Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Обществознание 10
  1. 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету Обществознание (включая экономику и право) составлена в соответствии с  Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень)  (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г № 1089.), примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) (письмо Минобрнауки  РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), авторской программы  Боголюбов Л Н.,  Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание (базовый уровень). - М.: Просвещение, 2014.

 

Цели учебного предмета:

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей :

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми спосо бами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи:

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

— работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

— участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

— формулирование полученных результатов;

— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание учебного предмета на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) (10 класс) рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

2.Содержание учебного предмета

Введение 1 ч

Тема 1 «Человек в обществе» (20 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и дея­тельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализа­ция. Социальное поведение. Единство свободы и ответственно­сти личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рацио­нальное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многооб­разие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Тема 2 «Общество как мир культуры» (16 ч.)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Фор­мы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основ­ные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 3 «Правовое регулирование общественных отношений» (32 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической от­ветственности. Система судебной защиты прав человека. Разви­тие права в современной России.  Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семей­ного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Итоговое повторение (4 ч.)

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противо­речия.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик должен: знать / понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, ме­сто и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важней­ших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, меха­низмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, законо­мерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, ус­танавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных яв­лений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и при­родной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; системати­зировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познава­тельных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различ­ными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной соци­альной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и граж­данской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обя­занностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением

 

4. Тематическое планирование  с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Введение (1 ч)

1

Введение

1

Тема 1. Человек в обществе (19 ч)

2

Что такое общество

1

3

Что такое общество

1

4

Общество как сложная система

1

5

Общество как сложная система

1

6

Динамика общественного развития

1

7

Динамика общественного развития

1

8

Социальная сущность человека

1

9

Социальная сущность человека

1

10

Деятельность – способ существования людей

1

11

Деятельность – способ существования людей

1

12

Познавательная и коммуникативная деятельность

1

13

Познавательная и коммуникативная деятельность

1

14

Свобода и необходимость в деятельности человека

1

15

Свобода и необходимость в деятельности человека

1

16

Современное общество

1

17

Современное общество

1

18

Глобальная угроза международного терроризма

1

19

Глобальная угроза международного терроризма

1

20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе»

1

Тема 2. Общество как мир культуры (15 ч)

21

Духовная культура общества

1

22

Духовная культура общества

1

23

Духовный мир личности

1

24

Духовный мир личности

1

25

Мораль

1

26

Мораль

1

27

Наука и образование

1

28

Наука и образование

1

29

Религия и религиозные организации

1

30

Религия и религиозные организации

1

31

Искусство

1

32

Искусство

1

33

Массовая культура

1

34

Массовая культура

1

35

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество как мир культуры»

1

Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений (31 ч)

36

Современные подходы  к пониманию права

1

37

Современные подходы  к пониманию права

1

38

Право в системе социальных норм

1

39

Право в системе социальных норм

1

40

Источники права

1

41

Источники права

1

42

Правоотношения и правонарушения

1

43

Правоотношения и правонарушения

1

44

Предпосылки правомерного поведения

1

45

Предпосылки правомерного поведения

1

46

Гражданин Российской Федерации

1

47

Гражданин Российской Федерации

1

48

Гражданское право

1

49

Гражданское право

1

50

Гражданское право

1

51

Семейное право

1

52

Семейное право

1

53

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

54

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

55

Экологическое право

1

56

Экологическое право

1

57

Процессуальные отрасли права

1

58

Процессуальные отрасли права

1

59

Процессуальные отрасли права

1

60

Конституционное судопроизводство

1

61

Конституционное судопроизводство

1

62

Международная защита прав человека

1

63

Международная защита прав человека

1

64

Правовые основы антитеррористической политики Российского государство

1

65

Правовые основы антитеррористической политики Российского государство

1

66

Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

1

Итоговое повторение (4 ч)

67

Итоговое повторение

1

68

Итоговое повторение

1

69

Итоговое повторение

1

70

Итоговое повторение

1

5. Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г №1089. )
  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) ( письмо Минобрнауки  РФ от 07.07.2005г. № 03-1263)
  3. Боголюбов. Л.Н, Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф и др. Обществознание. Базовый уровень.10-11 классы. (Сборник   программ общеобразовательных учреждений. 6-11 классы, М. :Просвещение, 2014.
  4. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов. - М.: «Просвещение», 2014.
  5. Конституция РФ
  6. Гражданский кодекс РФ
  7. Семейный кодекс РФ
  8. Трудовой кодекс РФ