1

Русский фольклор

1

2

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов.

1

Древнерусская литература

1

3

Традиции и особенности духовной литературы. «Русская земля».

1

Литература XVIII века

1

4

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).

1

Литература XIX века

6

5

Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун». Изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. Мораль басен.

1

6

Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно - художественный смысл. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

1

7

Родная природа в стихах поэтов XIX века. Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.

1

8

Творчество поэтов и писателей XIX века.

1

9

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

1

10

Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

1

Русская литература XX века

7

11

Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина

1

12

Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение.

1

13

Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».

1

14

Стихи о прекрасном и неведомом.

1

15

В. Берестов «Почему-то в детстве...», Д. Самойлов «Сказка».

1

16

Итоговая творческая работа

1

17

Анализ творческой работы

1

18

Обобщение изученного

1

6 класс

урока

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

Своеобразие родной литературы

1

1

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

1

Русский фольклор

1

2

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству

1

Древнерусская литература

1

3

Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля».

1

Литература XVIII века

1

4

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).

1

Литература XIX века

6

5

Басни. Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

1

6

Литературные сказки. Гарин - Михайловский Н.Г. Образы и сюжеты сказки «Книжка счастья». Социально - нравственная проблематика произведения. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в мире); своеобразие языка

1

7

Родная природа в стихах поэтов XIX века.

1

8

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы ее раскрытия. Сравнение и олицетворение в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.

1

9

Творчество поэтов и писателей XIX века.

1

10

Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

1

Русская литература XX века

7

11

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Проблема зависти и злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический язык сказки.

1

12

Чарская Л.А. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.

1

13

Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».

1

14

Приставкин А.И. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа «Золотая рыбка». Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

1

15

Воробьев К.Д. «Гуси - лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа

1

16

Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

1

17

Стихи о прекрасном и неведомом. Анненский И. Из книги «Кипарисовый ларец» (по выбору). Брюсов В.Я. «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя

1

7 класс

урока

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

Своеобразие родной литературы

1

1

Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора и образ рассказчика в литературном произведении

1

Русский фольклор

1

2

Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в музыке

1

Древнерусская литература

1

3

Образное отражении жизни в древнерусской литературе. «Повесть о Евпатии Коловрате».

1

Литература XVIII века

1

4

Н. Карамзин «Прекрасная царевна и счастливый карла»

1

Литература XIX века

5

5

Басни. Нравственная проблематика басен В. Майкова.

1

6

Родная природа в стихах поэтов XIX века. Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.

1

7

Творчество поэтов и писателей XIX века.

1

8

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.

1

9

Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». «То, чего не было». Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания.

1

Русская литература XX века

8

10

Фантастика в произведениях Толстого А.Н. «Гиперболоид инженера Гарина». «Аэлита» (на выбор).

1

11

Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

1

12

Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в современной прозе. «Волки». «Гринька Малюгин».

1

13

Кузнецова Ю. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. Нравственные уроки произведения.

1

14

Масс А.В. «Сказка о черноокой принцессе». Духовно-нравственная проблематика рассказа. Позиция автора.

1

15

Фантазийный мир сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча»

1

16

Н.Д. Телешев «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.

1

17

Волошин М. А. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Единство человека и природы.

1

18

Итоговый урок

1

8 класс

урока

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

Своеобразие родной литературы

1

1

Слово как средство создания образа. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

1

Русский фольклор

1

2

Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве

1

Древнерусская литература

1

3

Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Гнездо орла».

1

Литература XVIII века

1

4

Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»

1

Литература XIX века

4

5

Басни. Нравственная проблематика басен И. Хемницера.

1

6

Творчество поэтов и писателей XIX века.

1

7

Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы Нравственное перерождение героини.

1

8

Лесков Н.С. Рождественские рассказы.

1

Русская литература XX века

9

9

Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьѐзном - с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко

1

10

Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя).

1

11

Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

1

12

Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.

1

13

Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Тема материнской любви и сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала.

1

14-15

Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне. Васильев Б.П. «Завтра была война».

2

16

Итоговая творческая работа

1

17

Анализ творческой работы

1

18

Итоговый урок

1

9 класс

урока

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

Своеобразие родной литературы

1

1

Книга как духовное завещание одного поколения другому. Прогноз развития литературных традиций в XXI веке

1

Русский фольклор

1

2

Фольклорные традиции в русской литературе.

1

Древнерусская литература

1

3

Традиции древнерусской литературы.

1

Литература XIX века

2

4

Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная...»

1

5

Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского (на выбор)

1

Литература XX века

11

6

Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр. Горький А. М. «Макар Чудра». Герои неоромантизма.

1

7

«Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И.» Гамбринус».

1

8-9

Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне. Повесть В. Быкова «Обелиск»

2

10

Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

1

11-12

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.

2

13-14

Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия

2

15-16

Защита проектов

2

17

Итоговый урок

1

урока

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

Своеобразие родной литературы

1

1

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально - культурная ценность народа.

1

Русский фольклор

1

2

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов.

1

Древнерусская литература

1

3

Традиции и особенности духовной литературы. «Русская земля».

1

Литература XVIII века

1

4

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).

1

Литература XIX века

6

5

Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун». Изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. Мораль басен.

1

6

Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно - художественный смысл. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

1

7

Родная природа в стихах поэтов XIX века. Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.

1

8

Творчество поэтов и писателей XIX века.

1

9

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

1

10

Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

1

Русская литература XX века

7

11

Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина

1

12

Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение.

1

13

Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».

1

14

Стихи о прекрасном и неведомом.

1

15

В. Берестов «Почему-то в детстве...», Д. Самойлов «Сказка».

1

16

Итоговая творческая работа

1

17

Анализ творческой работы

1

18

Обобщение изученного

1

урока

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

Своеобразие родной литературы

1

1

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

1

Русский фольклор

1

2

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству

1

Древнерусская литература

1

3

Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Русская земля».

1

Литература XVIII века

1

4

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).

1

Литература XIX века

6

5

Басни. Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

1

6

Литературные сказки. Гарин - Михайловский Н.Г. Образы и сюжеты сказки «Книжка счастья». Социально - нравственная проблематика произведения. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в мире); своеобразие языка

1

7

Родная природа в стихах поэтов XIX века.

1

8

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы ее раскрытия. Сравнение и олицетворение в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.

1

9

Творчество поэтов и писателей XIX века.

1

10

Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

1

Русская литература XX века

7

11

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Проблема зависти и злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический язык сказки.

1

12

Чарская Л.А. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.

1

13

Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».

1

14

Приставкин А.И. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа «Золотая рыбка». Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

1

15

Воробьев К.Д. «Гуси - лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа

1

16

Яковлев Ю.Я. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

1

17

Стихи о прекрасном и неведомом. Анненский И. Из книги «Кипарисовый ларец» (по выбору). Брюсов В.Я. «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя

1

урока

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

Своеобразие родной литературы

1

1

Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора и образ рассказчика в литературном произведении

1

Русский фольклор

1

2

Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в музыке

1

Древнерусская литература

1

3

Образное отражении жизни в древнерусской литературе. «Повесть о Евпатии Коловрате».

1

Литература XVIII века

1

4

Н. Карамзин «Прекрасная царевна и счастливый карла»

1

Литература XIX века

5

5

Басни. Нравственная проблематика басен В. Майкова.

1

6

Родная природа в стихах поэтов XIX века. Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.

1

7

Творчество поэтов и писателей XIX века.

1

8

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.

1

9

Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». «То, чего не было». Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания.

1

Русская литература XX века

8

10

Фантастика в произведениях Толстого А.Н. «Гиперболоид инженера Гарина». «Аэлита» (на выбор).

1

11

Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

1

12

Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в современной прозе. «Волки». «Гринька Малюгин».

1

13

Кузнецова Ю. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. Нравственные уроки произведения.

1

14

Масс А.В. «Сказка о черноокой принцессе». Духовно-нравственная проблематика рассказа. Позиция автора.

1

15

Фантазийный мир сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча»

1

16

Н.Д. Телешев «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.

1

17

Волошин М. А. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Единство человека и природы.

1

18

Итоговый урок

1

урока

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

Своеобразие родной литературы

1

1

Слово как средство создания образа. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

1

Русский фольклор

1

2

Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве

1

Древнерусская литература

1

3

Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Гнездо орла».

1

Литература XVIII века

1

4

Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»

1

Литература XIX века

4

5

Басни. Нравственная проблематика басен И. Хемницера.

1

6

Творчество поэтов и писателей XIX века.

1

7

Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы Нравственное перерождение героини.

1

8

Лесков Н.С. Рождественские рассказы.

1

Русская литература XX века

9

9

Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьѐзном - с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко

1

10

Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя).

1

11

Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

1

12

Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства.

1

13

Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Тема материнской любви и сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала.

1

14-15

Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне. Васильев Б.П. «Завтра была война».

2

16

Итоговая творческая работа

1

17

Анализ творческой работы

1

18

Итоговый урок

1

урока

Тема, содержание урока

Кол-во

часов

Своеобразие родной литературы

1

1

Книга как духовное завещание одного поколения другому. Прогноз развития литературных традиций в XXI веке

1

Русский фольклор

1

2

Фольклорные традиции в русской литературе.

1

Древнерусская литература

1

3

Традиции древнерусской литературы.

1

Литература XIX века

2

4

Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная...»

1

5

Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского (на выбор)

1

Литература XX века

11

6

Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр. Горький А. М. «Макар Чудра». Герои неоромантизма.

1

7

«Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И.» Гамбринус».

1

8-9

Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне. Повесть В. Быкова «Обелиск»

2

10

Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

1

11-12

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.

2

13-14

Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия

2

15-16

Защита проектов

2

17

Итоговый урок

1


Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)»

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897), с учетом Примерной программы основного общего образования по литературе (Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); авторской Программы курса «Литература». 5—9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин.-М.: ООО «Русское слово», 2014г. (ФГОС Инновационная школа).

Родная литература (русская) в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 88 часов. На каждый класс отводится по 0,5 ч. в неделю. В 5 классе – 18 часов (35 учебных недель); в 6 классе – 17 часов (35 учебных недель); в 7 классе – 18 часов (35 учебных недель); в 8 классе – 17 часов (35 учебных недель); в 9 классе – 17 часов (34 учебные недели).

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»:

Личностные результаты:

- представление о русской литературе как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия родной литературы; познавательный интерес и уважительное отношение к произведениям русской литературы, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;

- осознание взаимосвязи родной литературы с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

- понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- формирование в процессе чтения нравственно развитой личности, любящей свою семью, свою Родину, обладающей высокой культурой общения;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

- развитие и углубление восприятия литературы как особого вида искусства, умения соотносить его с другими видами искусства.

Метапредметные результаты:

- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;

- формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста.

Предметные результаты:

- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе

понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,

делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,

критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную

картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только

эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Выпускник научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной

литературы;

- выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в

различных форматах;

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования

представлений о русском национальном характере;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры, фольклорные образы, традиционные фольклорные приёмы в различных ситуациях речевого общения;

- сопоставлять литературные произведения и их интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выразительно читать произведения, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать произведения, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других

искусств;

- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

2. Содержание учебного предмета «Русский родной язык»

СВОЕОБРАЗИЕ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа. Родная литература как способ познания жизни. Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении. Слово как средство создания образа. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР. Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов (5 - 6 класс).

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей (5 - 6 класс).

Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству (5 - 6 класс).

Жанровое своеобразие фольклорных произведений (5 - 6 класс).

Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке (7 - 8 класс).

Фольклорные традиции в русской литературе (8 - 9 класс).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Жанровое богатство древнерусской литературы (8-9 класс).

Традиции древнерусской литературы (8 - 9 класс).

Традиции и особенности духовной литературы (5 - 9 класс).

Образное отражение жизни в древнерусской литературе (5 - 9 класс).

«Русская земля» (5 - 6 класс).

Поучения Владимира Мономаха (7 - 8 класс).

«Гнездо орла» (8 - 9 класс).

«Повесть о Евпатии Коловрате» (7 - 8 класс).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый карла». Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» (8 - 9 класс).

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору) (6 - 7 класс).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. Традиции литературы XIX века

Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья» (на выбор). Изображение пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы басен. Приѐмы создания характеров и ситуаций. Мораль басен (5 - 7 класс).

Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном» (на выбор). Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях (5 - 7 класс).

Басни В. Майкова, И. Хемницера (на выбор) (8 - 9 класс).

Литературные сказки. Даль В.И. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующихлиц (5 - 6 класс).

Гарин-Михайловский Н.Г. Образы и сюжет сказки «Книжка счастья». Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребѐнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка (5 - 6 класс).

Родная природа в стихах поэтов XIX века. Образ родной природы в стихах русских поэтов (по выбору). Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. (5 - 6 класс)

Некрасов Н.А. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы еѐ раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей (5 - 6 класс).

Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись (7 - 8 класс).

Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная...». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н. (9 класс).

Творчество поэтов и писателей XIX века. Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского (8 - 9 класс).

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа (8 - 9 класс).

Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди» (6 - 7 класс).

Лесков Н.С. Рождественские рассказы (7 - 8 класс).

Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». «То, чего не было». Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания (7 - 8 класс).

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»:проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя (5 - 6 класс)

Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка» (5 - 8 класс).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, Б. Шергина, С.Я. Маршака 9на выбор) (5 - 6 класс).

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. Проблемы зависти и злобы, добра и зла в сказке. Аллегорический язык сказки (5 - 6 класс).

Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр. Горький А.М. «Макар Чудра». Герои неоромантизма (8 - 9 класс).

«Живое и мѐртвое в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус» (8 - 9 класс).

Чарская Л.А. «Гимназистки». Рассказ «Тайна» (на выбор). Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе (6 - 7 класс).

Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьѐзном - с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко (8 - 9 класс).

Толстой А.Н. «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита». Ефремов И. «Звѐздные корабли», «На краю Окуймены» (на выбор) (7 - 8 класс).

Вересаев В.В. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства (7 - 8 класс).

Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение. «Военная тайна», «Судьба барабанщика». «Голубая чашка», «Горячий камень», «Дальние страны» (на выбор). (5 - 6 класс).

Пантелеев Л. «Шкидские рассказы» (5 - 6 класс).

Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Старый повар». «Исаак Левитан». «5 - 6класс)

Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Остров спасения», «Предательская колбаса», «Этажи леса». «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель» (на выбор).(5 - 6 класс).

Приставкин А.И. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа «Золотая рыбка».Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. (6 - 7 класс).

Сухомлинский В. А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала (8 - 9 класс).

Нагибин Ю.М. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) (8 - 9 класс).

Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма (8 - 9 класс).

Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Гуманистический характер военной поэзии и прозы. Воробьѐв К.Д. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа (6 - 7 класс).

Богомолов В.О. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. (7 - 8 класс).

Васильев Б.П. «Завтра была война» (8 - 9 класс).

Быков В. «Обелиск» (8 - 9 класс).

Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодѐжи (7 - 9 класс).

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора (8 - 9 класс).

Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в современной прозе. «Волки». «Гринька Малюгин» (7 - 8 класс).

Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы (8 - 9 класс).

Яковлев Ю.Я. Рассказ «Цветок хлеба». Тема ответственности за родных. Образы главных героев, своеобразие языка. Тема памяти и связи поколений. Рассказ - притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам (6 - 7 класс).

Масс А.В. «Сказка о черноокой принцессе». Духовно-нравственная проблематика рассказа. Позиция автора. Фантазийный мир сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча» (7 - 8 класс).

Кузнецова Ю. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. Нравственные уроки произведений современной литературы (7 - 8 класс).

Телешов Н.Д. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке (7 - 8 класс).

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя (8 - 9 класс).

Родная природа в произведениях поэтов XX века (5 - 9 класс).

Поэтический образ Родины в стихотворениях. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях. Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщѐнный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Брюсов В.Я. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Средства создания образов.

Волошин М.А. Стихотворение «Как мне близок и понятен...». Единство человека и природы. Образы животных в произведениях родной литературы: сравнительный анализ стихотворения Есенина С.А. «Песнь о собаке» и стихотворения Анфилова Г.И. «Собака».

Стихи о прекрасном и неведомом (5 - 9 класс).

В. Берестов «Почему-то в детстве...», Д. Самойлов «Сказка». Анненский И. Из книги стихов «Кипарисовый ларец» (по выбору) Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой...».

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс