Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Обществознание 11

Обществознание (включая экономику и право) 11 класс

1.Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету Обществознание (включая экономику и право) составлена в соответствии с  Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень)  (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г № 1089.), примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) (письмо Минобрнауки  РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), авторской программы  Боголюбов Л Н.,  Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание (базовый уровень).- М.: Просвещение, 2014.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей :

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми спосо бами и средствами защите правопорядка в обществе.

 

Задачи:

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

— работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

— участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

— формулирование полученных результатов;

— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание предмета на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

 

В соответствии с учебным планом рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) на базовом уровне

рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю ).

2.Содержание  учебного предмета

.

РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИКА (28 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ввп.  Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (14 ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

РАЗДЕЛ З. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (24 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Итоговое повторение-2

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения обществознания ученик должен: знать / понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, ме­сто и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важней­ших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, меха­низмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, законо­мерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, ус­танавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных яв­лений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и при­родной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; системати­зировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познава­тельных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различ­ными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной соци­альной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и граж­данской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

 

Планируемые результаты обучения:

- оценивать и прогнозировать тенденции развития общественных процессов и явлений;

- уметь грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым проблемам;

- уметь использовать имеющийся терминологический запас по предмету;

- строить метапредметные связи на основании изучаемого материала.

 

 

 

4.Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Глава 1. Человек и экономика.                28ч

1

Роль экономики в жизни общества.

1

2

Экономика: наука и хозяйство

1

3

Экономика: наука и хозяйство

1

4

Экономический рост и развитие

1

5

Экономический рост и развитие

1

6

Рыночные отношения в экономике

1

7

Рыночные отношения в экономике

1

8

Рыночные отношения в экономике

1

9

Фирмы в экономике

1

10

Фирмы в экономике

1

11

Правовые основы предпринимательской деятельности.

1

12

Правовые основы предпринимательской деятельности

1

13

Слагаемые успеха в бизнесе.  Правовые основы предпринимательской деятельности

1

14

Слагаемые успеха в бизнесе Правовые основы предпринимательской деятельности

1

15

Экономика и государство

1

16

Экономика и государство

1

17

Экономика и государство

1

18

Финансы в экономике

1

19

Финансы в экономике

1

20

Занятость и безработица

1

21

Занятость и безработица

1

22

Занятость и безработица

1

23

Мировая экономика

1

24

Мировая экономика

1

25

Экономическая культура

1

26

Человек в системе экономических отношений

1

27

Повторительно-обобщающий урок: «Человек в экономике»

1

28

Защита проектов

1

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы социально- политического развития общества   14 ч.

29

Свобода в деятельности человека

1

30

Свобода в деятельности человека

1

31

Общественное сознание

1

32

Общественное сознание

1

33

Политическое поведение

1

34

Политическое поведение

1

35

Политическая элита и политическое лидерство

1

36

Политическая элита и политическое лидерство

1

37

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

1

38

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

1

39

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации

1

40

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации

1

41

Повторительно-обобщающий урок: «Проблемы социально-политической и духовной жизни»

1

42

Защита проектов:«Духовная жизнь общества».

1

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений                          24 ч.

43

Современные подходы к пониманию права

1

44

Современные подходы к пониманию права

1

45

Гражданин Российской Федерации

1

46

Гражданин Российской Федерации

1

47

Экологическое право

1

48

Экологическое право

1

49

Гражданское право

1

50

Гражданское право

1

51

Семейное право

1

52

Семейное право

1

53

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

54

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

55

Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс

1

56

Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс

1

57

Процессуальное право: уголовный процесс

1

58

Процессуальное право: уголовный процесс

1

59

Процессуальное право: административная юридическая, конституционное судопроизводство

1

60

Процессуальное право: административная юридическая, конституционное судопроизводство

1

61

Международная защита прав человека

1

62

Повторительно-обобщающий урок: «Человек и закон»

1

63

Взгляд в будущее

1

64

Взгляд в будущее

1

65

Повторительно - обобщающий урок по

теме :Правовое регулирование общественных отношений

1

66

Повторительно - обобщающий урок по теме: Правовые нормы.

1

Итоговое повторение – 2 часа

67

Итоговое повторение

1

68

Итоговое повторение

1

 

  1. 5. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Федеральный  компонент государственного образовательного стандарта среднего(полного)общего образования на базовом уровне (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г № 1089. )

2. Примерная  программа среднего (полного) общего образования по обществознанию

( базовый уровень) ( письмо Минобрнауки  РФ от 07.07.2005г. № 03-1263)

3. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванов. Обществознание.10-11 класс. Базовый уровень (Сборник   программ общеобразовательный учреждений..Обществознание.6-11. М. Просвещение, 2014)

4. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов. - М.: «Просвещение», 2014.

«Просвещение», 2014.

5. Гражданский кодекс РФ

6. Семейный кодекс РФ

7. Трудовой кодекс РФ

8. Конституция РФ

9.Закон «О защите прав потребителей»

10.Закон «О гражданстве в РФ»

11. Конвенция о правах ребёнка

12.Закон «Об образовании»

13. ЦОР «Обществознание 10-11» . электронный курс, издательство «Просвещение»