Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Литература 11

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования  по  литературе на базовом уровне (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004  №1089), с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263), авторской программы по литературе для 10-11 классов общеобразовательных школ  под редакцией С.А. Зинина, В.А. Чалмаева.

Задачи: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Цели:

-          воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире на примере лучших образцов русской литературы XX в.;

-          освоение  художественных произведений конца XIX в.- нач. XX в., XX века

-          в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-          формирование общего представления об историко-литературном процессе конца XIX в.- нач. XX в., XX века ;

-          совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко- литературной обусловленности;

-          совершенствование умений написания сочинений различных типов;

-          развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, проблемы текста, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, устной и письменной речи учащихся;

-          обогащение духовно - нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования не­обходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений чита­тельской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целост­ное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания худо­жественных произведений и теоретико-литературных понятий: осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; анализ и интерпретация произведения; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Фи­лология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действи­тельности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Изучение курса литературы в XI классе является определённым этапом  подготовки личности к зрелой жизни, способной к созидательной деятельности в современном мире на примере лучших образцов русской литературы. В XI классе происходит обогащение усвоенных в X классе понятий,  введение новейшей литературоведческой терминологии, необходимой для работы с художественными текстами с ориентацией на подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе. В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен так же, как и X класс,  на историко - литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Структура  рабочего плана    в XI классе отражает принцип  поступательности в развитии литературы, в частности преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий. Обзорные  и монографические темы построены по принципу оптимального соотношения.  В обзорные темы включены произведения, которые выделены для ознакомительного текстуального анализа в рамках обзора (например, роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»). Монографические разделы содержат как обязательный «активный» перечень произведений, рассматриваемый текстуально, так и «пассивный»  список для самостоятельного чтения.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с  учебным планом школы на изучение литературы в 11 классе   отводится  102 часа в год, из расчета 3 учебных часа в неделю, 34 учебных недель. В рабочей программе выделены часы на развитие речи.

 

2.  Содержание учебного предмета.

Введение

Сложность и самобытность русской литературы XX века отражение в ней драматических коллизий отечественно и истории. Единство и целостность гуманистических традиции русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (раз деление на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развитии классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших свое время.

Русская  литература  начала  XX  века

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего ду­ховного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Ре­алистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков. Писатели-реалисты начала  XX  века

И.А. Бунин

Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору.

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

М. Горький

Рассказ «Старуха Изергиль» и др. по выбору

Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России.

Повесть   «Фома Гордеев».

Протест героя-одиночки против «бескрылого существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового ре­ализма ».

Пьеса  «На дне».

Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна» Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.

А.И. Куприн

Повести: «Олеся», «Поединок».

Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся». Любовная драма героини, ее духовное   превосходство над  «образованным» рассказчиком. Мастер.   -Куприна в изображении природы. Этнографический колорит повести.

Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и  Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.

Рассказ  «Гранатовый браслет».

Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Л.Н. Андреев.Повести: «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».

«Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художественной детали.

У литературной  карты  России

Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского по выбору. Объединение малой и большой родины в творческой биографии писателей («сибирская» проза В.Я. Шишкова, мастерство «слушания земли» в произведениях А.П. Чапыгина и С.Н. Сергеева-Ценского).

«Серебряный век» русской поэзии

Истоки, сущность и хронологические границы «русского литературного ренессанса». Художественные открытия поэтов нового времени»: поиски новых форм, способов лирического выражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала века (символизм, акмеизм, футуризм). Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. ее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В.Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А.Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.)

В.Я. Брюсов

Стихотворения: «Юному поэту», «Грядущие гунны» и др. по выбору. В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Отражение в творчестве  художника   «разрушительной  свободы революции.

К.Д. Бальмонт

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Сонеты солнца* и по выбору. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой» стихотворений К.Д. Бальмонта.

А.А. Блок

Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане»,   «Вхожу я в темные храмы...»,   «Незнакомка»,   «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «(О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупрежу' об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения

Поэма «Двенадцать».

Образ «мирового пожара в крови» как отражение музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа, христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».

Преодолевшие  символизм

Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы, манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-футуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов в  образно-стилистическое  богатство  русской  поэзии 20 века. Взаимовлияние символизма и реализма.

Ф. Анненский

Стихотворения: «Среди миров»,  «Стара шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина

лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности»в поэзии И.Ф. Анненского.

Н.С. Гумилев

Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.

А.А. Ахматова

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.

Психологическая  глубина  и  яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте  художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос в стихотворений военного времени.

Поэма «Реквием».

Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника и финале поэмы.

М.И. Цветаева

Стихотворения:   «Попытка ревности»,   «Моим стихам, написанным так рано...»,   «Кто создан из камня, кто создан из глины...»,   «Мне нравится, что Вы больны не мной...»,«Молитва», «Тоска по родине! Давно», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог»,  «Стихи к Блоку»      («Имя твое птица в руке...») и др. по выбору.

Уникальность поэтического голоса М.Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача; максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, <<Собирание>> России в произведениях разных лет. Поэт и Мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.

«Короли  смеха» из журнала  «Сатирикон»

Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного; дон Аминадо. Темы мотивы сатирической новеллистки А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спин у революции»). Мастерство Писателя в выборе  приемов комического.

У литературной карты  России

Обзор    творчества    М.М. Пришвина, М.А. Волошина, В.К. Арсеньева   - по выбору учителя е и учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина. Этнографическая Пр0за В. Арсеньева.

Октябрьская  революция и  литературный  процесс    20-х  годов

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего" времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.) Литературные группировки, возникшие после Октябри 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», АЕФ, конструктивизм имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Возникновение «гнезд рассеяния » эмигрантской части «расколотой лиры» (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).

Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д. Фурманова,  «Разгром» А.Фадеева, «Конармия» И. Бабеля, «Донские рассказы» М.Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.).

Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы». Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

В.В. Маяковский

Стихотворения:  «А вы могли бы?..»,   «Ночь»,   «Нате!», «Послушайте!»,   «Скрипка и немножко нервно...»,  «О дря­ни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о по­эзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.

Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэ­зии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в обла­сти художественной формы.

Поэмы: «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной

темы с социально-философской проблематикой эпохи, любленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-Гражданина.

С.А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бро­дить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу Божью...», «Над темной прядью перелесиц... », «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.

Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое про­тивостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Поэмы:   «Пугачев», «Анна Снегина».

Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина.

Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, иде­ализма и страха, возвышения человека труда и бюрократиза­ции власти.

Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символиче­ский образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.

Литература на стройке: произведения 30-х годов о лю­дях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Ги­дроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).

Драматургия: «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Таня» А. Арбузова.

Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уни­кальность и полемическая заостренность образа Павла Корча­гина в романе «Как закалялась сталь».

Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая

целина». Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.

Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Чернинской, Г. Адамовича и др.

О.Э. Мандельштам

Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой...», «На розвальнях, уложенных соломой...», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков... » и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Исто­рическая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.

А.Н. Толстой

Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и про­тивников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции авто­ра. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.

М.А. Шолохов

Роман-эпопея «Тихий Дон».

Историческая широта и масштабность шолоховского эпо­са. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.

М.А. Булгаков

Романы: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору.

Многослойность исторического пространства в «Белой гвар­дии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа

«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание "ершалаимских" глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрыв­ность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Б.Л. Пастернак

Стихотворения: «Февраль. Достать Чернил и плакать», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти_ » «Быть знаменитым некрасиво...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пас­тернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимо­творчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противо­стояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака

Роман   «Доктор Живаго».

Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интел­лигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.

А.П. Платонов

Рассказы:   «Возвращение»,   «Июльская гроза»,  пот «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору.

Оригинальность,   самобытность  художественного    мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего    счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль   «ключом   « слов-понятий в художественной системе писателя.

В.В. Набоков

Роман «Машенька».

Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки". Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона госпожи Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описания «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.

Литература  периода Великой  Отечественной  войны

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, В. Гроссман и др.). Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, Фатьянова, К. Симонова. «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.

Жанр поэмы в литературной летописи войны, («Зоя» Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в  «Книге про бойца».

Проза о войне.   «Дни и ночи» К. Симонова,   «Звезда» Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Судьба человека» М. Шолохова и др.

А.Т. Твардовский

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини...» и др. по выбору.

Доверительность и теплота лирической интонации Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной тио «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.

Поэма   «По праву памяти ».

«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.

Н.А. Заболоцкий

Стихотворения:   «Гроза идет»,   «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору.

Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущ­ности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и об­разное своеобразие лирики Заболоцкого.

Литературный  процесс  50 — 80-х  годов

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы X века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С.Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес» и др.).

«Оттепель» 1953—1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей пи­сателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендря­кова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.

Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая » ли­рика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.

«Окопный реализм » писателей-фронтовиков 60—70-х годов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.

«Деревенская проза» 50—80-х годов. Произведения С. За­лыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, Ф. Абрамова, В. Белова и др. Повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В. Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.

Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произве­дениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.

Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

В.М. Шукшин

Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».

Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.

Н.М. Рубцов

Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать и< холмам задремавшей отчизны...», «В горнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворенная красота природы в лирике.

Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.

В.П. Астафьев

Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» и др.

Натурфилософия В. Астафьева. Человек и природа: един­ство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реа­лизм позднего творчестве Астафьева. Синтетическая жанро­вая природа крупных произведений писателя.

В. Распутин

Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», Живи и помни», рассказ «Не могу-у...».

Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса. Философ-кое осмысление социальных проблем современности. Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Распутина.

А.И. Солженицын

Повесть  «Один день Ивана Денисовича ».

Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь »(А.Твардовский). Яркость и точность автор­ского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в харак­тере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.

Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матре­ны. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.

У литературной карты России

Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова. Художественное звучание «негромкого» военного эпоса Е. Носова. Традиции русской гражданской поэзии в лирике В. Федорова. Восхождение к духовным ценностям России в творчестве В. Солоухина.

Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и эли­тарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).

Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носо­ва, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова, В. Астафьева, В. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др.

Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («дру­гая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).

Поэма в прозе «Москва—Петушки» В. Ерофеева как вос­создание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пеле­вина, ее «игровой» характер.

Ироническая поэзия 80—90-х годов. И. Губерман, Д. При­шв, Т. Кибиров и др.

Поэзия и судьба И. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста...». Воссозда­ние «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотноше­ние опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

должны знать/ понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути писателей,  изучаемых в XI классе

- изученные теоретико-литературные понятия;

должны уметь:

- строить устные и письменные высказывания в различных формах, используя грамотный русский литературный язык;

- проводить литературоведческий  анализ текста художественного стиля речи с привлечение литературоведческой терминологии и необходимых сведений из истории литературы;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

- выразительно читать произведения, в т.ч. наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказов.

 

4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема урока, содержание

Кол-во час.

Введение. История ХХ в. Судьба искусства. Русская литература Х1Х-ХХ века.

1

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе ХХ века.

1

И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь писателя. Живописность, философская и психологическая насыщенность лирики.

1

Поэтика «остывших усадеб» в прозе Бунина («Антоновские яблоки»).

1

Тема любви в рассказах И.А.Бунина.

1

Образ «закатной» цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско».

1

А.И.Куприн. Проза А.И.Куприна. Художественный мир Куприна. «Гранатовый браслет».

1

Красота «природного» человека в повести «Олеся».

1

Любовная драма героини, ее духовное   превосходство над  «образованным» рассказчиком в повести «Олеся».

1

10.

Р/Р Классное сочинение по прозе А.И.Куприна и И.А.Бунина

1

11.

М.Горький Судьба и творческий путь писателя.

1

12.

Романтические рассказы-легенды в раннем творчестве М.Горького. («Старуха Изергиль», «Макар Чудра»)

1

13.

Тема «дна» и образы его обитателей в драме «На дне».

1

14.

Спор о правде и мечте в драме «На дне».

1

15.

Нравственно-философские мотивы пьесы.

1

16.

Р/Р Письменный ответ на проблемный вопрос по пьесе «На дне» М.Горького.

1

17.

Проза Л.Н.Андреева. Проблематика рассказа «Иуда Искариот».

1

18.

«Серебряный век» русской поэзии. Поэзия русского модернизма и традиции 19в.

1

19.

Символизм и русские поэты-символисты. Образ-символ. Символизм в музыке, живописи, поэзии.

1

20.

В.Я.Брюсов-«идеолог» русского символизма.

1

21.

А.Белый. Тема Родины. Музыкальность стиха.

1

22.

К.Д.Бальмонт. Поэзия солнечности и «моцартиантства».

1

23.

Р/Р Письменный анализ стихотворения.

1

24.

И.Ф.Анненский. Своеобразие поэзии.

1

25.

А.А. Блок Жизненные и творческие искания А.А.Блока.

1

26.

Циклы стихотворений. «Стихи о Прекрасной Даме»

1

27.

Россия и её судьба в лирике Блока

1

28.

Тема «страшного мира» в лирике Блока. Столкновение идеальных верований художника с этим миром.

1

29.

Старый и новый мир в поэме Блока «Двенадцать». Символика, проблемность финала.

1

30.

Р/Р Сочинение  по творчеству А.А.Блока.

1

31.

Преодолевшие символизм. Новые направления в русской поэзии. Акмеизм. Истоки русского акмеизма. Неоромантизм.

1

32.

Н.С.Гумилёв. Поэзия и судьба. Лирический герой поэзии.

1

33.

Лирический герой поэзии  Н.С.Гумилева.

1

34.

А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Исповедальность лирического произведения.

1

35.

Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории.

1

36.

Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории.

1

37.

А.А.Ахматова «Реквием». Тема личной и исторической памяти.

1

38.

Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике  А. Ахматовой.

1

39.

Р/Р.  Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.А.Ахматовой.

1

40.

М.И.Цветаева. Судьба и стихи. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

1

41.

Тема дома-России в поэзии М.И.Цветаевой. Исповедальность, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики.

1

42.

М.И.Цветаева. Поэт и Мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.

1

43.

А.Аверченко и  «короли смеха» из группы «Сатирикона».

1

44.

Развитие отечественной сатиры.

1

45.

М.М.Пришвин Идея жизнетворчества.

1

46.

Октябрьская революция и литературные направления и группировки процесса 20-х г.

1

47.

О.Мандельштам.  Трагизм поэтического мышления.

1

48.

Жанр антиутопии в прозе 20-х г. Роман Е.Замятина «Мы» А.Платонова «Чевенгур».

1

49.

Футуризм.  Манифесты футуризма, их пафос.И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества. Эгофутуризм. В. Хлебников. Творчество поэта и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов.

1

50.

В.В.Маяковский. Творческая биография В.В.Маяковского.

1

51.

Тема поэта и толпы в ранней лирике поэта. Тема художника и революции.

1

52.

Бунтарский пафос «Облака в штанах». Соединение любовной

темы с социально-философской проблематикой эпохи, влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»).

1

53.

Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях В.В.Маяковского.

1

54.

«Как живой с живыми…»(В.В.Маяковский о назначении поэта).

1

55.

Р/Р Сочинение по творчеству В.В.Маяковского

1

56.

С.А.Есенин Поэзия и судьба С.А.Есенина

1

57.

Природа родного края и образ Руси в лирике С.А.Есенина.

1

58.

Любовная тема в поэзии Есенина.

1

59.

Тема революции в поэзии С.А.Есенина Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Имажинизм. Нравственно-философское звучание поэмы «Анна Снегина».

1

60.

Р/Р  Развёрнутый ответ на вопрос (в форме ЕГЭ по литературе )  по творчеству С.А.Есенина

1

61.

Литературный процесс 30-х -40-х годов. Произведения отечественной прозы 30-х годов. Лирика 30-х годов.

1

62.

Историческая проза А.Н.Толстого «Петровская» тема в творчестве А.Н.Толстого.  Личность царя-реформатора в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».

1

63.

М.А.Шолохов.  Жизненный и творческий путь писателя.

1

64.

«Тихий Дон». Картины жизни донского казачества.

1

65.

Идея дом и святости семейного очага в романе «Тихий Дон».

1

66.

«Чудовищная нелепица войны»

1

67.

События революции и Гражданской войны в романе « Тихий Дон».

1

68.

Судьба Григория Мелехова.

1

69.

Р/Р.  Сочинение по роману « Тихий Дон».М.А.Шолохова.

1

70.

М.А.Булгаков. Судьба и книги М.А.Булгакова

1

71.

«Мастер и Маргарита ». История создания, идея, построение романа. Эпоха 30-х годов .

1

72.

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.

1

73.

Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита ».

1

74.

Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита».

1

75.

Р/Р  Подготовка к сочинению по творчеству М.А.Булгакова.

1

76.

Б.Л.Пастернак Жизненный и творческий путь Б.Л.Пастернака

Философские мотивы лирики Б.Л.Пастернака

1

77.

Единство человеческой души и стихии мира в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

1

78.

Единство человеческой души и стихии мира в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

1

79.

А.П.Платонов. Самобытность художественного мира.

1

80.

А.П.Платонов. Проблема поиска истины в повести «Котлован ». Герой-мечтатель.

1

81.

В.Набоков. Жизненный и творческий путь

1

82.

Литература периода Великой Отечественной войны. Лирика военных лет

1

83.

Проза и публицистика военных лет.

1

84.

А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь.

1

85.

Творчество А.Т.Твардовского.

1

86.

Поздняя лирика  А.Т.Твардовского.

1

87.

Литературный процесс 50-х-80-х годов

1

88.

Поэзия Н.А.Заболоцкого. Единство природы и человека.

1

89.

Р/Р  Развёрнутый ответ на вопрос по творчеству А.Т.Твардовского (в форме ЕГЭ по литературе)

1

90.

Герои и проблематика «военной прозы ».

1

91.

А.И.Солженицын. Этапы творческого пути.

1

92.

Тема народного праведничества в рассказе «Матрёнин двор»

1

93.

А.И.Солженицын. Повесть  «Один день Ивана Денисовича »

1

94.

Р/Р  Развёрнутый ответ на вопрос по рассказу «Матрёнин двор» А.И.Солженицына (в форме ЕГЭ по литературе)

1

95.

В.М.Шукшин. Яркость и многоплановость творчества В.М. Шукшина. Тип героя «чудика » в рассказах В.М. Шукшина.

1

96.

Авторская песня 70-х-80-х годов.

1

97.

Творчество В.Распутина Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни»

1

98.

Творчество В.П. Астафьева Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» и др.

1

99.

Новейшая русская проза и поэзия последних лет.

1

Резервный урок

1

Резервный урок

1

Резервный урок

1

5.Учебно-методическое обеспечение.

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник по литературе         для общеобразовательных учреждений для 11 класса: в 2-х ч.,М. "Русское слово-учебник",2013г.

2. Учебные пособия:  Сергей Зинин/ЕГЭ-13. Литература. Самое полное издание

типовых вариантов заданий. –М. "Издательство Астрель"-2012 г.;

3 Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русская литература XIX-XX вв. Программы курсов. М. "Русское слово-учебник",2012 г.

4Зинин С.А.Методические рекомендации по использованию учебников 10-11 классов при изучении предметов на базовом и профильном уровнях. М. "Русское слово-учебник",2005г.

5Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 11 класс. Тематическое планирование к учебнику В.А. Чалмаева, С.А. Зинина «Литература. 11 класс». -М.: Русское слово,2010

6.Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература 11 класс Хрестоматия в 2 ч. М. "Русское слово-учебник",2005г.