Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
История 11

История 11 класс

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету История составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) (утверждён приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089  «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»); примерной программой среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263);  авторской программы  Пашкина Л.А.  История (базовый уровень) 10-11 классы. -  М: Русское слово, 2015.

Цель: Закрепление, систематизация и углубление  знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной истории, получение ими целост­ных представлений о месте и роли России во всемирно-историческом процессе, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути России, формированию у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностноориентированной личности.

Задачи:

  • формирование у молодого поколения исторических ориентиров

самоидентификации в современном мире;

  • овладение обучающимися  знаниями об основных этапах развития человеческого

общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; выработка в доступной для обучающихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно­ историческом процессе;

  • воспитание  обучающихся в духе уважения  к  истории своего Отечества как

единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;

  • развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и

проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма;

  • формирование у обучающихся     общественной системы  ценностей   на основе

осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и

осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

  • выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
  • развитие   навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания

взаимовлияния исторических событий и процессов.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся. Особенностью предмета истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.  Особенностями курса истории в старшей школе являются его системность, многоаспектное и многофакторное представление истории развития человечества, синхронно-параллельное изучение курсов всеобщей истории и истории России. Изучение данного предмета способствует формированию у обучающихся целостной картины мировой истории, позволяет более глубоко познакомиться и усвоить социокультурный опыт человечества, определить роль России во всемирно-историческом процессе, осознать себя представителями исторически сложившегося гражданского, поликультурного и поликонфессионального сообщества.

 

Программа рассчитана на 68 часов при двухчасовой учебной нагрузке


2.Содержание учебного предмета (68 часов)

Введение – 1 час

Раздел I

РОССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (11 ч)

Тема 1. Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития

Научно-технический прогресс. Причины ускорения научно-технического прогресса. Технический прогресс в первые десятилетия ХХ в. Развитие энергетики, появление новых средств связи и передвижения. Достижения медицины. Переход к современному индустриальному производству.

Основные термины и понятия: научно-технический прогресс (НТП), конвейер.

Основные персоналии: С. Томас, Г. Форд, братья Райт, А.С. Попов, Г. Маркони, А. Флеминг, Ф.У. Тейлор.

Тема 2. Модернизация в странах Европы, США и Японии

Модели модернизационного развития. Образование монополий. Г осударство и монополистический капитал: либерально-демократическая модель отношений. Государство и модернизация в Германии, Италии и Японии. Социальные отношения и рабочее движение. Развитие профсоюзного движения. Становление социал-демократии. Основные термины и понятия: модернизация, монополия, трест, концерн, синдикат, картель, свободная конкуренция, Антитрестовский закон 1890 г., профсоюз, капитализм, социал-демократия, диктатура пролетариата.

Основные персоналии: К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Бернштейн, В.И. Ленин, К. Цеткин, Р. Люксембург, К. Либкнехт.

Тема 3. Россия на рубеже XIX- XX вв.

Территория России на рубеже столетий. Российская модель экономической модернизации. Буржуазия и рабочие. Экономическая политика правительства в конце XIX - начале ХХ в. Особенности развития сельского хозяйства. Расслоение крестьянства.

Основные термины и понятия: промышленный переворот, акционерные общества, буржуазия, денежная реформа 1895-1897 гг., зажиточные крестьяне, батраки.

Основные персоналии: А.И. Путилов, П.П. Рябушинский, С.Ю. Витте.

Тема 4. Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.

Личность Николая II. Внутренняя политика правительства в начале XX в. Кризисные явления в обществе. Русско-японская война 1904-1905 гг.: ход военных действий, причины поражения России. Портсмутский мирный договор. «Кровавое воскресение» и начало революции. Крестьянские выступления и разложение армии. Раскол общества. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Декабрьское вооружённое восстание в Москве.

Основные термины и понятия: стачка, всеобщая забастовка, КВЖД, Всероссийский крестьянский союз, Советы, Манифест 17 октября 1905 г.

Основные персоналии: Николай II, В.К. Плеве, П.Д. Святополк-Мирский, С.В. Зубатов, А.Н. Куропаткин, С.О. Макаров, П.Д. Святополк-Мирский, Г. Гапон, П.П. Шмидт.

Тема 5. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.

Партии социалистической ориентации (левые): РСДРП, Партия социалистов- революционеров. Либеральные партии: Конституционно-демократическая партия, «Союз 17 октября». Консервативные партии (правые). Реформа государственного строя. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.: Полномочия Государственной думы, Государственного совета и императора и порядок принятия законов. Избирательная кампания в I Государственную думу. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки. Новый избирательный закон (3 июня 1907 г.).

Основные термины и понятия: меньшевики, большевики, эсеры, кадеты, октябристы, черносотенцы, третьеиюньская монархия.

Основные персоналии: В.И. Ленин, Ю.С. Мартов, В.М. Чернов, С.А. Муромцев, Д.И. Шаховской, П.Н. Милюков, А.И. Гучков, А.И. Дубровин, В.М. Пуришкевич.

Тема 6. Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина

П.А. Столыпин и его политика. Борьба с революционным движением и думской оппозицией. III Государственная дума. Военно-полевые суды. Программа системных реформ П.А. Столыпина. Крестьянская реформа. Переселенческая политика. Масштабы и результаты реформ П.А. Столыпина. Политический кризис 1912—1913 гг.

Основные термины и понятия: военно-полевой суд, прогрессисты, хутор, отруб. Основные персоналии: П.А. Столыпин, А.И. Коновалов, П.П. Рябушинский.

Тема 7. Культура России в конце XIX — начале ХХ в.

Г ородская и сельская жизнь. Достижения науки. Развитие народного просвещения. Идейные искания и художественная культура. Серебряный век русской культуры. Литература серебряного века: основные направления и представители. Драматический театр: традиции и новаторство. Зарождение российского кинематографа. Музыка. Модерн в архитектуре. Новые направления в живописи.

Основные термины и понятия: Серебряный век, символизм, футуризм, акмеизм, кинематограф, модерн, импрессионизм, мирискусники, супрематизм, авангард.

Основные персоналии: Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И. Мечников, П.Н. Лебедев, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, И.И. Сикорский, П.Н. Нестеров, А.С. Попов, И.Д. Сытин, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, В.Я.

Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. Белый, Н.С. Гумилёв, О.Э. Мандельштам, В.В. Маяковский, А.А. Блок, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.И. Немирович-Данченко, С.П. Дягилев, Ф.И. Шаляпин, А.А. Ханжонков, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, А.В. Щусев, Ф.И. Лидваль, Ф.О. Шехтель, М.А. Врубель, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, В.А. Серов, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, В.Э. Борисов-Мусатов, М.С. Сарьян, К.С. Петров-Водкин, М.З. Шагал, К.С. Малевич, В.В. Кандинский.

Тема 8. Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале ХХ в.

Колонизация Африки. Колониальные империи: общее и особенное. Экономические кризисы начала ХХ в.: сущность, причины, методы преодоления. Противоречия на международной арене в начале ХХ в. Создание военно-политических союзов.

Основные термины и понятия: колонии, колониализм, доминион, протекторат, мировой экономический кризис, международные конференции, Тройственный союз, Антанта. Основные персоналии: О. фон Бисмарк.

Тема 9. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки

Колониализм и его последствия. Антиколониальные движения в государствах Востока. Восстание ихэтуаней в Китае в 1899-1901 гг. Движение моджахедов в Иране.

Деятельность М. Ганди. Революции в Иране (1905-1911) и Китае (1911-1913). Младотурецкая революция. Особенности развития государств Латинской Америки. Основные термины и понятия: ихэтуани, моджахеды, Индийский национальный конгресс (ИНК), Гоминьдан, младотурки, латифундии.

Основные персоналии: М. Ганди, Сунь Ятсен, Юань Шикай.

Тема 10. Первая мировая война

Причины и характер Первой мировой войны. Первый этап войны. Воюющие страны в 1915 - 1916 гг. Война и российское общество. Кампания 1917 г. и завершение военных действий. Потери стран-участниц; исторические уроки и социальные последствия Первой мировой войны.

Основные термины и понятия: мировая война, Брусиловский прорыв, Земский и Городской союзы, «министерская чехарда», пацифизм.

Основные персоналии: Франц Фердинанд, Г. Принцип, А. Фон Шлиффен, А.В. Самсонов, П.К. Ренненкампф, А.А. Брусилов.

Раздел II

РОССИЯ И МИР МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ.

(14 ч)

Тема 11. Февральская революция в России 1917 г.

Предпосылки и причины Февральской революции 1917 г. Падение самодержавия. и создание Временного правительства. Апрельский кризис. Большевики и революция. Июньский и июльский кризисы власти. Выступление генерала Л.Г. Корнилова и его последствия.

Основные термины и понятия: Временное правительство, Совет рабочих и солдатских депутатов, Учредительное собрание.

Основные персоналии: Николай II, М.В. Родзянко, Н.В. Рузский, М.В. Алексеев, А.Ф. Керенский, А.И. Гучков, П.Н. Милюков, Л.Г. Корнилов, Г.Е. Львов, В.И. Ленин, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий.

Тема 12. Переход власти к партии большевиков

Углубление кризиса власти осенью 1917 г. Вооружённое восстание в Петрограде. Установление советской власти. Революционно-демократические преобразования.

«Декрет о власти». «Декрет о мире». «Декрет о земле». Новые органы власти и управления. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Брестский мир. Предпосылки гражданской войны.

Основные термины и понятия: Всероссийский съезд Совет, Декреты о власти, мире, земле, Совет народных комиссаров, Всероссийский центральный исполнительный комитет, Высший совет народного хозяйства, ВЧК, сепаратный мирный договор. Основные персоналии: А.Ф. Керенский, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Ф.Э. Дзержинский.

Тема 13. Гражданская война и интервенция

Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Советская республика в кольце фронтов. Военный коммунизм. Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет (РВС). Репрессии советской власти в отношении представителей бывших привилегированных сословий. Сотрудничество большевиков с «буржуазными специалистами». Время решающих сражений: март 1919 — март 1920 г. Война с Польшей

и поражение Белого движения: апрель — ноябрь 1920 г. Причины победы красных и поражения Белого движения.

Основные термины и понятия: гражданская война, интервенция, белое и красное движения, Красная Армия, военный коммунизм, национализация, продотряды, комбеды, продразверстка, красный террор, комсомол.

Основные персоналии: А.М. Каледин, Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, П.Н. Краснов, П.Н. Краснов, А.В. Колчак, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, С.С. Каменев, А.И. Егоров, С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, С.В. Петлюра, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич.

Тема 14. Завершение Гражданской войны и образование СССР

Завершающий этап Гражданской войны: конец 1920—1922 г. Борьба с «зелеными». Особенности боевых действий на национальных окраинах России. Боевые действия в заключительный период Гражданской войны в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Предпосылки создания СССР. Образование Союза Советских Социалистических республик: планы и реальность. Высшие органы власти. Первая Конституция СССР (1924).

Основные термины и понятия: антоновщина, басмачество, план автономизации, Конституция СССР 1924 г.

Основные персоналии: А.С. Антонов, Н.И. Махно, В.К. Блюхер, И.П. Уборевич, В.И. Ленин, И.В. Сталин, М.И. Калинин, Г.И. Петровский, А.Г. Червяков, Н.Н. Нариманов.

Тема 15. От военного коммунизма к нэпу

Экономическое и политическое положение Советской России после окончания Гражданской войны и интервенции. Создание и принятие плана ГОЭЛРО. Отказ от политики военного коммунизма. Новая экономическая политика. Первые итоги нэпа. Противоречия новой экономической политики. Борьба власти с лидерами оппозиции - судебные процессы 1921—1923 гг. над руководителями партий эсеров и меньшевиков. Репрессии против представителей интеллигенции и Церкви. Борьба в большевистской партии вокруг вопроса о продолжении нэпа. Свёртывание нэпа.

Основные термины и понятия: ГОЭЛРО, Госплан, нэп, нэпман, продналог, хозрасчёт, партаппарат.

Основные персоналии: Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, Г.М. Кржижановский, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, А.И. Рыков, И.В. Сталин, Патриарх Тихон.

Тема 16. Культура страны Советов в 1917—1922 гг.

«Музыка революции»: искусство, общество и власть в 1917—1922 гг. Художественное многообразие 1920-х гг. Воплощение новаторских идей и пафоса революционных преобразований в архитектуре и зрелищных искусствах. Физкультура и спорт.

Основные термины и понятия: пролетарская культура, конструктивизм.

Основные персоналии: З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, В.В. Маяковский, А.А. Блок, Р.Р. Фальк, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев, С.Т. Коненков, И.В. Жолтовский, Л.В. Руднев, В.А. Щуко, М.З. Шагал, К.С. Малевич, К.С. Петров-Водкин, Д.П. Штеренберг, Б.М. Кустодиев, К.Ф. Юон, М.М. Черемных, В.Н. Дени, В.В. Лебедев, Д.С. Моор, С.В. Чехонин, М.М. Адамович, А.П. Родченко, В.Е. Татлин, И.Д. Шадр, В.И. Мухина, Л.В. Шервуд, А В. Луначарский, С.Т .Конёнков, Н.Н. Асеев ,О.М. Брик, Л.С. Попова, В.Ф. Степанова, А.М. Герасимов, И.И. Бродский, Б.В. Иогансон, Е.А. Кацман, А.И. Безыменский, Д. Бедный, А.А. Жаров, Д.А. Фурманов, А. Веселый, Б.Л. Пастернак, С.А. Есенин, К.И. Чуковский, М.А. Булгаков, Е.И. Замятин, А.П. Платонов, К.С. Мельников, И.И. Леонидов, братья Веснины, А.В. Щусев, А.П. Довженко, В.И. Пудовкин, С.М. Эйзенштейн, В.Э. Мейерхольд.

Тема 17. Советская модернизация экономики и культурная революция

Модернизация советской экономики: основные задачи. Коллективизация: её принципы - провозглашенные и реальные. «Ликвидация кулачества». Итоги насильственной коллективизации. Стабилизация положения в деревне во второй половине 1930-х гг. Основные результаты индустриализации. Освоение новых производств, техническая реконструкция народного хозяйства. Создание индустриальной базы страны в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Развитие новых отраслей промышленности. Модернизация армии. Культурная революция и культурные достижения. Спорт и физкультурное движение.

Основные термины и понятия: коллективизация, колхоз, раскулачивание, трудодни, машинно-тракторная станция (МТС), двадцатипятитысячники, индустриализация, пятилетка, соцсоревнование, культурная революция, ликбез, рабфак.

Основные персоналии: И.В. Сталин, А.Г. Стаханов, О.Ю. Шмидт, В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков, И.Д. Папанин, М.Н. Тухачевский, П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе, А.Е. Ферсман, И.М. Губкин, Н.Д. Зелинский, А.Н. Крылов, А.Н. Туполев, Н.Н. Поликарпов, С.В. Илюшин, С.А. Лавочкин, А.А. Микоян, В.М. Петляков, А.А. Микулин, А.С. Яковлев, Ф.А. Цандер, В.П. Глушко, С.П. Королёв.

Тема 18. Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР

Партия большевиков в 1920-е гг. Письмо Ленина к XI съезду РКП (б) (осень 1922 г.). Борьба за власть в партии большевиков в период с 1923 по 1928 г. Причины возвышения и победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе. Идея И.В. Сталина о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Сталинский тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в процессе социалистического строительства как теоретическое обоснование политики репрессий. Культ личности и политический террор в СССР в 1930-е гг. Создание системы ГУЛАГа. Репрессии 1936—1938 гг. «Дело Тухачевского» и чистка рядов Красной Армии. Создание сталинской системы управления и Конституция 1936 г.

Основные термины и понятия: враг народа, ГУЛАГ, культ личности, Конституция СССР 1936 г.

Основные персоналии: И.В. Сталин, В.М. Молотов, Л.М. Каганович, А.И. Микоян, Г.К. Орджоникидзе, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, С.М. Киров, М.Н. Рютин, М.Н. Тухачевский, Н.И. Ежов.

Тема 19. Культура и искусство СССР в межвоенные годы

Партийное руководство художественным                 процессом.            Утверждение метода

социалистического реализма в искусстве. Воспитание нового человека. Широкое распространение массовых форм досуга советских людей. Физкультура и спорт. Масштабное строительство общественных зданий и крупных социальных объектов. Развитие кинематографа. Оперное и балетное искусство. Влияние репрессий конца 1930-х гг. на развитие советской культуры.

Основные термины и понятия: соцреализм, пионеры.

Основные персоналии: М. Горький, Д.А. Фурманов, А.С. Серафимович, М.А. Булгаков, А.А. Фадеев, М.А. Шолохов, Н.А. Островский, А.А. Ахматова, Д.И. Хармс, А.И. Введенский, В.А. Фаворский, Н.М. Чернышев, А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов, А.А. Пластов, А.Н. Самохвалов, Г.Г. Нисский, Б.М. Иофан, В.И. Мухина, И.А. Пырьев, С.А. Герасимов, Г.В. Александров, М.И. Ромм, А.В. Нежданова, С.Я. Лемешев, И.С.

Козловский,    Г.С.  Уланова,  О.В.  Лепешинская,    К.М.   Сергеев.   А.Н.  Ермолаев,  И.О.

Дунаевский.

Тема 20. Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны

США в 1920—1930-е гг. Задачи послевоенного развития США. Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Развитие демократических стран Западной Европы в межвоенный период. Кейсианство. Раскол социал-демократии. Углубление конфликта между коммунистами и социал-демократами. Фашизм в Италии и Г ермании. Милитаризм в Японии. Завоевательная программа фашизма и холокост. Основные термины и понятия: «новый курс» Рузвельта, социально ориентированная рыночная экономика, кейсианство, Коминтерн, Международная организация труда, кейнсианство, расизм, национализм, фашизм, НСДАП, холокост, гетто.

Основные персоналии: Г. Гувер, Ф.Д. Рузвельт, Д.М. Кейнс, Б. Муссолини, А. Гитлер, М. Хорти, Й. Антонеску.

Тема 21. Ослабление колониальных империй

Парижская (1919) и Вашингтонская конференция (1921-1922) о судьбе колоний. Послевоенная колониальная политика и её итоги. Подъём антиколониальных движений. Особенности национально-освободительных движений в Индии, Иране, Турции. Революция и гражданская война в Китае.

Основные термины и понятия: национально-освободительное движение, кампания гражданского неповиновения, революция, гражданская война.

Основные персоналии: Амманула-хан, М. Ганди, Реза-хан Пехлеви, М. Кемаль, Сунь Ятсен, Чан Кайши, Пу И, Мао Цзэдун.

Тема 22. Международные отношения между двумя мировыми войнами

Антанта и Советская Россия. Мирный план Вильсона. Создание Лиги Наций. Версальско- Вашингтонская система и её противоречия. Пацифизм. На пути ко Второй мировой войне. Политика умиротворения агрессоров. Гражданская война в Испании. Антикоминтерновский пакт. Мюнхенское соглашение как кульминация политики умиротворения. Советско-германский договор о ненападении.

Основные термины и понятия: Лига Наций, Версальско-Вашингтонская система, политика умиротворения.

Основные персоналии: В. Вильсон, А. Бриан, Ф. Келлог, А. Гитлер, Н. Чемберлен, Ф. Франко, Б. Муссолини, В.М. Молотов, И. фон Риббентроп.

Тема 23. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в.

Осмысление истории. Новое в науке о человеке и развитие философии. Живопись: от импрессионизма к модерну. Искусство индустриального общества (модернизм, примитивизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм). Литература. Модернизм в литературе. Музыка и театр. Киноискусство. Основные термины и понятия: социология, психология, культурология, импрессионизм, модерн, кубизм, футурзим, абстракционизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, романтизм, реализм, социальная антиутопия.

Основные персоналии: О. Шпенглер, А. Тойнби, З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Леви-Стросс, Дж. Дьюи, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген, А. Гауди, Х. де Велде, Г. Климт, А. Матисс, П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Ф.Т. Маринетти, У. Боччони, К. Карр, Л. Руссоло, В.В. Кандинский, П. Мондриан, К.С. Малевич, Т. Тцара, М. Дюшан, К. Швиттерс, Э. Мунк, О. Кокошка, С. Дали, Ле Корбюзье, И.И. Леонидов, Р. Киплинг, У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, С. Цвейг, А. де Сент-Экзюпери, Б. Шоу, Г. Уэллс, К. Чапек, Б. Брехт, Э.М. Ремарк, Дж. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка, О. Хаксли, Дж. Оруэлл, Дж. Лондон,

Л. Дюрей, Д. Мийо, Ф. Пуленк, Дж. Гершвин, Л. Стоковский, М. Рейнгардт, М. Линдер, Ч. Чаплин.

Раздел III

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ.

(7 ч)

Тема 24. От европейской к мировой войне

Начало Второй мировой войны: нападение Германии на Польшу. Блицкриг. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины. «Договор о дружбе и границе» между Германией и СССР. «Странная война». Вхождение в состав СССР прибалтийских государств. Советско-финская война. Кампании 1940 - начала 1941 гг.: «битва за Англию»; разгром Франции; военные действия союзников в Северной и Южной Европе, Северной Африке и Средиземноморье. СССР и война в Европе. План «Барбаросса». Подготовка к нападению Г ермании на СССР.

Основные термины и понятия: блицкриг, вермахт, план «Барбаросса».

Основные персоналии: О.В. Куусинен, Э. Роммель, У. Черчилль, И.В. Сталин.

Тема 25. Начальный период Великой Отечественной войны

Вторжение. Летняя катастрофа 1941 г. и её причины. Мобилизация страны. Смоленское сражение и катастрофа на Украине. Начало блокады Ленинграда. «Дорога жизни». Битва под Москвой. Военно-стратегическое, морально-политическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой.

Основные термины и понятия: Ставка Главного командования, Государственный комитет обороны.

Основные персоналии: И.В. Сталин, Н.Г. Кузнецов, Д.Г. Павлов, М.П. Кирпонос. В.М. Молотов, С.К. Тимошенко, Н.Ф. Гастелло, Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский.

Тема 26. Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 г. на Восточном фронте

Зарождение антигитлеровской коалиции и вступление войну США. Боевые действия на Восточном фронте весной — летом 1942 г. Оборона Сталинграда. Оккупационный режим на советской территории. Партизанское движение. «Всё для фронта, всё для победы!» Движение Сопротивления в Европе.

Основные термины и понятия: оккупация, партизанское движение, движение Сопротивления.

Основные персоналии: В.И. Чуйков, Я.Ф. Павлов, М.С. Шумилов, С.А. Ковпак, А.Н. Сабуров, В.М. Петляков, Д.Н. Медведев, П.М. Машеров, С.А. Лавочкин, С.В. Ильюшин, Ш. де Голль.

Тема 27. Коренной перелом в Великой Отечественной войне

Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Битва на Орловско-Курской дуге и её значение. Завершение периода коренного перелома в войне. Укрепление антифашистской коалиции. Проблема открытия второго фронта. Тегеранская конференция. Идеология, культура и война. Изменение отношения к Православной церкви со стороны властей.

Основные термины и понятия: коренной перелом в войне, второй фронт.

Основные персоналии: Н.Ф. Ватутин, К.К. Рокоссовский, А.И. Еременко, М.Е. Катуков, П.А. Ротмистров, И.В. Сталин, У. Черчилль, Ф.Д. Рузвельт, Ю.Б. Левитан, И.Г. Эренбург, А.Т. Твардовский, В.С. Гроссман, К.М. Симонов, О.Ф. Берггольц, Д.Д. Шостакович, С.Т.

Рихтер, Л.О. Утесов, К.И. Шульженко, Л.А. Русланова, И.А. Пырьев, Ф.М. Эмлер, А.Б. Столпер, Б.Г. Иванов, патриарх Сергий (Старогородский).

Тема 28. Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны

Освобождение советской земли. Окончательное снятие блокады Ленинграда в январе 1944

г.  Операция «Багратион», освобождение Белоруссии. Государственная политика на освобожденных землях. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция. Арденнская и Висло-Одерская операции. Падение Берлина. Капитуляция Третьего рейха.

Основные термины и понятия: депортация, Ялтинская конференция, репарации, Акт о капитуляции.

Основные персоналии: Н.Ф. Ватутин, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, Ф.И. Толбухин, И.Х. Баграмян, И.Д. Черняховский, К.К. Рокоссовский, Г.К. Жуков, У. Черчилль, Ф.Д.

Рузвельт, И.В. Сталин, К. Спаатс, А.У. Теддер, Ж.М. де Латтер де Тассиньи, В. Кейтель.

Тема 29. Причины, цена и значение великой Победы

Потсдамская конференция. Решения союзников по антигитлеровской коалиции о послевоенном миропорядке. Противоречия между союзниками. Парад Победы в Москве. Участие СССР в войне с Японией. Окончание Второй мировой войны. Причины Победы. Цена Победы и итоги войны.

Основные термины и понятия: демилитаризация, декартелизация, денацификация, демократизация, Международный требунал, Организация Объединенных Наций, Совет Безопасности.

Основные персоналии: И.В. Сталин, Г. Трумэн, К. Эттли, А.М. Василевский, Л.А. Говоров, К.А. Мерецков, А.И. Еременко, Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, Р.Я. Малиновский.

Раздел IV

МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

(9 ч)

Тема 30. Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина

Постепенный переход страны на мирный путь развития. Сохранение в новых условиях мобилизационных, военных методов, основанных на жесткой централизации управления и распределения ресурсов. Влияние сложного положения страны, в том числе на международной арене, на принятие чрезвычайных мер. Источники высоких темпов развития экономики в послевоенное время. Проблемы сельского хозяйства. Денежная реформа 1947 г. Итоги четвертой пятилетки (1946-1950). Послевоенные репрессии. Основные термины и понятия: «холодная война», КПСС.

Основные персоналии: И.В. Сталин, А.А. Жданов, Н.А. Вознесенский, В.С. Абакумов. Тема 31. Первые попытки реформ и XX съезд КПСС

Объективные и субъективные причины необходимости изменения внутренней и внешней политики страны. Преемники И.В. Сталина на пути преобразований. Инициативы Л.П. Берии и Г.М. Маленкова и начало осуществления реформ. Борьба за власть в партийной верхушке. XX съезд КПСС. Значение разоблачения культа личности И.В. Сталина для последующего развития общества.

Основные термины и понятия: сталинизм, десталинизация, освоение целины.

Основные персоналии: Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущёв.

Тема 32. Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг.

Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после ХХ съезда КПСС. Борьба за власть в конце 1950-х гг. Новые ориентиры развития общества. Экономика и политика в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Итоги освоения целинных и залежных земель, реализация жилищной программы, изменения в жизни крестьянства, реформа в военной сфере. Начало освоения космоса. Административные реформы. Октябрьский Пленум ЦК КПСС 1964 г. Отставка Н.С. Хрущёва.

Основные термины и понятия: совхозы, совнархозы, дефицит.

Основные персоналии: Г.М. Маленков, Г.К. Жуков, Н.С. Хрущёв, Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, С.П. Королёв, В.Е. Семичастный, Л.И. Брежнев, А.Н. Шелепин.

Тема 33. Духовная жизнь в СССР в 1940- 1960-е гг.

Развитие культуры и науки в первые послевоенные годы. Духовная жизнь в период «оттепели». Ужесточение партийного контроля над духовной жизнью страны. «Дело» Б.Л. Пастернака. Гонения на Церковь. Наука в условиях «холодной войны». СССР на международной спортивной арене.

Основные термины и понятия: «оттепель», советский андеграунд.

Основные персоналии: А.А. Ахматова, М.М. Зощенко, К.Г. Паустовский, И.Г. Эренбург,

  1. И. Солженицын, Ч.Т. Айтматов, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, С.П. Залыгин,

М. Шукшин, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, К.Г. Паустовский, Б.Л.                                    Пастернак,   И.А. Ефремов, А.П. Казанцев,  О.Я.  Рабин, В.Н. Немухин,

Е.В. Вучетич, А.Т. Зверев, Э.М. Белютин, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, М. Хуциев, О.Н. Ефремов, И.В. Курчатов, П.Л. Капица, Н.Н. Семёнов, П.А. Черенков, Л.Д. Ландау, Н.Г. Басов, И.Е. Тамм, И.М. Франк, А.М. Прохоров, Л.И. Яшин, Ю.П. Власов, Л.С. Латынина.

Тема 34. Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия

Становление «общества благосостояния» и смешанной экономики. Социально ориентированная рыночная экономика. «Справедливый курс» Г. Трумэна. Программы Дж. Кеннеди и его преемников: «Новые рубежи», «Великое общество» - их итоги. Германское «экономическое чудо». «Шведская модель».

Основные термины и понятия: смешанная экономика, «экономическое чудо», конверсия, социально ориентированная рыночная экономика.

Основные персоналии: К. Эттли, Г. Трумэн, Дж. Кеннеди, Л. Джонсон, Л. Эрхард.

Тема 35. Падение мировой колониальной системы

Распад колониальной системы: причины и основные этапы. Проблема выбора пути развития в условиях биполярного мира. Создание Британского Содружества и Французского Сообщества. Идея социалистической ориентации. Соперничество СССР и США за сферы влияния над странами Азии, Африки и Латинской Америки; его роль в разжигании локальных войн и конфликтов. Конфликты и кризисы в странах «Юга». Основные термины и понятия: деколонизация, развивающиеся страны.

Тема 36. «Холодная война» и международные конфликты 1940-1970-х гг.

Предпосылки начала «холодной войны». Противоборство двух военно-политических блоков. Первые военно-политические конфликты «холодной войны». «Холодная война» в Азии. Война в Корее. Политика мирного сосуществования и военное соперничество. Карибский кризис 1962 г. Война во Вьетнаме.

Основные термины и понятия: «холодная война», Совет экономической взаимопомощи, НАТО, ОВД, политика мирного сосуществования.

Основные персоналии: А. Маршалл, У. Черчилль, И.В. Сталин, Мао Цзэдун, Г.А. Насер,

Ф. Кастро, Дж. Кеннеди, Н.С. Хрущёв.

Тема 37. Расширение системы социализма: Восточная Европа и Китай.

Роль СССР в освобождении стран Восточной Европы от фашизма. Переход от общедемократических преобразований к утверждению «советской модели социализма». Восточная Европа в орбите влияния СССР. Первые симптомы кризиса в Восточной Европе. СССР и Китай: от союза к противостоянию. «Большой скачок» и культурная революция в Китае.

Основные термины и понятия: Информбюро, социализм «с человеческим лицом», индустриализация, «доктрина Брежнева», стратегия «большого скачка», культурная революция.

Основные персоналии: К. Готвальд, Й.Б. Тито, И.В. Сталин, Г. Димитров, И. Надь, Л.И. Брежнев, Мао Цзэдун, Пол Пот.

Раздел V РОССИЯ И МИР В 1960-1990-е гг.

(13 ч)

Тема 38. Технологии новой эпохи

Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Биохимия, генетика, медицина. Электроника и робототехника.

Основные термины и понятия: ядерная энергия, биотехнологии, генная инженерия, клонирование, трансплантация, ЭВМ.

Основные персоналии: Д. Уотсон, Ф. Крик, А. Чакрабарти.

Тема 39. Становление информационного общества

Информационная революция. Глобальная Сеть. Индустрия производства знаний. Новая социальная структура общества. Средний класс. Маргиналы.

Основные термины и понятия: информационное общество, Интернет, средний класс, маргинализация.

Основные персоналии: М. Маклюэн.

Тема 40. Кризис «общества благосостояния»

Причины кризисов в развитых странах. Коммунисты и левые правительства в Европе. Феномен еврокоммунизма. Причины появления «новых левых» в Западной Европе в 1960­е гг. Бунт против «общества потребления», социальная база радикальных общественных движений.

Основные термины и понятия: коалиционные правительства, еврокоммунизм, неомарксизм.

Основные персоналии: Д. Лукача, Г. Маркузе.

Тема 41. Неоконсервативная революция 1980-х гг.

Причины необходимости обновления идеологии консерватизма. Концепции неоконсерватизма. Социально-экономическая политика неоконсерватизма и её итоги. Неконсервативная модернизация.

Основные термины и понятия: неконсерватизм, приватизация.

Основные персоналии: И. Кристол, Н. Подгорец, М. Новак, М. Фридмэн, М. Тэтчер, Р. Рейган, Г. Коль, Ф. Миттеран.

Тема 42. СССР: от реформ — к застою

Приход к власти Л.И. Брежнева. Система коллективного руководства. Восстановление прежней вертикали власти: ЦК — обком — райком; воссоздание отраслевых министерств.

Экономические реформы 1960-х гг. Причины необходимости пересмотра экономической политики. Новые ориентиры аграрной политики. Рост экономической самостоятельности предприятий. Рост производства. Складывание модели советского «общества потребления». Проблемы застоя в экономике. Борьба с инакомыслием.

Основные термины и понятия: хозрасчет, застой, дефицит, самиздат, правозащитное движение.

Основные персоналии: Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин, А.Д. Синявский, Ю.М. Даниэль, И.Г. Эренбург, А.Д. Сахаров, И.Р. Шафаревич.

Тема 43. Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки

Деятельность Ю.В. Андропова: попытки оздоровления экономики и политики страны. Борьба с коррупцией. Ужесточение борьбы с инакомыслием. Приход к власти М.С. Горбачёва. Возобновление борьбы с коррупцией. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия ускорения как основа экономических программ и причины ее провала. Кампания борьбы с пьянством, её итоги. Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. и её последствия. Расширение самостоятельности государственных предприятий. Принятие законов, разрешающих создание кооперативов и индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность. Последствия экономических реформ. Поиск путей преодоления кризиса.

Основные термины и понятия: перестройка, коррупция, государственная приёмка, теневая экономика, кооператив.

Основные персоналии: Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачёв, Н.И. Рыжков, С.С. Шаталин, Г.А. Явлинский, В. С. Павлов.

Тема 44. Развитие гласности и демократии в СССР

Расширение гласности. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее. Создание Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. Свободные дискуссии в СМИ. Проблемы статуса и привилегий номенклатуры. Стремления к демократической трансформации общества. Политический раскол советского общества. Возникновение политических организаций, независимых от КПСС. Выборы народных депутатов СССР в 1989 г. Консолидация сил, оппозиционных курсу перестройки, в рядах КПСС. Рост популярности Б.Н. Ельцина, избрание его президентом Российской Федерации.

Основные термины и понятия: демократия, гласность, политический плюрализм, номенклатура, демократическая трансформация общества, правовое государство, многопартийность.

Основные персоналии: М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин.

Тема 45. Кризис и распад советского общества

Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР. Развитие кризиса Союза ССР. Обострение противоречий между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Оформление в Латвии и Эстонии народных фронтов, в Литве - организации «Саюдис», выступавших за выход этих республик из состава СССР. Очаги напряжённости в Узбекистане, Грузии, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье. Принятие союзными республиками деклараций о суверенитете. Попытка переворота и распад СССР. Создание СНГ.

Основные термины и понятия: путч, ГКЧП, СНГ.

Основные персоналии: М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин, Г.И. Янаев, В.А. Крючков, Д.Т. Язов, Б.К. Пуго, Л.М. Кравчук, С.С. Шушкевич.

Тема 46. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960—1980-е гг.

Развитие науки и техники. Роль книги в жизни советских людей. Развитие отечественной литературы. Театр и киноискусство. Эстрада. Размежевание в живописи и скульптуре на официальное искусство и альтернативные художественные направления. Достижения советского спорта.

Основные термины и понятия: деревенская проза, бардовская песня, московский концептуализм, соц-арт.

Основные персоналии: М.В. Келдыш, Л.В. Канторович, П.Л. Капица, В.Н. Челомей, С.Н. Федоров, Г.А. Илизаров.

В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин, В.А. Солоухин, В.М. Шукшин, ФЮ.В. Бондарев, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, К.М. Симонов, В.С. Пикуль, Ч.Т. Айтматов, братья А.Н.                    и   Б.Н.         Стругацкие,            А.И.     Солженицын, С.Ф.        Бондарчук,  И.А.   Пырьев,       Л.А.

Кулиджанов, С.И. Ростоцкий, А.Г. Герман, А.А. Тарковский, Г.Н. Данелия, Э.А. Рязанов, Л.И. Гайдай,                  И.К. Архипова, Г.П. Вишневская, В.А. Атлантов,  Г.С.        Уланова,     М.М.

Плисецкая, М.Э. Лиепа, Е.С. Максимова, В.В. Васильев, Л.Г. Зыкина, И.Д. Кобзон, М.М. Магомаев, А.Б. Пугачёва, Л.В. Лещенко, С.М. Ротару, В.С. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава, Т.Т. Салахов, Т.Н. Яблонская, Д.Е. Жилинский, В.А. Сидур, Э.И. Неизвестный, И.И. Кабаков, А.Д. Меламид, Л.А. Пахомова, А.Г. Горшков, И.К. Роднина, А.Г. Зайцев, В.А. Третьяк, А.Е. Карпов, Г.К. Каспаров.

Тема 47. Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития

Истоки и особенности «экономического чуда» Японии. Демократизация общественно­политической жизни страны. Политика в области образования, технологического развития, внешней торговли. Специфика трудовых отношений в японских корпорациях. Новые индустриальные страны: общее и особенное в опыте модернизации Южной Кореи, Сингапура, Тайваня. Второй эшелон новых индустриальных стран: Филиппины, Индонезия, Таиланд, Малайзия. Китай на пути реформ.

Основные термины и понятия: новые индустриальные страны.

Основные персоналии: Дэн Сяопин.

Тема 48. Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950 - 1980-е гг.

Особенности реформ и политики модернизации Индии: её достижения (отмена кастовой системы, создание индустриального сектора экономики, социальная политика, «зеленая революция») и проблемы (демографические, социальные, межкультурного взаимодействия). Внешняя политика Индии. Участие в Движении неприсоединения. Исламский мир: национально-патриотическая и традиционалистская модели развития. Арабо-израильские конфликты. Особенности социально-экономического развития Латинской Америки. Перонизм и демократия в Латинской Америке.

Основные персоналии: Дж. Неру, И. Ганди, Р. Ганди, Г.А. Насер, М. Каддафи, аятолла Хомейни, Ф. Кастро, Х. Перон, С. Альенде, А. Пиночет.

Тема 49. Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны»

СССР и США: итоги соперничества. Разрядка международной напряжённости. Причины срыва разрядки и обострение противоборства СССР и США в начале 1980-х гг. Новое политическое мышление и завершение «холодной войны».

Основные термины и понятия: разрядка, ОСВ-1, ОСВ-2, новое политическое мышление. Основные персоналии: Р. Рейган, М.С. Горбачёв

Раздел VI

РОССИЯ И МИР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ (13ч)

Тема 50. Транснационализация и глобализация мировой экономики и их последствия

Возникновение ТНК и ТНБ. Глобализация мировой экономики и ее последствия. Предприниматели и предпринимательская деятельность. Проблемы многонациональных государств и массовой миграции в эпоху глобализации.

Основные термины и понятия: транснациональные корпорации и банки, глобализация, венчурные предприятия, мультикультурализм, плюрализм, толерантность.

Тема 51. Интеграция развитых стран и её итоги

Этапы интеграции стран Западной Европы: хронологические рамки, страны и регионы, области сближения, итоги. Противоречия европейской интеграции. Тенденции интеграционных процессов в Европе. Интеграционные процессы в Северной Америке. Основные термины и понятия: интеграция, ГАТТ, ВТО, ЕОУС, ЕЭС, ЕС, НАФТА,

НАТО.

Тема 52. Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г.

Опыт «шоковой терапии». Либерализация цен. Снятие ограничения на частнопредпринимательскую деятельность, в том числе в сфере торговли. Проведение приватизации. Структурная перестройка экономики. Плюсы и минусы реформ. Политический кризис 1993 г.: сущность, причины, основные события и итоги. Новая Конституция России. Итоги парламентских выборов 1993 г.

Основные термины и понятия: приватизация, ваучер, импичмент, референдум.

Основные персоналии: Б.Н. Ельцин, Е.Т. Гайдар, А.Б. Чубайс, А.Н. Шохин, В.С. Черномырдин, Р.И. Хасбулатов, А.В. Руцкой, В.В. Жириновский, Г.А. Явлинский, Г.А. Зюганов.

Тема 53. Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг.

Обострение отношений между центром власти в Москве и субъектами Федерации. Подписание Федеративного договора 31 марта 1992 г. Начало конфликта в Чечне. Выборы 1995 и 1996 гг. Предприниматели как новая сила на политической арене страны. Финансово-промышленные группы (ФПГ). Возникновение медиа-холдингов. Углубление политического и социально-экономического кризиса.

Основные термины и понятия: дефолт.

Основные персоналии: Б.Н. Ельцин, В.С. Черномырдин, Д.М. Дудаев, С.В. Степашин, С.В. Кириенко, Е.М. Примаков, В.В. Путин.

Тема 54. Россия на рубеже веков: по пути стабилизации

Вторая чеченская война. Парламентские и президентские выборы 1999—2000 гг. Россия на пути реформ и стабилизации. Утверждение государственной символики России. Меры по укреплению вертикали власти. Усиление правовой базы реформ. Реорганизация силовых ведомств и реформа вооружённых сил. Активизация борьбы с коррупцией, криминалитетом, нелегальными операциями коммерческих структур. Завершение процесса мирного урегулирования в Чечне.Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг.

Основные термины и понятия: вертикаль власти, миграционные потоки, контртеррористическая операция, полномочный представитель президента.

Основные персоналии: В.В. Путин, Б.В. Грызлов, М.М. Касьянов, С.К. Шойгу, Ю.М. Лужков, А.А. Кадыров, Р.А. Кадыров, Б.Е. Немцов, Д.А. Медведев, М.Е. Фрадков, В.А. Зубков, С.М. Миронов.

Тема 55. Российская Федерация в начале XXI в.

Россия в 2004-2007 гг. Продолжение курса на упрочение вертикали власти. Создание общественной палаты. Национальные проекты «Здоровье», «Доступное и комфортное жильё - гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование». Создание Стабилизационного фонда. Выборы 2007—2008 гг. Россия в условиях глобального кризиса. Ориентиры модернизационной стратегии развития страны. Выборы 2011-2012 гг.

Основные термины и понятия: национальный проект, Стабилизационный фонд, глобальный кризис.

Основные персоналии: В.В. Путин, Д.А. Медведев.

Тема 56. Духовная жизнь России в современную эпоху

Влияние на духовную жизнь страны социальных и культурных перемен, происходивших в российском обществе в постсоветский период. Коммерциализация культуры и досуга и их последствия. Вестернизация молодёжной культуры. Рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию. Русская Православная Церковь в новой России. Театр, музыка, кино. Живопись, архитектура, скульптура. Государственная политика в области культуры.

Основные термины и понятия: массовая культура, субкультура, неотрадиционализм, новое искусство, инсталяция, биеннале.

Основные персоналии: патриарх Алексий II, Патриарх Кирилл, Д. Донцова, Б. Акунин, Е.И. Кисин, Д.Л. Мацуев, В.А. Гергиев, В.И. Федосеев, Ю.Х. Темирканов, Ю.А. Башмет, М.А. Плетнёв, А.Ю. Нетребко, У.В. Лопаткина, Д.В. Вишнева, Д.А. Хворостовский, Н.С. Михалков, А.Н. Сокуров, А.Г. Герман, Ф.С. Бондарчук, А.П. Звягинцев, П.С. Лунгин, З.К. Церетели, И.С. Глазунов, А.М. Шилов, В.М. Клыков, А.И. Рукавишников, О.К. Комов В. Пелевин, П.Н. Фоменко, Л.А. Додин, Ю.П. Любимов.

Тема 57. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе

Перестройка в СССР и подъем антикоммунистического движения в Восточной Европе в 1980-е гг. Общее и особенное в демократических революциях в странах Восточной Европы. Восточная Европа после социализма. Кризис в Югославии. Развитие Содружества Независимых Государств. Обострение отношений России и Украины в 2014 г. Вооружённые конфликты в СНГ. Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ. Цветные революции в странах СНГ и их последствия.

Основные термины и понятия: бархатные революции, суверенитет, цветные революции. Основные персоналии: В. Гавел, Л. Валенса, Н. Чаушеску, С. Милошевич, В. Коштуница, А.Г. Лукашенко, Л.Д. Кучма, В.А. Ющенко, В.Ф. Янукович, В.Н. Воронин, Н.А.

Назарбаев, М.Н. Саакашвили.

Тема 58. Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе развития

Демократизация государства и общества в странах Латинской Америки в 1980-1990-е гг. Интеграционные процессы в Латинской Америке. Китай на современном этапе развития. Российско-китайские отношения в начале XXI в. Создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Проблемы развития Японии на современном этапе. Индия: достижения и проблемы модернизации. Политическое и экономическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки. Исламский фундаментализм. Революции в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Страны Центральной и Южной Африки. Основные термины и понятия: МЕРКОСУР, Андское сообщество, Южноамериканский союз, ШОС, исламский фундаментализм, Африканский союз.

Основные персоналии: У. Чавес, Л. де Сильва, С. Ганди, М. Сингх, С. Хусейн, М.

Каддафи.

Тема 59. Россия и складывание новой системы международных отношений

Международное положение Российской Федерации после распада СССР. Продолжение процесса согласованного сокращения вооружений, развития партнерских отношений с НАТО. Поиск взаимопонимания между Россией и Западом. Россия и «Большая семёрка». Новые проблемы во взаимоотношениях Россия - Запад. Попытки политического давления на Россию со стороны Запада. Расширение НАТО на восток. 11 сентября 2001 г. и Россия. Крупные международные проекты с участием России. Обострение отношений России и США в 2008 г. Идея «перезагрузки» отношений США с Россией. Международные организации в современном мире. Проблемы нового миропорядка.

Основные термины и понятия: договоры по ПРО, СНП, ООН, ЭКОСОС, ЮНЕСКО,

МОТ, МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО, МВФ, ОБСЕ, Большая восьмерка, терроризм.

Основные персоналии: В.В. Путин, Д.А. Медведев, Дж. Буш-младший, Б. Обама, И.С. Иванов, С.В. Лавров.

Тема 60. Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине XX

в.

Теории общественного развития. Церковь и общество в XX - начале XXI вв. Экуменическое движение. СМИ и массовая культура. Искусство: от модернизма к постмодернизму. Контркультура и культура молодёжного бунта. Подъём национальных культур.

Основные термины и понятия: социология, политология, структурализм, экуменизм, СМИ, постмодернизм, абстракционизм, поп-арт, гиперреализм, «хеппенинг», инсталляция концептуализм, контркультура.

Основные персоналии: Й. Шумпетер, М. Фридман, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Э. Тоффлер, М. Дюверже, Дж. Сартори, Э. Фромм, К. Леви-Стросс, Ж. Деррида, Ж. Бодрияр, папа Иоанн Павел II, Дж. Полок, Э. Уорхол, Р. Коттингем, Ч. Клоуз, К. Пендерецкий, К. Штокхаузен, Й Бойс, Нам Чжун Пак, Дж. Кейдж, Дж. Сэлинджер, Р. Брэдбери, К. Воннегут, Л. Сенгор, Г. Брукс, Г.Г. Маркес, Н. Макфуз, Д. Валкотт, Оэ Кензабуро.

Тема 61. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления

Военная и террористическая угрозы. Деятельность международных организаций по предотвращению экологической катастрофы и сбережению природных ресурсов планеты. Система взаимодействия народов и государств в решении глобальных проблем.

Основные термины и понятия: глобальные угрозы, терроризм.

 

 

3. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• основные факты, процессы и явления, характеризующие целост­ность и системность отечественной и всемирной истории;

• периодизацию всемирной и отечественной истории;

• современные версии и трактовки важнейших проблем отечествен­ной и всемирной истории;

• историческую обусловленность современных общественных процессов;

• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиови­зуальный ряд);

• различать в исторической информации факты и мнения, истори­ческие описания и исторические объяснения;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формули­ровать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, исполь­зуя для аргументации исторические сведения;

• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для:

• определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

• соотнесения своих действий и поступков окружающих с историче­ски возникшими формами социального поведения;

• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

 

4.Тематическое планирование  с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п

Тема урока (номер пункта в учебнике)

Кол-во часов

1.

Вводный урок

1

Раздел I. Россия и мир в начале ХХ в. -11 ч.

2.

Научно-технический прогресс и новый этап индустриального развития

1

3.

Модернизация в странах Европы, США и Японии

1

4.

Россия на рубеже XIX - ХХ вв.

1

5.

Кризис империи: русско- японская война и революция 1905-1907 гг.

1

6.

Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.

1

7.

Третьеиюньская монархия

1

8.

Культура России в конце XIX — начале ХХ в.

1

9.

Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале ХХ в.

1

10.

Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки

1

11.

Первая мировая война

1

12.

Обобщающее повторение по теме «Россия и мир в начале ХХ в.

1

Раздел II. Россия и мир между двумя мировыми войны – 14 ч.

13.

Февральская революция в России 1917 г.

1

14.

Переход власти к партии большевиков

1

15.

Гражданская война и интервенция

1

16.

Завершение Гражданской войны и образование СССР

1

17.

От военного коммунизма к нэпу

1

18.

Культура страны Советов в 1917—1922 гг.

1

19.

Советская модернизация экономики и культурная революция

1

20.

Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР

1

21.

Культура и искусство СССР в межвоенные годы

1

22.

Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны

1

23.

Ослабление колониальных империй

1

24.

Международные отношения между двумя мировыми войнами

1

25.

Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в.

1

26.

Обобщающее повторение по теме «Россия и мир между двумя мировыми войнами»

1

Раздел III. Человечество во Второй мировой войне – 7 ч.

27.

От европейской к мировой войне

1

28.

Начальный период Великой Отечественной войны

1

29.

Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 г. на Восточном фронте

1

30.

Коренной перелом в Великой Отечественной войне

1

31.

Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны

1

32.

Причины, цена и значение великой Победы

1

33.

Обобщающее повторение по теме «Человечество во Второй мировой войны

1

Раздел IV. Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия -8 ч

34.

Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина

1

35.

 

 

Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг.

1

36.

Духовная жизнь в СССР в 1940- 1960-е гг.

1

37.

Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия

1

38.

Падение мировой колониальной системы

1

39.

«Холодная война» и международные конфликты 1940-1970-х гг.

1

40.

Расширение системы социализма: Восточная Европа и Китай

1

41.

Обобщающее повторение по теме «Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия»

1

Раздел V. Россия и мир в 1960 - 1990-е гг. -13 ч.

42.

Технологии новой эпохи

1

43.

Становление информационного общества

1

44.

Кризис «общества благосостояния»

1

45.

Неоконсервативная революция 1980-х гг.

 

 

 

1

46.

СССР: от реформ — к застою

1

47.

Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки

1

48

Развитие гласности и демократии в СССР

1

49

Кризис и распад советского общества

1

50

Наука, литература и искусство. Спорт. 1960— 1980-е гг. (§ 46)

1

51

Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития

1

52

Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950 - 1980-е гг.

1

53

Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны»

1

54

Обобщающее повторение по теме «Россия и мир в 1960 - 1990-е гг.»

1

Раздел VI. Россия и мир на современном этапе развития  -13 ч

55

Транснационализация и глобализация мировой экономики и их последствия

1

56

Интеграция развитых стран и её итоги

1

57

Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г.

1

58

Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг.

1

59

Россия на рубеже веков: по пути стабилизации

1

60

Российская Федерация в начале XXI в.

1

61

Обобщающее повторение по теме «Россия и мир в 1960 - 1990-е гг.»

1

62

Духовная жизнь России в современную эпоху

1

63

Страны Восточной и Юго­Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе

1

64

Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе развития

1

65

Россия и складывание новой системы международных отношений

1

66

Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине XX в.

1

67

Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления

1

68

Обобщающее повторение по курсу «История. Конец Х1Х - начало XXI в.»

1

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения

1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования  по истории (базовый уровень) (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004  №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»);

2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263);

3. Авторская программа  по истории  (базовый уровень)10-11 классы / авт.-сост. Л. А. Пашкина. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015

3. Загладин Н.В. , Ю.А.Петров. История. Конец 19 – начало 21 в.: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций (базовый уровень). - М.: «Русское слово – учебник»,2016

4. Методические рекомендации для учителя издательства «Русское слово».

5. Дидактические и раздаточные материалы по истории.

6. Исторические карты

7. Сборники контрольных и тестовых заданий.

8. Аудио- и видеозаписи.

9.  Компьютерные, информационно-коммуникативные средства.