Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Краеведение 11

Краеведение 11 класс

  1. 1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004  №1089) , авторской рабочей  программы по краеведению Воронежской области 8-11 классы М.И.Баранникова -  Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2016.

Изучение предмета является актуальным и предполагает  усиление внимания к изучению истории и культуры малой родины, которые являются составляющей национальной культуры.  Предмет призван формировать гражданственность, патриотизм . Он даёт  возможность развивать творческий потенциал  ученика в соответствии с личностно ориентированными и деятельностным  подходами.

Цели программы:

- развитие личности: познавательных интересов в области истории и культуры родного края, творческих и коммуникативных способностей, инициативы и самостоятельности, навыков поисково-исследовательской деятельности;

- воспитание патриотизма, гражданственности. Нравственности, уважения к истории и культуре своего народа.

Задачи:

-усвоение знаний по истории и культуре Воронежской области;

- развитие навыков самостоятельной поисково –исследовательской деятельности, презентации своих знаний в области краеведения в разнообразных формах: викторины, рефераты, творческие проекты;

- воспитание гуманистического мировоззрения;

- формирование гражданских идеалов и патриотических чувств, активной позиции неприятия нигилистического отношения к истории и культуре своей Родины, воспитание учащихся в духе неизбежности плюрализма мнений и социального компромисса, уважения к национальным особенностям истории и культуры других народов.

На изучение данного предмета в 11 классе  отводится 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю, 34 учебных недели.

2. Содержание учебного предмета

Раздел.  Народные обряды – 2 часа

Календарные обряды и праздники. Земледельческий календарь. Зимние святки. Рождество. Новый год. Крещение. Масленица. Великий пост. Пасха.

Вознесенье, Троица. Проводы русалки. Иван Купала. Петров день. Обряды жизненного цикла. Свадебный обряд.

Раздел . Традиционный народный костюм Воронежского края -2 часа

Особенности традиций в костюмах крестьян Воронежского края. Мужской костюм. Женский костюм. Праздничная одежда.

Раздел . Художественные ремесла и промыслы Воронежского края -2 часа

Крестьянский образ жизни, мир русской деревни – истоки развития художественных ремесел и промы­слов. Уважение традиций народа – признак высокого уровня духовности человека. Сущность понятий «ремесло», «промысел». Развитие дворянских имений в XVIII в. – стимул для акти­визации ремесел и промыслов. Торговля – фактор, способст­вующий процветанию ремесленного труда. Ярмарки – обмен товарами из разных регионов страны. Замедление ремесла и промыслов в конце XIX – начале XX в. Возрождение интереса к «мелкой промышленности» в 20-е гг., роль краеведческих организаций, этнографических экс­педиций, публикаций. Участие губернского музея в Московской сельскохозяйственной выставке 1923 г. (экспозиция «Крестьян­ский быт»).Деятельность Н. В. Валукинского, этнографа, археолога, художника. Промысловые кооперативы. Государственная программа возрождения декоративно-прикладного искусства конца 60-х – начала 70-х гг. XX в. Обла­стная программа возрождения культуры села (90-е гг. XX в.). Ремесленные технологии в работе предприятий мелкого и среднего бизнеса по пошиву народных костюмов, росписи по дереву, художественной ковке, литью колоколов. Обществен­ные объединения мастеров ремесла. Научно-популярные издания как результат исследования развития в крае ремесел и промыслов (П. Д. Пономарев, Е. Н. Губанова и др.). Музей народного творчества и ремесел в Воронежской библиотеке. Промыслы: ковровый, шерстовязальный, вышивание, бисеронизание. Ремесла: узорное ткачество, изготовление народного костюма.  Наличие сырьевой базы для развития ре­месел и промыслов. Технология ткачества и оборудование. И. А. Ефимов – мастер прялки (Нижнедевицкий уезд). Мастера набойного ремесла Бутурлиновского и Таловского районов. Пер­вые суконные мастерские Таврова. Фабричное суконное произ­водство XVIII в. 84% сукна России производили в первой поло­вине XIX в. фабрики Воронежа (владельцы Горденины, Елисее­вы, Постоваловы, Тулиновы и др.). Расцвет коврового промысла на рубеже XIX – XX вв. (Ниж­недевицкий, Острогожский, Богучарский уезды). Семейное про­изводство ковров (килимов). Характерные особенности воро­нежского ковра: безворсовый, яркий растительный рисунок по черному или вишневому полю. Мастерские и фабрики по произ­водству ковров Щербакова, Лосева, Струкова и др. Открытие в 1909 г. в Острогожске крестьянской учебно-ткацкой мастерской для обучения мастерству ткачества, в 1911 г. в с. Урывковровой школы. Работы Н.В. Гладневой из с. Горожанка на Всемирной выставке в Париже (1913). Артели машинного ткачества (п. Елань-Колено, п. Таловая), ковровые фабрики. Воронежское художественное училище.

Районы активного шерстовязального промысла: чулочного – Тавров, Бобяково, Песчанка и др.; пуховые платки – Поворино, Грибановка, Новохоперск.

Центры ручного вышивания: слобода Воронцовка и Александровка Павловского уезда, села Бобровского, Богучарского, Землянского уездов. Клуб вышивальщиц «Марья». Мастер-золотошвейка Л. Танеева (г. Лиски).

«Этнографический альбом» – золотая медаль Российского географического общества (1859) (СП. Павлов). «Этнографиче­ский альбом». Вып. 2 – серебряная медаль Дашковского музея.

Вклад современных предприятий в сохранение традиций пошива народного костюма (Хохольский дом ремесел, фирма «Узорочье» г. Воронежа и др.).

Промыслы: кожевенно-обувной, пошив меховых изде­лий, валяльный, художественная обработка древесины, пле­тение из растительных материалов.

Центры кожевенного производства: Бобровский, Бирюченский, Бутурлиновский уез­ды. Промышленное производство с 20-х гг. XX в. Мастера – ов­чинники, тулупники, шапочники Новой Ольшанки, Новой Сот­ни, Острогожского, Коротоякского уездов. Центры валяльного промысла: Нижнедевицкий, Новохоперский уезды. Современ­ный мастер И.Н. Шальмэ.

Художественная обработка древесины (резьба, токарная вы­точка, выжигание, роспись). Изготовление посуды, бочек, мебе­ли, экипажей, ларцов, подсвечников, прялок, игрушек, музы­кальных инструментов.Мастер-мебельщик А.А. Чикунов (г. Во­ронеж, начало XX в.) Современный мастер-резчик В.Н. Мамо­нов, заслуженный работник культуры РСФСР, мастер художест­венной росписи С.Г. Матвеева (автор образа «Воронежская мат­решка», обладатель бронзовой медали ВДНХ 1978 г.)

Центры лозоплетения – Бобров, Богучар, Нижнедевицк, Россошь и др. Первый межрегиональный фестиваль лозоплете­ния «Золотая лоза» (2004).

Развитие гончарного дела, изразцового искусства, худо­жественной обработки металла, стеклоделания. Воронеж­ская игрушка.

Мастера изразцового искусства - братья Кудряшовы, братья Поповы. Кафельный завод Дорохина в Воронеже (1873), кафельная фабрика Поповых (1880). Участие воронеж­ских мастеров во всероссийской кустарно-промышленной вы­ставке в Петербурге (1902).

Промартель «Керамика» (Воронеж, 1947). Открытие Воро­нежского керамического завода в 1954 г. Премии и награды. Рамонская фабрика художественной керамики, мастера Суворковы и Муравьевы. Рамонский музей керамики (2007).

Художественная обработка металла – самый древний про­мысел. Активное развитие кузнечного дела с эпохи Петра I. Чу­гуноплавильные и колокололитейные заводы Самофаловых и Веретенниковых в Воронеже (XVIII в.).

Современные мастера и предприятия (колокололитейная фабрика «Вера», создатель В.Н. Анисимов).

Развитие стеклоделания. Современная фирма «Игрушка», лауреат конкурса «Сто лучших товаров России» (2001). Худож­ники-витражисты В. Михеев и В. Щеглов.

Воронежские мастера-игрушечники: В.И. Лямзин, Г.Г. Поплавская, Г.И. Арефьева, В.Я. Горбанева и др. Нетрадиционные ремесла Воронежского края. Музей­ные экспозиции, выставки, праздники.

Ювелирные украше­ния из кожи; выжигание по ткани; экстравагантные модели оде­жды из веточек, корней, стеблей; мелкая пластика из теста; цве­точные композиции; лаковая миниатюра; плетение из соломки; сувениры-обереги из щепы; берестяные сувениры.

Воронежский областной краеведческий музей. Музей «Мас­тера» (Хохол). Музей «Русская изба» (школа №2 г. Семилуки). Музей народной культуры и этнографии ВГУ. «Уголки стари­ны» в Борисоглебском государственном педагогическом инсти­туте и Областном училище культуры.

Выставки «Мир стоит на мастерах», «Живое дерево реме­сел».

Раздел .Воронежские народные сказки и песни -3 часа

Сказка – старинный и любимый жанр воронежского фольклора. А.Н. Афанасьев – первый народный издатель русских народных сказок. Известная сказочница А.К. Барышникова.  А.Н. Королькова – выдающаяся воронежская сказительница. Сказка и воронежская глиняная игрушка. С.Г. Лазутин – знаток и исследователь воронежской народной песни.

Раздел . Духовно- религиозная жизнь  Воронежского края – 2 часа

Святые места Воронежского края.

Храмы и монастыри. Домовые церкви. Прихожане. Святцы. Епископ, епархия.

Двунадесятые праздники (Господние и Богородичные).

Илиинская церковь. Покровский кафедральный собор. Крестный ход. Благовещенский

монастырь. Алексиево-Акатов женский монастырь. Дивногорский Успенский мужской

монастырь. Костомаровский Спасский женский монастырь.

Святые имена: Апостолы, равноапостольные. Серафим Саровский. «Житие». Монах. Святитель Митрофаний.

Священное писание. Таинства церкви. Мощи. Святитель Тихон Задонский. Царские врата.

Новомученики.

Престол, престольный день. Михайловский приход в Братках.

Церковь в Русанове, Алешках. Терновский приход.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Бароновке.

Раздел. Народное просвещение и образование , высшая школа и наука Воронежского края-3 часа

Роль епископа Митрофана и церкви в раз­витии школьного дела. Документальные свидетельства о первых школах края (с. Ендовище, Острогожск, Коротояк, Черкасская слобода). Содержание школьного образования в XVII – начале XVIII в.

Причины актуализации просвещения в начале XVIII в. От­крытие в 1703 г. в Воронеже адмиралтейской «русской школы». Структура школы. Попытка Петра I создать сеть государствен­ных общеобразовательных начальных школ (цифирных, гарни­зонных). Архиерейская школа – профессиональное духовное учебное заведение. Воронежская духовная семинария.

Цели Ека­терины II в проведении реформы образования. «Устав народным училищам в Российской империи» о системе образования: глав­ные народные училища, малые народные училища, частые школы (пансионы). Открытие 22 сентября 1786 г. Воронежского главного народного училища (многопредметная программа, новые учебники, пособия, профессиональные кадры). С.Н. Маркин – выпускник училища. Открытие малых народных училищ в Острогожске (1788), Боброве и Павловске (1799). Популярность домашнего обучения.

Реформа образования в начале XIX в. (централизация управ­ления образованием; приходские училища, уездные училища, гим­назии, университеты). Открытие гимназии в Воронеже (17 января 1809 г.). Знаменитые выпускники гимназии (Н.И. Костомаров, Л.Ф. Змеев, А.Н. Афанасьев, М.Ф. де Пуле и др.).

Приезд великого князя, будущего императора Александра Николаевича, в Воронеж (июль 1837 г.).

Открытие уездного училища в Острогожске (1808). Н.В. Станкевич, И. Крамской – выпускники училища. Открытие Воронежского уездного училища (1809). А. Кольцов, Н.В. Никитенко – выпускники.

Открытие приходских училищ с 1806 г. в Павловском, Боб­ровском и других уездах. К 1828 г. в губернии 7 приходских училищ.

Новый школьный устав 1928 г. (3-ступенчатая школа). Соз­дание начальных школ другими ведомствами и частными лица­ми без участия Министерства народного просвещения: волост­ные училища ведомств, приходские училища МВД, Министер­ства государственных имуществ, крестьянские школы.

в. Буржуазный характер реформ Александра II. Земская реформа 1864 г. Строительство, ремонт, содержание школьного персонала, подготовка педкадров. В 1898 г. в губернии 560 земских школ.

Открытие церковно-приходских школ наряду с земскими. Проблема развития образования в губернии. Рост заинтересо­ванности в образовании среди различных слоев населения. Зем­ский проект всеобщего начального образования в Воронежской губернии. Влияние исторических событий начала XX в. на раз­витие образования. Развитие женского образования в крае (учи­лища, гимназия, прогимназия). К 1 января 1916 г. в губернии 20 женских учебных заведений. Воронежский Михайловский кадетский корпус (с 1845 г.) и его знаменитые выпускники: С.И. Мосин, А.Н. Лодыгин, Г.В. Плеханов, А.С. Суворин и др. Открытие реальных гимназий с 1864 г. (с 1871 г. – реальные училища). Открытие коммерческих училищ (с 1907 г., к 1916 – 4).

Становление советской школы.

Попытки Временного правительства демократизировать народное образование, труд­ности реализации реформы.

Государственные мероприятия по реформированию образо­вания после октября 1917 г., создание новой системы управле­ния образованием. Проблемы развития школы в период 1917-1920 гг.

Борьба с детской беспризорностью, детские дома, детские комиссии. Фабрично-заводские ученичества и семилетки. Шко­лы крестьянской молодежи с 1924 г.

Система образовательных учреждений с 1934 г.: школы на­чальные, неполные, средние. Всеобуч с 1929 г. Школы по лик­видации неграмотности среди взрослого населения (к концу 1921г. в губернии 846 школ ликбеза).

Система образования Воронежской области в 1940-1970 гг.

Приостановление развития школы и сокращение обра­зовательной сети в связи с началом Великой Отечественной войны, частичной немецкой оккупацией города и области. Ак­тивное участие учителей и школьников в борьбе с захватчиками (партизанские группы, истребительные отряды). Открытие Су­воровского военного училища в 1943 г. Раздельное обучение мальчиков и девочек.

Обязательное восьмилетнее образование с 1962/63 учебного года. Переход ко всеобщему среднему образованию с 1972 г.

Развитие высшей школы и науки.

Предпосылки развития высшей школы и науки в Воронежском крае. Открытие в 1913 г. сельскохозяйственного института (ректор – ученый-почвовед К.Д. Глинка) имени Петра Великого. Открытие в 1930 г. вузов: медицинского, лесотехнического, химико-технологического, инженерно-строительного. ВГУ - одно из старейших заведений города, основанный на базе Дерптского (Юрьевского) универси­тета, созданного в 1802 г. Открытие педагогического института (1931), вечернего машиностроительного института (1956), кото­рый в 1962 г. реорганизован в политехнический.

Воронежский государственный институт искусств (1971). Воронежский филиал Московского государственного института физической культуры и другие филиалы московских вузов.

Научно-исследовательские заведения при ВГУ. Научно-исследовательский институт сельского хозяйства ЦЧО им. В.В. Докучаева (Таловский район). Всесоюзный институт свек­лы и сахара (Рамонь). Проблемная лаборатория геологии и ми­нерального сырья. Вклад воронежских ученых в развитие науки.

Раздел. Литературные имена Воронежского края – 4 часа

Литературные имена XIX века.: А.В.Кольцов, А.П.Серебрянский, Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский, А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, Д.В.Веневитинов, Е.П.Ростопчина, М.Ю.Лермонтов, И.С.Никитин, А.Н.Островский, М.Ф.Де-Пуле, А.Н.Афанасьев, А.С.Суворин, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой, А.И.Эртель,

ХХ век и новейшее время в литературе Воронежского края: И.А.Бунин, Е.И.Замятин, М.А.Шолохов, С.Я.Маршак, А.П.Платонов, О.Э.Мандельштам, А.Т.Твардовский, А.Т.Прасолов, А.В.Жигулин, Г.Н.Троепольский, Е.П.Дубровин.

Раздел . Музыкальная жизнь Воронежского края – 3 часа

Истоки музыкальной традиции в Воронежском крае. XVIII в. – становление музыкальной традиции края. Петровский хор «государственных певчих дьяков». Музыка в знатных до­мах. Итальянский певец Ф. Балатри. Маленькие польские и ук­раинские ансамбли. Труд  Е. Болховитинова о церковной музы­ке, произведениях композиторов Д. Бортнянского, Д. Кашина и др. Крепостной хор, театр в имении П.Б. Шереметева (с. Алексеевка). А. Шереметев – руководитель певческой капеллы при Императорском дворе, инициатор создания Музыкально-исторического общества, композитор. Роль Воронежского теат­ра в развитии музыки.

Воронежский театр – центр музыкальной культуры.

Творчество композитора А.А. Алябьева и военная служба (ко­мическая опера, музыка к водевилям, романсы, ноктюрны).

Музыкальные жанры, представленные в театре (водевиль, мелодрама, куплеты, вокал, концерт-дивертисмент).

Певцы – популяризаторы творчества А.А. Алябьева – С.Н. Шатилова и Д.В. Корсаков. И.В. Романус – композитор, пианист, капельмейстер, музыкальный писатель и критик.

Благотворительные концерты (организатор ЕЛ. Бедряга) 40-х гг. Литературно-музыкальные вечера в доме предводителя дворянства Прибыткова (1851). Певец А.О. Бантышев на сцене театра г. Воронежа. Скрипачи Ю. Гербер, Н.Афанасьев, пианист Саймура Шиф. Воронежские гастроли М.С. Щепкина и комика В.И. Живокини, С.С. Гулака-Артемовского и Амалии Корбари, Росси и Пациолли и др.

Открытие Воронежского отделения Императорского Рус­ского Музыкального Общества (ИРМО) в 1868 г. и музыкальной школы при нем (1869), Музыкального училища (191 1), директор Э. В. Голи.

Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа.

Гаст­роли симфонического оркестра из Полтавы. Балалаечный ор­кестр М.В. Силкина. М.Е. Пятницкий – создатель ансамбля на­родной песни. Памятник М.Е. Пятницкому (скульпторы И. Дикунов и Э. Пак), фестивали его имени с 1986 г. Легкая музыка. Музыкальное издательство Д.А. и Н.Д. Кашкиных. Музыкаль­ные магазины Кастнера и Фукса. Авторы первых музыкальных пособий – М.К. Гамбург «Техника фортепианной игры», П.И. Лучкин «Элементарная теория музыки» и др.

Династия Ростроповичей. Книга А.Н. Акиньшина «Воро­нежские Ростроповичи». «Собрание русских народных песен» в обработке М.А. Стаховича. «Сборник русских народных лири­ческих песен» Лопатина и Прокунина. Фольклорные экспедиции          М.Е. Пятницкого и Е.Э. Линевой. И.А. Шатров - композитор, B.С. Саренко - сочинитель гитарных пьес. С. И. Миропольский – писатель и педагог.

Знаменитые люди на Воронежской земле: И.А. Крылов, C.В. Рахманинов, Л.В. Собинов, Ф.И. Шаляпин, С.И. Танеев, Н.Г. Рубинштейн. Роль О.Ф. фон Гидебеля в возрождении старинной музыки.

А. Н. Буховцев - пианист и педагог.

Воронежский симфонический оркестр: рождение и раз­витие.

Революция 1917 г. и Гражданская война прервали тече­ние музыкальной жизни Воронежа.

Коллектив симфонического оркестра – «Колсимфоркс» (ди­рижер из Москвы В.С. Терентьев) и его монографические кон­церты. Деятельность Воронежской консерватории (рук. И.И. Чернов, ученик Римского-Корсакова и Лядова).

Открытие оперно-балетного Свободного советского театра (режиссер Д.Г. Гутман) и Высших Театральных мастерских при нем. Хореограф М.С. Чернышев, народный артист РСФСР.

Гастроли Мариинского театра (1921) (О. Петипа, М. Ростропович, А. Кабанов, Л.Соболева и др.). Балетмейстеры Ю.А. Бартон, К.А. Трунов.

Реорганизация мастерских в театральный техникум (1922). С 1924 г. – концерты симфонического оркестра (дирижер Д. В. Ямпольский, Д. В. Ахшарумов, солист Г. И. Романовский).

Репрессии 30-х гг. в Воронеже: Г. И. Романовский, Д. В. Ахшарумов и др. Декады русской музыкальной классики (1938), советской музыки (1938, 1940).

Музыкальная жизнь в 30-е гг. XX в.

Открытие театра му­зыкальной комедии (1931). Создание Центрально-Черноземного отделения Союза советских композиторов СССР (1939), предсе­датель Г.А. Сметанин, секретарь – К.И. Массалитинов. Первый областной конкурс на лучшее исполнение произведений совет­ских композиторов.

Учебные заведения музыкально-хореографического профи­ля: школа музыкальных воспитанников Красной Армии (руко­водитель П.М. Сергеев, 1934 г.), балетная школа и студия, ко­торые были преобразованы в 1938 г. в Областное хореографиче­ское училище (художественный руководитель В.И. Пресняков).

Любительское искусство (курсы колхозных гармонистов, олимпиады колхозно-совхозной самодеятельности, слеты пе­сенников, фольклорные экспедиции, сводные хоры и т.д.).

Знаменитые гастролеры в Воронеже: А.В. Нежданова (1934), Н.А. Ойстрах,  Н.А. Обухова, С.Я. Лемешев, С.С. Про­кофьев, Д.Д. Шостакович, Т.Н. Хренников,  И.О. Дунаевский, Л.К. Книппер и др.

Открытие Воронежской областной филармонии (1937) в здании бывшего Дворянского собрания (ныне библиотека им. А. Платонова), а в 1940 г. ее филиал в г. Семилуки.

Первая научно-практическая конференция по музыкальному образованию (1941).

Музыка служит победе.

Декада смотра искусств в Вороне­же (1945). Воронежские композиторы, члены Союза композито­ров: В.А. Овчинников, М.И. Носырев, Б.Д. Выростков, М.А. Зайчиков и др.

Звание «академический» симфонический оркестр (1995), первая премия радиофестиваля «Орфей» (2002).

Военный парад в Воронеже 7 ноября 1941 г., дирижер орке­стра Н. И. Массалитинов.

Деятельность ансамбля песни и пляски Юго-Западного фронта. Сборник «Фронтовые песни Юго-Западного фронта».

Эвакуация театра музкомедии в Таджикистан, перевод в Бо­рисоглебск. Создании музыкального театра в Воронеже (1961).

Создание Воронежского народного хора (1943), директор Г.Б. Рогинская, художественный руководитель Н.И. Массали­тинов. Первое место на Всесоюзном смотре хоров в Москве (1944). Награждение Н.И. Массалитинова Государственной премией, орденом Трудового Красного Знамени, присвоение звания Народного артиста СССР. М.Н. Мордасова, Е.М. Осипова, Ю.Ф. Золотарева, А.П. Шостак, В.В. Ефимов - заслужен­ные артисты РСФСР. Присвоение хору звания «академический» (1986), художественный руководитель В.Н. Помельников, за­служенный деятель искусств РСФСР.

Современная профессиональная и любительская музы­кальная культура. Открытие музыкального театра (1961). Рус­ская и зарубежная классика в репертуаре театра, произведения воронежских композиторов. Руководитель театра с 1988 г. – И.М. Непомнящий, заслуженный артист России.

Деятельность Воронежского гастрольно-концертного объе­динения «Филармония».

Воронежская организация Союза композиторов России.

Концерт воронежских композиторов (1952). В настоящее время организацию возглавляет Е. Б. Трембовельский, заслу­женный деятель искусств РФ.

Воронежское региональное отделение Российского музы­кального общества и его деятельность (председатель ВРО РМО И. П. Чухнов, заслуженный работник культуры РФ).

Дом актера («Клуб при свечах» с 1999 г. В. М. Теплитской, «Клуб любителей романса» О.А. Макеевой).

Воронежский музей музыкальных инструментов (создатель С. И. Плотников). Музей находится в Центре народного творче­ства ЮВЖД.

И. Е. Безгин – мастер-музыкант, дипломант II Всероссий­ского фестиваля мастеров музыкальных инструментов имени И. Батова. Мастерская «АККО» (с 1991 г.).

Воронежская самодеятельность. Учебные заведения города и области. Музыкальное просвещение.

Раздел . Художественная жизнь Воронежского края -3 часа

Становление советского изобразительного искусства в крае.

В.Ф. Рындин – знаковая фигура в российской и мировой сценографии, лауреат Государственной премии СССР.

Преобразование Свободных художественных мастерских в художественно-промышленный техникум, выставки 20-х гг.

Создание АХРР (Ассоциации художников революционной России).  ОМХРР (Объединение молодых художников революционной России) и его деятельность по созданию изостудий, кружков, проведению выставок. Упадок ОМХРР после перевода
техникума в Тамбов.

Открытие офортной мастерской (1920) по инициативе В.М. Суховой. Деятельность Я.М. Башилова.

Художественные традиции Острогожска. Проект «Рисуют дети малых городов» (2002). Проведение одного раза в два года Всероссийских выставок детского художественного творчества.

Изобразительное искусство в Воронежской области в 30-90-е гг. XX в. Общегородское собрание профессиональных ху­дожников (1932), решение о создании товарищества «Худож­ник» (сейчас – Воронежское региональное отделение Союза ху­дожников России).

Первая областная художественная выставка «Художники ЦЧО за 15 лет», съезд художников ЦЧО (1933).

Открытие Областного Воронежского областного музея изо­бразительных искусств(1933).

Персональная выставка художника А.А. Бучкури (1936). Участие воронежских художников в республиканских выстав­ках (А.А. Бучкури, Л.П. Столыгво, Б.В. Тимин, К.М. Стахов-ский).

Художественная выставка в филармонии на военную тему (1944), работы А.П. Васильева, О.А. Турбина, А.Г. Хазарова и др.

Вклад художников М.И. Лихачева, Г.А. Гончарова (учени­ков А.А. Бучкури).

Лирическая живопись К.Н. Успенской.

Графика (Г.А. Алексеев, В.А. Пресняков), офорты (О.А. Турбин), плакаты (В.В. Владиславский). Русская история в картинах В.П. Криворучко («На поле Куликовом», «Москва за­поведная» и др.). Пейзажисты (Б.А. Гончаров, П.А. Васильев, В.К. Комолов и др.). Натюрморты (И. Салганин). Скульптура (В.Ф. Буримов, Д.А. Колосов и др.).

Открытие детской художественной школы в Воронеже (1967), директор Е.М. Романовская.

Переименование Областного музея изобразительных ис­кусств в Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского (1984).

Клубы художников. Художественные училища. Художест­венно-графическое отделение ВГПУ. Художественные салоны.

Публикации искусствоведов (Д.В. Добромирова, М.И. Лу­невой и др.).

Раздел . Воронежские театры: прошлое и настоящее – 2 часа

Начало театрального пути Воронежа. Открытие «благо­родного» театра в доме наместника В. А. Черткова (руководи­тель Р. И. Ухтомский); любительский характер, недоступность для широких масс, возможный репертуар, продажа с публичных торгов в 1799 г. Крепостные театры знатных вельмож (театр графа А. Р. Во­ронцова, 1792 г.) и школа при нем для подготовки актеров, де­мократичность репертуара. Воронежский театр в начале XIX в. при губернаторе Ф. А. Пушкине (1802). Деятельность А. Эллина и В. Бобровско­го, Л. С. Кологривова, П. Лыковой. Прекращение деятельности театра в 1813 г.Воронежский театр в XIX в. Антрепризы И.О. Калиновского и П.А. Соколова, ученики И.Ф. Штейна. Театральные по­становки в здании Воронежской гимназии с 1817 г. Покровитель­ство театру властей и воронежских купцов. «Звезды» столичных театров на воронежской сцене (П. Садовский, М.С. Щепкин, П.С. Мочалов). Успешная деятельность антрепренеров Л.Ю. Млоковского, П.П. Микульского. Н.И. Тулинов во главе дирекции театра с 1843 г. Распад те­атральной труппы. 50-60-е гг. XIX в. – «эпоха Островского». Потеря общественных позиций театром в конце XIX в., ком­мерциализация театра. Открытие крестьянского театра Н.Ф. Бунаковым (1884) (с. Петино) и супругами Соколовыми (1896) (с. Никольское). Театр-цирк купца В.А. Косырева под руководством антре­пренера Г.В. Матковского. Открытие театрального сезона 1886-1887 гг. в здании отре­монтированного «старого» театра (арх. В. Н. Чичагов). «Теат­ральные звезды» на сцене Воронежского театра (М.Н. Ермоло­ва, В.Ф. Комиссаржевская, А.П. Ленский и др.)«Счастливые сезоны» 1897-1898, 1908-1909, 1911-1917 гг. (рук. В.Н. Никулин).

Театр в первой половине XX в. Театр под руководством П.П. Струйского (1905-1907).

Новые формы театрализованных действий в годы Советской власти: компраздники (руков. А.В. Шестаков) (1918 и 1927) в честь годовщины революции. Деятельность театров: Большого советского, Малого, Сво­бодного (с 1918 г. - Театр вольных мастеров). В.В. Маяковский на сцене Большого советского театра в Воронеже.

Создание постоянной труппы в 20-30-е гг. Яркие актерские дарования – А.В. Поляков, Г.М. Васильев. В.М. Энгелькрон во главе театра. Премьера пьесы «Человек с ружьем» (в роли B.И. Ленина – В.И. Флоринский, 1937). О.Э. Мандельштам - заведующий литературной частью те­атра (1934-1937). Открытие театра музыкальной комедии (1931) и Молодого театра (1932), переименованного в 1938 г. в Театр им. Ленин­ского комсомола (с 1940 г. - Театр юного зрителя). Воссоздание Воронежского театра кукол (1944), созданного в 1925 г. Переименование драмтеатра в государственный (1945).

Воронежский театр во второй половине XX в. Декада ис­кусств Воронежской области в Москве, успех спектакля по пье­се писателя В.А. Кораблинова «Песня о Кольцове» (реж. Ф.Е. Шишигин, гл. роль – С.П. Ожигин). Присвоение театру имени А. Кольцова (1959), звания академического (1978).

Сезон 1996 г. – последний в здании старого драмтеатра, пе­реезд в новое здание в 2002 г. Плеяда талантливых актеров: C. Карпов, В. Потанин, Л. Кравцова, В. Кочергова и др.

Открытие музыкального театра в 1961 г. Возобновление работы ТЮЗа (1963).

Деятельность театра кукол под руководством режиссера В.А. Вольховского, художника Е.Л. Луценко, лауреатов Госу­дарственной премии («Озерный мальчик» П. Вежинова, «Левша» по Н. Лескову, «Белый Бим Черное Ухо» Г.Н. Троепольского и др.).

Заслуженные артисты театра: М.И. Мальцев, Т.М. Ечеина, Л.Я. Марчук, Т.Н. Сезоненко и др.

Камерный театр (1994), художественный руководитель М.В. Бычков, лауреат премии им. К.С. Станиславского, дипло­мант Всероссийского конкурса «Золотая маска».

Театр «Антреприза» (худ. руководитель Л. А. Кравцова, На­родная артистка России, председатель Воронежской организа­ции Союза театральных деятелей).

Театры городов Воронежской области. Театральные ле­тописцы.

Борисоглебский драматический театр им. Н. Г. Чер­нышевского (1937).

Муниципальный театр в Россоши (2001).

Народные любительские театральные коллективы Боброва, Калача, Лисок, Бутурлиновки, Панино; «Зазеркалье», «Аматер», «Левый берег» из Воронежа. Фестиваль «Театральные встречи в Никольском». Фестиваль детских театральных коллективов «Синяя птица». Популярность чтецких программ (Л.В. Гаврилова, Е.Ф. Слепых, Т.Н. Сезоненко, М.Л. Дюженкова). Дом актера (театральные встречи, конкурсы, секция теат­ральной критики под руководством Б.Я. Табачникова, профес­сора, заслуженного работника высшей школы, кандидата исто­рических наук). Воронежская государственная академия искусств. Молодежный театр ВГАИ (худ.рук. С.А. Надточиев).

Публикации о театре Н.И. Данилова, 3.Я. Анчиполовского, Л.В. Романовой.

Раздел . Архитектура Воронежской области – 3 часа

Рождение города и его «архитектурная эволюция». Ис­точники изучения развития архитектуры. 1585 г. – рождение города-крепости. Руководители строительства – воеводы С. Сабуров, И. Судаков, В. Биркин. Литовские и ногайские на­шествия на город. Крепость 1690 г. Монастыри XVII в.: Покров­ский, Успенский, Пятницкий, Воскресенский, Спасо-Преображенский. Возникновение новых городов в период строительства Петром I военного флота: Таврова, Павловска, Новохоперска и др. Изменение внешнего вида Воронежа в связи с кораблестроением. Открытие школы (1703), цифирной школы (1714). Каменные храмы Воронежа:|Благовещенский собор, ко­локольня Акатова монастыря (1674), Успенская Адмиралтейская (1699-1703), Никольская (1720).

Парковое и усадебное строительство в XVIII в. Пожары 70-х гг. XVIII в.

Развитие промышленности. «Гарденинский архитектурно-строительный комплекс XVIII в.».

Генеральный план застройки города Н.Н. Иевского (1740-1797) и И.Е. Старова. Регулярные планы застроек уездных городов. Стиль классицизма (дом губернатора И.А. Потапова, Казенная па­лата). Строительство народных училищ. Типография (1787), роль Е.А. Болховитинова, первого воронежского историка.

Использование Н.Н. Иевским опыта других городов при за­стройке Воронежа. Архитектор Д. Кваренги (Архиерейский дом, семинария, Митрофаньевский монастырь).

Архитектурный облик Воронежа в XIX в.

Строительство дворянских, купеческих домов, присутственных зданий и граж­данских сооружений. Каменный мост (1825), булыжные мосто­вые, свечные фонари, Петровский сквер.

Дворянское собрание. Книжный магазин И. Никитина. Ро­щи, фруктовые сады – украшение города.

В.Н. Шебалин – губернский архитектор (середина XIX в.): Духовная семинария, мужская гимназия, Чернавский мост (1865), гостиницы Шванича.

А.А. Кюи – губернский архитектор (1824-1909): закончено строительство Духовной академии, надстройка Александрий­ского приюта в 1878-1879 гг., прокладка водопровода, строи­тельство казарм, Петровская площадь, перестройка Благовещен­ского собора и Митрофаньевского монастыря, Владимирский собор, автор рисунка бюста поэта А.В. Кольцова, по которому скульптор А.Трискорни  изваял его из мрамора. Общественная дея­тельность А.А. Кюи.

Строительство клубных купеческих заведений, Народных домов. Появление в начале XX в. зданий в стиле модерн. Архи­тектор М.Н. Замятин (1877-1929): здание музучилища, дом са­мого архитектора, сохранившийся до сих пор (ул. Алексеевского, д. 12).

Архитектор В.И. Гайн: Народный дом, механико-техническое училище, реставрация дома И.А. Потапова под гу­бернский музей, дом-музей И.С. Никитина. Общественная деятельность В.И. Гайна.

Новые черты в архитектуре начала XX в. (плотная застрой­ка, более красочные фасады, неоштукатуренные стены - «под кирпич»).

Благоустройство мест городского отдыха. Городской (ныне Первомайский сад), парк Семейного собрания (возле Дома офи­церов), который позже стали называть Художественным. Люби­мые скверы воронежцев: Кольцовский и Петровский. Ботаниче­ский сад (Помологический рассадник). Яхт-клуб.

Воронеж в начале XX - 40-х гг. XX в.

Открытие кинотеат­ров (иллюзионов, синематографов, электротеатров): в 1907 г. театр «Биограф», электротеатр «Модерн» (на месте современно­го «Юность»), электротеатр «Тауматограф» (современное зда­ние филармонии), кинозал «Увечный воин» (на месте современ­ного к/т «Пролетарий»), кинотеатр «Ампир» (современный «Спартак»).

Уничтожение зданий храмов, помещичьих усадеб при Со­ветской власти. С 30-х гг. XX в. стиль «сталинский неокласси­цизм». Дом книги (арх. А.В. Миронов), Дом связи (арх. А.С. Гинцберг), Управление ЮВЖД (арх. Н.В. Троицкий), «Утюжок» (арх. А.И. Попов-Шаман).

Второй генеральный план города (1939), руководитель П.Н. Косцов, архитектор А.И. Попов-Шаман, А.В. Миро­нов). Великая Отечественная война. Восстановление города Во­ронежа, сел, городов области.

Н.В. Троицкий - главный архитектор города (1900-1984). Руководитель осуществления генерального плана восстановле­ния Воронежа Л.В. Руднев.

Воронеж - центр Черноземья (вторая половина XX в.).

Восстановление Чернавского моста (1959). Первая «девятиэтаж­ка» (1965). Новые жилые микрорайоны (Березовая Роща, Юго-Западный, Северный, Северо-Восточный). Водохранилище (1972). Дом актера, Областная библиотека, Дворец детей и юношества, гостиница «Брно». Театр кукол «Шут». Стадион «Труд».

Союз архитекторов России. Дом архитектора. Газета «Го­родские ворота». Конкурс «Зодчество Черноземья». ВГАСУ. Государственная инспекция охраны историко-культурного на­следия Воронежской области. Центр духовного возрождения Черноземного края. Общественная организация «ЭКОС», твор­ческое объединение «Альбом» - издательская деятельность (Л. В. Кригер, П. А. Попов, Г. А. Чесноков).

Раздел . Физическая культура и спорт в Воронежском крае -1 час

Первый олимпийский чемпион России. Первый спортивный клуб в Воронеже. Воронежские спортсмены и их награды полученные на всех Олимпийских играх.

Раздел . Скульптура Воронежа -2 часа

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать:

-исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;

-знаменитые персоналии истории и культуры;

-содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;

-алгоритмы работы с различными типами заданий;

-изучение видов исторических источников;

Уметь:

-объяснять понятия , определять основание для логического  ряда понятий;

-характеризовать события, процессы, явления (причины, особенности, последствия, значение) ;

-осуществлять отбор информации по теме, проблеме: преобразовывать информацию;

-использовать тексты исторических источников при ответе на вопросы и при выполнении задач;

-использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

-соотносить  исторические события в Воронежском крае с историей России;

-объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

-осуществлять сравнение;

-аргументировать свою позицию;

-отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;

-видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;

-работать с картой , иллюстрацией, текстом;

-осуществлять наблюдение;

-применять знания в конкретной ситуации жизни;

-определять цели и мотивы своей деятельности;

-вести конструктивный диалог;

-осуществлять презентацию творческой работы.

В тематическом планировании конкретно указаны требования к знаниевому и компоненту содержания образования каждого урока.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания необходимости сохранения общественной память народа, обеспечения преемственности поколений;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-конструктивного общения с людьми других культур, национальной и религиозной принадлежности;

-определения предмета собственного интереса в истории Воронежского края и расширения знаний о нём в архиве библиотеке, музее, Интернете;

-написания творческих работ (рефератов, докладов, эссе, презентаций, родословных) , выполнения проектов, проведения экскурсий, интервьюирования.

 

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Раздел. Тема урока.

Кол-во часов


Народные обряды

2

1

Народные обряды  жителей воронежского края Воронежского края

1

2

Народные обряды  жителей воронежского края Воронежского края

1


Традиционный народный костюм воронежского края

2

3

Традиционный народный костюм

1

4

Традиционный народный костюм

1


Художественные ремесла и промыслы Воронежского края

2

5

Художественные ремесла и промыслы

1

6

Художественные ремесла и промыслы

1


Воронежские народные сказки и песни

3

7

Воронежские народные сказки и песни

1

8

Воронежские народные сказки и песни

1

9

Воронежские народные сказки и песни

1


Духовно-религиозная жизнь Воронежского края

2

10

Духовно-религиозная жизнь Воронежского края

1

11

Духовно-религиозная жизнь Воронежского края

1


Народное просвещение и образование, высшая школа и наука Воронежского края

3

12

Народное просвещение и образование, высшая школа и наука

1

13

Народное просвещение и образование, высшая школа и наука

1

14

Народное просвещение и образование, высшая школа и наука

1


Литературные имена Воронежа

4

15

Литературные имена Воронежа

1

16

Литературные имена Воронежа

1

17

Литературные имена Воронежа

1

18

Литературные имена Воронежа

1


Музыкальная жизнь Воронежского края

3

19

Музыкальная жизнь Воронежского края

1

20

Музыкальная жизнь Воронежского края

1

21

Музыкальная жизнь Воронежского края

1


Художественная жизнь Воронежского края

3

22

Художественная жизнь Воронежского края

1

23

Художественная жизнь Воронежского края

1

24

Художественная жизнь Воронежского края

1


Воронежские театры: прошлое и настоящее

2

25

Воронежские театры: прошлое и настоящее

1

26

Воронежские театры: прошлое и настоящее

1


Архитектура Воронежской области

3

27

Архитектура Воронежской области

1

28

Архитектура Воронежской области

1

29

Архитектура Воронежской области

1


Физическая культура и спорт в Воронежском крае

1

30

Физическая культура и спорт в Воронежском крае

1


Скульптура Воронежа

2

31

Скульптура Воронежа

1

32

Скульптура Воронежа

1


Урок систематизации знаний с элементами контроля

2

33

Урок систематизации знаний с элементами контроля

1

34

Урок систематизации знаний с элементами контроля

1

 

5. Перечень учебно – методического  обеспечения

1. Историко-культурное краеведение Воронежской области. 10-11 классы. Учебное пособие/ Научный редактор Б.Я.Табачников.- Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015

2. Историко-культурное краеведение.  И.П. Красикова,  Ю.П.Пыльнев  ( под общ. ред. Б.Я. Табачникова)  - Воронеж:  Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.

3. Историко-культурное-краеведение: учебно-методическое пособие./М.И. Баранникова.- Воронеж: ВГПУ,2012

4. Историко-культурное крае­ведение . Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В: кн. для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.