Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Краеведение 10

Краеведение  10 класс

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004  №1089), авторской рабочей  программы по курсу краеведения Воронежской области 8-11 классы М.И. Баранникова -  Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2016.

Цели и задачи учебного предмета:

Целью изучения краеведения является развитие, образование и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи:

- формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;

- развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;

- воспитание ценностных подходов к усвоению культурного наследия родного края, традиций жителей своего региона;

- развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся на основе анализа информации из различных источников, организации исследовательской и проектной деятельности;

- формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимодействия и участия в решении проблем окружающего социума.

Общая характеристика учебного предмета

Важная роль в процессе обучения и воспитания в современной школе отводится национально-региональному компоненту содержания. Изучение  «Краеведения» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.

Изучение регионального курса «Краеведение» предусматривает взаимосвязь с общим курсом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружающем мире как единого целого. Методологической основой содержания курса является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины.  Содержание учебного предмета«Краеведение» нацеливает на  использование предметных, межпредметных,  метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью.

«Краеведение» позволяет углубить знания по истории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краеведческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков. Актуальность изучения истории края определяется государственным и региональным заказом на реализацию патриотических традиций граждан России, родного края.

Содержание учебного предмета «Краеведение» построено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного и многофакторного подходов. Логика построения  позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач.

Предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы.

Практико-ориентированная составляющая содержания программы может быть реализована через тематические экскурсии по Воронежскому краю, посещения архивов и музеев. Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисково-исследовательских, проектных методах во взаимосвязи со словесными и вещественными методами изучения исторического краеведения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствие с базисным учебным планом количество часов: всего –  35 (из расчета 1 учебный час в неделю).

 

2. Содержание  учебного предмета

 

Введение (1 ч)

Тема 1. История Воронежского края с древнейших времен до конца XVI века (3 часа)

Результаты работы воронежских археологических экспедиций по изучению древних культур на территории края. Летописные сведения о Воронеже. Воронежские краеведы о древнем Воронеже и слове «Во­ронеж». Взаимодействие древнерусской культуры и культур кочевых народов на юге Руси. Воронежская крепость: назначение, основание, первые воеводы.

Знать особенности археологических культур на территории Воронежского края; наиболее известные стоянки (Костенки и Борщево Хохольского района; село Новохарьковка Ольховатского района, Копанищенская стоянка Острогожского района, Черкасская стоянка Павловского райо­на); поселения (Мостища Острогожского района, Мосоловское поселение на реке Битюг Аннинского района); курганы (село Мастюгино Остро­гожского района); городища (Белогорское, Животинное, Титчихинское); Маяцкий комплекс памятников Хазарского каганата; значение указа Боярской думы 1585 года; значение воронежской крепости для России; имена первых воевод.

Даты: 40 — 35 тысяч лет до наших дней — появление первых челове­ческих коллективов на территории края, 1177, 1389,1585, 1586.

Персоналии: А.З. Винников, А.Д. Пряхин, А.Т. Синюк, Е.А. Болхо­витинов, М.П. Штер, Н.И. Второв, Г.М. Веселовский, Л.Б. Вейнберг, С.Е. Зверев, А.П. Путинцев, С.Н. Введенский, В.П. Загоровский. А.Н. Акиныпин, А.М. Аббасов; Ярополк Ростиславович, Всеволод Боль­шое Гнездо; С.Ф. Сабуров, И.Г. Судаков-Мясной, В.Г. Биркин, Илья Ка­теринин.

Уметь:

выполнять задания рабочей тетради для 10—11 классов (тема проектов: «Древние культуры на территории Воронежского края», «Костенки — жемчужина русского палеолита», «Истоки воронежской крепости».

Тема 2. Воронежский край в XVII - XVIII веках (5 часов)

Исторические источники об особенностях социально-экономического развития края в XVII - XVIII веках («Дозорная книга 1615 года», записи о десятинной пашне в Воронеже (1619), записка об отправках из Воро­нежа жалованья донским казакам в 1635 — 1638 годах, царская грамота воронежскому воеводе 1645 года, «Писцовая книга 1629 года»). Послед­ствия татарских набегов 1658 — 1670 годов для развития Воронежского края. Смутное время в России и Воронежский край. Социальные движе­ния в период «бунташного века». Городское восстание 1648 года. Восста­ние Степана Разина (1670 — 1671 годы). Восстание Кондратия Булавина (1707— 1708 годы). Азовские походы Петра I: цели, организация, влия­ние на развитие Воронежа и Воронежского края. Воронеж - родина первых русских военных кораблей. Роль сподвижников Петра Великого в развитии кораблестроения. Изменение в административном подчи­нении города Воронежа в начале XVIII века: из состава Белгородского разряда в управление Адмиралтейскому приказу, затем —в Азовскую губернию. Образование Воронежской губернии. Герб Воронежа (1781). Судостроение в воронежском крае в послепетровский период.

Знать:

общую характеристику Воронежского уезда в XVII веке, причины ухудшения положения народа, особенности строительства флота в Воронеже, социальный состав жителей края: дети боярские, мелкие слу­жилые люди, белопоместные казаки, полковые казаки, воротники, пушкари, солдаты, рейтары, драгуны, крестьяне, духовен­ство. Позиция воронежцев по отношению к самозванцам (Лжедмитрию I и Лжедмитрию II); причины и последствия социальных движений в XVII — XVIII веках; роль Петра Великого и его сподвижников в созда­нии первого русского военно-морского флота.

Даты: 1610, 1615, 1645, 1648, 1649, 1695, 1696, 1699, 1703, 1709, 1711, 1725, 1735, 1745, 1773, 1774, 1778, 1781, 1783, 1785.

Персоналии: Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, И. Заруцкий, М. Мни­шек, А.С. Шейн, А. Протасьев, Л.Верещагин, К. Крюйс, О. Най, В. Бе­ринг, М. Змаевич, царь Алексей Михайлович, Ф.М. Апраксин, свя­титель Митрофан, АЛ. Веневитинов, Ф. Скляев, К. Булавин, Ф. Ка- тасонов, дьяк Борин, Ждан Кондырев, В.Т. Грязной, Г. Кривушин, С. Разин, Ф. Колчев, Ф. Мамин, Г. Ромодановский, Н.И. Попов, Петр I, Ф.М. Апраксин, А.Г. Орлов-Чесменский, В.Ф. Постовалов, А. М. Маслов, Г.А. Спиридов, А.Н. Сенявин, И.Д. Потапов, А.Б. Сонцов, В.А. Чертков, Г. Кремнев, святитель Тихон Задонский, Е.А. Болховитинов.

Уметь:

проекты: «Воронежские корабли и их строители», «Петр Великий и его сподвижники на воронежской земле», «Воронежские губернаторы и наместники», «Воронеж — губернский центр»; составлять вопросы для викторины по теме «Воронеж — колыбель русского флота»; написать сочинение-размышление на тему «Нужен ли был построенный в Воро­неже флот для имиджа России как морской державы...».

Тема 3. Воронежская губерния в XIX веке (5 часов)

Роль воронежцев в сражениях Отечественной войны 1812 года и Крымской войны 1853 - 1856 годов. Посещение города Воронежа им­ператорами Российской империи (Александр I - 1818, 1820 годы; Нико­лай I — 1816, 1832, 1837; Александр II — 1837 (как наследник престола), 1850); Александр III - 1887 год). Влияние реформ Александра II на раз­витие различных сфер жизни общества. Особенности развития эконо­мики края: земледелие, обрабатывающая и пищевая промышленность, строительство железных дорог и торговля. Символика города Воронежа. Воронежские печатные издания. Выпуск краеведческой литературы. Кружки А.П. Серебрянского, Н.И. Второва. Участие воронежцев в обще­ственном движении: декабристов — 1825 года, народническом движе­нии, рабочем и социал-демократическом движении (съезд социалистов- революционеров, крестьянские выступления). Земское движение. Рус­ская православная церковь в XIX веке: новые храмы и монастыри в Во­ронежской губернии. Литературные имена.

Знать:

вклад воронежского дворянства в победу над наполеоновской армией в 1812 году; имена воронежцев — героев Отечественной войны 1812 годароль В.А. Русанова в создании 3-го и 4-го егерских полков; причины по­сещения города Воронежа российскими императорами Александром I, Николаем I, Александром II, Александром III; герб Воронежской губер­нии 1878 года; Е.Е. Лачинов, А.А. Плещев, С.И. Кривцов — участники декабристского движения; роль воронежских губернаторов Н.И. Крив­цова и Д.Н. Бегичева в развитии экономики, просвещения, культуры, в благоустройстве города Воронежа. Первая публичная библиотека (1864 год), Губернский музей (1894 год), Воронежское отделение Император­ского Русского музыкального общества (1868 год), первая музыкальная школа в Воронеже (1869 год), первое женское училище (затем —Мари­инская гимназия, 1861 год); уличное освещение, электростанция, по­чтовая служба, водопровод). Развитие сельского хозяйства и участие в первой сельскохозяйственной выставке 1853 года; развитие обрабаты­вающей и пищевой промышленности, машиностроения: сахарные заво­ды (Ольховатский — 1834, Садовский — 1835, Нижнекисляйский — 1837, завод Столля (1869), «Товарищество на паях» - первое акционерное общество (1896), завод Иванова и Веретенникова (1899), «Товарищество Бухонова и Гаусмана» (1900); развитие железнодорожной сети (Воро­неж - Козлов, Воронеж - Лиски - Харьков, Воронеж - Ростов-на-Дону, Воронеж - Курск); развитие городского самоуправления и роль Воро­нежской городской думы (с 1871 года), роль воронежского земства (с 1865 года); воронежские печатные издания: «Воронежские губернские новости» (1838), «Памятная книжка Воронежской губернии» (1856), журнал «Филологические записки» (1860), «Воронежские епархиальные ведомости» (1866), первая научная книга о Воронеже - Г.М. Веселов­ский «Воронеж в историческом и современно-статистических отношени­ях» (1866); кружки А.П. Серебрянского, Н.И. Второва, развитие обще­ственного движения (народническое движение - съезд «Земли и воли» в 1879 году в Воронеже, съезд социалистов-революционеров (эсеров, 1897 год), крестьянские восстания: в 1847 году - селе Красный холм Воронеж­ского уезда, в 1855 году —в селе Масловка и Анновка Бобровского уез­да, в 1861 году-в селе Тишанка, в 1863 году-в Красной слободе, сло­боде Подосиновка Новохоперского уезда; стачки рабочих Воронежских железнодорожных мастерских в 1879 году, первая маевка - 1897 год. Обретение мощей святителя Митрофана и его канонизация (1832 год), основание Митрофановского мужского монастыря (1836 год).

Даты: 1804, 1809,1812, 1816,1818, 1820,1821, 1826, 1831, 1832, 1834, 1836, 1837,1838, 1840, 1845, 1847, 1853, 1856, 1860, 1861, 1862, 1864, 1865, 1867, 1868, 1869, 1870, 1871, 1872, 1874, 1878, 1879, 1881, 1887, 1891, 1894, 1896, 1897, 1899.

Персоналии: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, В.А. Русанов, братья Бедряги, И.С. Мягков, А.Н. Марин, С.Н. Ма­рин, братья Северцовы, К.Ф. Рылеев, Е.Е. Лачинов, И.Н. Хотяинцев, АЛ. Кологривов, Н.И. Второв, А.П. Серебрянский, А.Н. Афанасьев, С.И. Мосин, А.В. Кольцов, И.С. Никитин, Н.И. Костомаров, А.А. Аля­бьев, И.В. Романус, И.Н. Крамской, В.А. Жуковский, Д.В. ВеневитиновА.С. Суворин, И.Я. Жилин, Н.И. Кривцов, Д.Н. Бегичев, Н.Д. Чертков, Г.М. Веселовский, В. Чибисов, Е.М. Ольденбургская, А.П. Ольденбург­ский, В.Г. Столль, И.В. Гагарин, А.Н. Сомов, Е.В. Барамзин, И.Я. Исполатов, Г.И. Недетовский, А.И. Эртиль, В.И. Дмитриева, И.А. Бунин, А.П. Платонов, С.Л. Кряжов, А.А. Кюи, М.И. Пономарев, Ф.Ф. Чуриков.

Уметь:

проекты «Вклад воронежцев в героическую историю Российской им­перии в XIX веке», «Знаменитые воронежцы XIX века», «Общественное движение в Воронежской губернии в XIX веке», составлять задания для кроссворда (персоналий, хронологического, событийного); прини­мать участие в творческом мероприятии (но плану учителя, например, «В зале Воронежского дворянского собрания»); составлять кейс (подбор комплекта материалов: источники, иллюстрации, рецензии на статьи и т.п.) по одной из тем (на выбор): «Экономика Воронежской губернии в XIX веке», «Политическое развитие Воронежской губернии в XIX веке», «Социальное развитие Воронежской губернии в XIX веке», «Воронежская культура XIX века».

Тема 4. Воронежский край в первой трети XX века (4 часа)

События Первой российской революции 1905 — 1907 годов. Первая мировая война и Воронежская губерния. События Великой российской революции 1917 года в Воронежской губернии. Установление совет­ской власти в губернии (1914 — 1918 годы). Политика «военного ком­мунизма». Гражданская война. Крестьянские восстания. Особенности социально-экономического развития Воронежской губернии в 20- и 30-е годы: индустриализация, коллективизация, массовое образование, рас­пространение культуры. Политические репрессии 1930-х годов.

Знать:

причины аграрного кризиса в губернии; причины активизации протестного движения рабочих, крестьян, учащейся молодежи; при­чины усиления оппозиционности земской либеральной интеллиген­ции; деятельность политических партий на территории края (эсеров, большевиков, монархистов), деятельность профсоюзных организаций рабочих механических заводов, типографий, приказчиков; факты ре­волюционной борьбы в 1905 — 1907 годах; деятельность воронежцев в Государственной думе (в первой и второй Госдуме среди воронежских депутатов преобладали левые либералы (кадеты) — трудовики, в тре­тьей и четвертой - были представлены умеренные либералы — октя­бристы, националисты и правые монархисты; по социальному соста­ву—дворяне, священники, врачи, один крестьянин). Последствия аграрной реформы П.А. Столыпина в развитии сельского хозяйства края. Особенности развития губернии в годы Первой мировой войны: 400 тысяч призывников, закрытие хлебной биржи, дефицит товаров и рост цен, хлебная разверстка, государственные субсидии семьям фрон­товиков. Визит российского императора Николая II в Воронеж для награждения раненых офицеров и солдат - участников Первой мировой войны. События Великой российской революции 1917 года и рост по­пулярности пропагандистских лозунгов большевиков среди населения Воронежской губернии. Установление советской власти в Воронеже (30 октября 1917) года) и других городах губернии. Борьба с «белым» движением на территории Воронежской губернии (А.М. Каледин, П.Н. Краснов, А.И. Деникин, К.К. Мамонтов, А.Г. Шкуро), освобожде­ние частями Красной Армии города Воронежа (24 октября 1919 года) и других городов губернии. Крестьянское восстание в селе Старая Ка- литва Павловского уезда под руководством М. Гончарова, И. Колесни­кова в 1921 году.

Новая экономическая политика (нэп) в Воронежской губернии. Создание Центрально-Черноземной области (1928 год); образование Воронежской области (1934 год); награждение Воронежской области орденом Ленина за успехи в развитии экономики и культуры в 1935 году (построены заводы СК (1932 год), авиационный завод (1932 год), радиотехнический завод «Электросигнал» (1933 год), ВОГРЭС (1933 год), шамотные заводы в Семилуках и Латной, цементный завод в Подгорном, мелоизвестковые заводы в Коротояке, мясокомбинаты в Лисках, Калаче, Россоши и другие промышленные предприятия). Формы социалистического соревнования и инициативы воронежцев (первая в стране женская тракторная бригада в селе Шишовка Бо­бровского района, организатор - Матрена Тимашова). Ликвидация неграмотности, открытие вузов, закрытие храмов. Крестьянские про­тесты в 1930-е годы против насильственной коллективизации в селе Тишанка Таловского района, в селе Липовка Бобровского района. Политические репрессии 1930-х годов (дело «Промпартии», 1930 год, дело «Трудовой крестьянской партии», 1931 год, дело «краеведов», 1930 - 1931 годы).

Даты: 1900, 1902, 1905, 1911, 1913, 1914, 1916, 3 - 4 марта 1917, 30 октября 1917, ноябрь 1918, январь 1919, сентябрь 1919, 1920, 1921, 1924, 1925, 1926, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1936, 1937.

Персоналии: Ф.И. Щербина, И.Т. Алисов, М.М. Би­биков, В.К. Курнатовский, Е.В. Барамзин, Н.Н. Кардашов, Н.Н. Ис- полатов, Н.И. Таранченко, П.Я. Ростовцев, А.Г. Хрущов, А.И. Але­хин, И.А. Лисаневич, В.Н. Томановский, Н.Ф. Бунаков, С.Е. Зверев, Н.Ф. Федоров, АЛ. Дуров, Е.И. Замятин, Г.В. Плеханов, С.И. Мосин, А.Н. Лодыгин, А.С. Суворин, М.Н. Замятнин, И.А. Шуклин, А.И. Эр-тель, Е.М. Милицына, А.А. Пожаров (Остужев), В.Ф. Комиссаржевская, Л.Г. Соловьев, С.Я. Маршак, А.В. Куприн, Е.А. Киселева, М.И. Поно­марев, А.А. Бучкури, С.В. Рахманинов, М.Е. Пятницкий, В.И. Дмитри­ева, М.Д. Ершов, И.А. Чуев, Н.К. Шалаев, Н.В. Лисицын, Н.Г. Андре­ев, А.С. Моисеев, Я.Г. Крейзер, А.М. Каледин, П.Н. Краснов, К.К. Ма­монтов, А.Г. Шкуро, П.П. Скрибис, С.М. Буденный, М.Н. Тухачевский, А.И. Попов-Шаман, А.С. Антонов, И.С. Колесников, С.В. Лебедев,

Н.В. Томский, В.П. Чкалов, И.М. Варейкис, М.Ф. Тимашова

Уметь:

составлять таблицу «Историческая роль личности», выполнять про­екты: «От царя к советам: что изменилось?», «Гражданская война на тер­ритории Воронежской губернии», «Модернизация Воронежской обла­сти», «Жернова политических репрессий»; составлять хронологический кроссворд; принимать участие в дискуссии на тему «Советская власть: «за» и «против».

Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы). (4 часа)

Вклад экономики области в разгром немецко-фашистских захват­чиков. Военный парад в Воронеже (7 ноября 1941 года). Боевые дей­ствия на территории области в 1942 - 1943 годах. Важнейшие военные операции: «Малый Сатурн», Воронежско-Касторненская, Острогожско- Россошанская. Роль Воронежского фронта в Великой Отечественной войне. Героизм военнослужащих и мирного населения в годы войны. Оккупационный режим и преступления захватчиков на воронежской земле. Народное сопротивление в тылу врага. Начало восстановления народного хозяйства Воронежской области. Трудовой подвиг воронеж­цев. Награждение города Воронежа орденом Отечественной войны I степени. Воронеж - «Город воинской славы».

Знать:

роль Воронежской дивизии народного ополчения, Воронежского до­бровольческого полка (комиссар Д. Куцыгин, рабочий В. Куколкин, сту­дентка А. Скоробогатько), Воронежского городского комитета обороны; виды вооружения, выпускаемого на предприятиях города Воронежа и об­ласти в годы войны (самолеты-штурмовики Ил-2, бомбардировщики Е-2, реактивные установки БМ-13, пистолет-пулемет Шпагина - ППШ). Ре­зультаты контрнаступления Красной Армии на Верхнем и Среднем Дону и в районе Воронежа (июль — октябрь 1942 года): захват Сторожевого, Щу- ченского плацдармов на Верхнем Дону, расширение Чижовского плац­дарма, создание Осетровского плацдарма на Среднем Дону; Воронежско-Харьковская стратегическая наступательная операция Красной Армии (Воронежско-Касторненская, Острогожско-Россошанская, Харьковская операции). Биографии командующих Воронежским фронтом: Ф.И. Голи­кова pi Н.Ф. Ватутина, командующего 5-й танковой армией А.И. Лизю- кова, сражавшейся за Воронеж, командующего 60-й армией И.Д. Черня­ховского, освободившей Воронеж в ходе Воронежско-Касторненской опе­рации. Трагедии оккупационного режима на территории области: Песча­ный лог (Воронеж), Попов лог (Хохольский район), психиатрическая ле­чебница «Орловка» Гремяченского района, гибель людей в концлагерях области, вывоз советских граждан в Германию; убиты и замучены 4911 мирных жителей, угнаны в рабство 4476 человек; общий материальный ущерб Воронежской области - свыше 15 миллиардов рублей, ущерб горо­ду Ратные подвиги жителей Воронежской области: Крейзер Яков Григо­рьевич (первым из воронежцев получил звание Героя Советского Союза 22 июля 1941 года), Е.И. Зеленко — единственная женщина, совершив­шая воздушный таран в годы войны —Герой Советского Союза (посмер­тно), В. Колесниченко — Герой Советского Союза (посмертно). Героиче­ские подвиги советских солдат в боях на улицах Воронежа (Михаил Бов­кун, Геннадий Вавилов, Игорь Панганис), в боях на Дону (Чолпонбай Тулебердиев и Василий Прокатов — Герои Советского Союза (посмертно), повторившие подвиг Александра Матросова). Подвиги мирных жителей: Прасковьи Щеголевой (Семилуки), медсестры Надежды Ручкиной (Ниж- недевицкий район), доктора Ревекки Матвеевны Мухиной (Воронеж); Яков Евсеевич Доровских (село Вязноватовка Нижнедевицкого района) и Михаил Трофимович Скоробогатько (Ольховатский район) повторили подвиг Ивана Сусанина. Пожертвования населения области на строи­тельство военной техники (Е. Крамарев, М. Белоглядова, М. Поляничко).

Даты: 7 ноября 1941, 9 июля 1942, 13 - 27 января 1943, 24 янва­ря—2 февраля 1943, 13 января - 3 марта 1943, 25 января 1943, 1975, 2008.

Персоналии: М.Е. Вайцеховский, Н.П. Латышев. В.Д. Ники­тин. Н.Ф. Ватутин, Ф.И. Голиков, ИД. Черняховский, А.И. Лизюков, Д.М. Куцыгин, В. Куколкин, В. Колесниченко, Л. Рябцева, Л. Федодее- ва, К.Феоктистов, Г. Вавилов, М. Бовкун. Ч. Тулебердиев, В. Прокатов, П. Щеголева. Н. Ручкина, P.M. Мухина, Я.Е. Доровских, М.Т. Скоробо­гатько, Е. Крамарев, М. Белоглядова, М. Поляничко.

Уметь:

проекты: «Война народная», «Герои Советского Союза — наши земляки», «Воронеж — город ратной славы», «Разведчик и космонавт — К.П. Феок­тистов», «Наша Великая Победа», «Бессмертный полк».

Тема 6. Воронежская область во второй половине XX - начале XXI века (3 часа)

Развитие Воронежской области в восстановительный период (1946 - 1953 годы) и в периоды «оттепели» (1958 — 1964 годы), стабиль­ности и кризиса советской системы (1964 — 1985 годы), перестройки (1985 — 1991годы), в условиях новой России (1991 — 2014 годы).

Знать:

причины успешности восстановительного периода, проявление то­талитарного политического режима после Великой Отечественной вой­ны и антисталинская оппозиция на территории Воронежской области («Коммунистическая партия молодежи»); реабилитация воронежцев в 1950-е годы; участие воронежцев в освоении целины (15 тысяч человек); митинг против власти Н.С. Хрущева 20 февраля 1962 года в Воронеже (организатор рабочий Иван Назарьев). Превращение Воронежской об­ласти в аграрно-индустриальный регион. Награждение Воронежской области вторым орденом Ленина (1956). Позитивные последствия «косы- гинской» экономической реформы; развитие социалистического сорев­нования в 1960 — 1970-е годы; успехи в развитии системы образования и социальной сферы. Проявления кризиса в социально-экономической и политической жизни общества; рост недовольства падением уровня жизни и усиливающееся разочарование у населения коммунистически­ми идеалами.

Задачи перестройки и надежды общества на демократизацию жиз­ни государства и общества; новые формы хозяйствования; проявления гласности(гражданская позиция газеты «Молодой коммунар», новые газеты: «Воронежский курьер» и «Берег»); деятельность общественных организаций; первый городской референдум 1990 года; союзный рефе­рендум 1991 года (75,1% высказались за сохранение СССР ); позиция воронежцев по отношению к августовскому путчу 1991 года, Беловеж­скому соглашению 1991 года. Награждение города Воронежа орденом Ленина в связи с 400-летием его основания (1986 год).

Причины прекращения деятельности КПСС (с 6 ноября 1991 года), введение новых должностей: главы областной администрации, полно­мочного представителя Президента РФ. Негативные последствия ради­кальных экономических реформ. Новые политические процессы (лик­видация системы Советов и рост политической оппозиции со стороны КПРФ, Воронежская область - «красный пояс»).

Воронежская область в составе Центрального федерального округа; создание Общественной палаты Воронежской области (2001), выход об­ласти в пятерку крупнейших аграрных субъектов РФ, строительство Благовещенского кафедрального собора и создание памятника святи­телю Митрофану. Присвоение городу Воронежу звания «Город воинской славы». Проведение первого Международного Платоновского фестиваля в Воронеже (2011 год). Строительство спортивных комплексов в районах области. Компьютеризация школ. Активное развитие аграрного сектора экономики. Результаты выборов Президента РФ 2012 года (60% голосов воронежцев отдано за В.В. Путина), выборы губернатора Воронежской области в 2014 году - избран А.В. Гордеев, занимавший эту должность с 2009 года. Воронеж - пятнадцатый в России город-миллионник (с 2012 года). Воронежская область — в двадцатке передовых регионов России.

Даты: 1954, 1956, 1962, 1971, 1974, 1975, 1986, 1990, 1991, 1993, 2000, 2002, 2009, 2012, 2014.

Персоналии: Н.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С. Гор­бачев, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, И.М. Шабанов, В.Г. Кулаков, А.В. Гор­деев, А. Жигулин, Б. Батуев, Н.Г. Богатырев, И. Назарьев, В.И. Ворот­ников, В.Н. Игнатов, Г.Н. Троепольский, К.И. Массалитинов, В.А. Ко- раблинов, В.П. Криворучко, А.Д. Конопатов, Е.А. Исаев, Д.В. Прозо­ровский, Л.В. Ядыкина, В.А. Давыдкин, Г.С. Полтавченко, Ю.Т. Титов, А.Я. Ковалев.

Уметь:

выполнять проекты: «Воронежцы - герои мирного времени», «Почет­ные граждане города Воронежа и Воронежской области», «Современные достижения воронежцев в развитии образования, науки, культуры и спорта», «Инвестиции как путь развития экономики края».

Итоговое повторение раздела 1 (1 час).

Контроль знаний (1 час).

Защита проектов (2 часа).

Раздел 2

Из истории районов Воронежской области.

История городского быта (7 часов)

Тема 7. История городского быта  (7 часов)

Знать:

дату основания города Воронежа, основные события его истории (строительство крепости, петровское кораблестроение, годы револю­ции и Великой Отечественной войны, достижения мирного времени); факты, свидетельствующие о развитии культуры быта в Воронежском крае; роль представителей городских властей и общественности в этом процессе; развитие благотворительности в городе Воронеже (благотво­рительные общества и частные пожертвования). Питание горожан: буд­ни и праздники. Забота о здоровье горожан. Торговый Воронеж (рынок, ярмарки). Досуг воронежцев (общества, кружки, клубы, библиотечное дело, коллекции, музеи, выставки, балы, цирк, кино, визиты и домаш­ний досуг, игры, спорт, охота, рыбалка, праздники).

Уметь:

сравнивать городской быт прошлого и современный, видеть прогрес­сивные изменения и проблемные стороны; представить сочинение на тему «Каким я вижу досуг современного школьника»; представить ма­териал в виде статьи для школьного альманаха «Городской быт: вчера, сегодня, завтра».

Итоговое повторение 1 ч

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

Знать:

-исторические события, просиходившие в развитии края, даты этих событий;

-знаменитые персоналии истории и культуры;

-содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;

-алгоритмы работы с различными типами заданий;

-изучение видов исторических источников;

Уметь:

-объяснять понятия , определять основание для логического  ряда понятий;

-характеризовать события, процессы, явления (причины, особенности, последствия, значение) ;

-осуществлять отбор информации по теме, проблеме: преобразовывать информацию;

-использовать тексты исторических источников при ответе на вопросы и при выполнении задач;

-использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

-соотносить  исторические события в Воронежском крае с историей России;

-объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

-осуществлять сравнение;

-аргументировать свою позицию;

-отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;

-видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;

-работать с картой , иллюстрацией, текстом;

-осуществлять наблюдение;

-применять знания в конкретной ситуации жизни;

-определять цели и мотивы своей деятельности;

-вести конструктивный диалог;

-осуществлять презентацию творческой работы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания необходимости сохранения общественной память народа, обеспечения преемственности поколений;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-конструктивного общения с людьми других культур, национальной и религиозной принадлежности;

-определения предмета собственного интереса в истории Воронежского края и расширения знаний о нём в архиве библиотеке, музее, Интернете;

-написания творческих работ (рефератов, докладов, эссе, презентаций, родословных) , выполнения проектов, проведения экскурсий, интервьюирования.

 

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Введение. Краеведение как вспомогательная

историческая дисциплина

1

Раздел 1. Воронежский край: страницы истории  (28 часов)

Тема 1. История Воронежского края с древнейших времен до конца XVI века (3 часа)

2

Вклад воронежских археологов в изучение древних культур на территории края. Летописные сведения о Воронеже

1

3

Воронежские краеведы о древнем Воронеже и слове «Воронеж». Взаимодействие древнерусской культуры и культур кочевых народов на территории края

1

4

Воронежская крепость: основание, назначение, первые воеводы

1

Тема 2. Воронежский край в XVII - XVIII веках (5 часов)

5

Социально-политическая история края в XVII веке

1

6

Социально-политическая история края в XVII веке

1

7

Внешнеполитические приоритеты Петра Великого. Азовские по­ходы

1

8

Воронежский край в петровскую эпоху

1

9

Воронежская губерния в эпоху Екатерины II

1

Тема 3. Воронежская губерния в XIX веке (5 часов)

10

Войны России в XIX веке и участие в них Воронежской губернии

1

11

Политическое и социально-экономическое развитие Воронеж­ской губернии в XIX веке

1

12

Общественное движение в Воронежской губернии в XIX веке

1

13

Развитие культуры в крае в XIX веке

1

14

Российские императоры в Воронеже. Воронежские губернаторы

1

Тема 4. Воронежский край в первой трети XX века (4 часа)

15

Социально-экономическое развитие Воронежской губернии в 1900 — 1930-е годы. Участие жителей Воронежской губернии в Первой мировой войне.

1

16

Российская революция 1905 — 1907 годов в Воронежской губернии

1

17

Влияние Великой российской революции 1917 года и Граждан­ской войны на развитие Воронежской губернии

1

18

Начало советской модернизации в Воронежской губернии (об­ласти)

1

Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы) (4 часа)

19

Роль воронежского тыла в Великой Отечественной войне

1

20

Военные операции на воронежской земле в годы Великой Отечественной войны. Героизм на фронте

1

21

Военные операции на воронежской земле в годы Великой Отечественной войны. Героизм на фронте

1

22

Оккупационный режим и героизм мирных жителей Воронеж­ской области

1

Тема 6. Воронежская область во второй половине XX - начале XXI века (3 часа)

23

Воронежская область в 1946 - 1964 годах

1

24

Воронежская область в 1964 - 1991 годах

1

25

Воронежская область в 1991 — 2014 годах

1

26

Повторение (обобщение) раздела 1

1

27

Урок контроля знаний по разделу 1

1

28

Защита проектов

1

29

Защита проектов

1

Раздел 2. Из истории районов Воронежской области. История городского быта (7 часов)

Тема 7. История городского быта  (7 часов)

30

Районы Воронежской области

1

31

Районы Воронежской области

1

32

История моего района города Воронежа и его достопримеча­тельности

1

33

История быта воронежцев в XVIII - начале XX века

1

34

История быта воронежцев в XVIII - начале XX века

1

35

Итоговое повторение

1

 

5. Перечень учебно–методического обеспечения

 

1. Историко-культурное краеведение Воронежской области. 10-11 классы. Учебное пособие/ Научный редактор Б.Я.Табачников.- Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015.

2. Историко-культурное краеведение.  И.П. Красикова,  Ю.П.Пыльнев  ( под общ. ред. Б.Я. Табачникова)  - Воронеж:  Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.

3. Историко-культурное-краеведение: учебно-методическое пособие./М.И. Баранникова.- Воронеж: ВГПУ,2012.

4. Историко-культурное крае­ведение . Красикова Н.П., Пыльнев Ю.В: кн. для учителя. - Воронеж: ВГПУ, 2012.