Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Русский 11

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования  по  русскому языку на базовом уровне (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004  №1089), с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263), авторской программы по  русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы – составители: А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова)

Задачи:

-          углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающей системе;

-          овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;

-          освоение коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций.

Цели:

-          Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

-          Развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; языке как многофункциональной развивающей системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме и её функции; функционально-стилистической системе русского языка;

-          Овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления с точки зрения нормативности, сферы общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

-          Применение полученных знаний, умений в практике речевого общения и письма, в том числе во время проведения единого государственного экзамена.

Общая характеристика учебного предмета.

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих  умений и навыков,   а как процесс  речевого, речемыслительного, духовного   развития  школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что  на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности.  Предлагаемая рабочая программа  обеспечивает в процессе изучения русского языка  формирование и  совершенствование  общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих  развитие речемыслительных способностей. Например, коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия  для развития  общекультурного уровня  старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Важной особенностью предлагаемой   программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как о  науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей  программы положены актуальные в настоящее время  идеи личностно - ориентированного и деятельного подходов  к обучению  русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению  функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

В соответствии с вышеуказанными подходами  содержание представленной программы направлено на реализацию единства  основ лингвистики и   формирования коммуникативных умений, что  предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и применение  элементов современной теории речевого общения  в разнообразных сферах.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  Предлагаемая рабочая программа  предусматривает расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями;  это  связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и  окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст , овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и  дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста,  а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

В 11 классе программа состоит из двух разделов: в первом разделе содержится материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний  в области синтаксиса и  пунктуации простого  и сложного предложения, во втором- изучается текст и его строение.  Лингворечевая деятельность учащихся организуется на материале как изучаемых произведений художественной литературы, так и текстов научного и публицистического стилей по четырём направлениям: а) чтение, работа с готовым текстом; б) работа с языковыми и художественными средствами; в) литературное творчество учащихся, конструирование текстов; г) публичная речь.

Главными  являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется художественному, научному и публицистическому стилям. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение стилями речи, а также их основополагающими элементами, некоторыми жанрами. Особое внимание уделяется языку  используемых текстов, т.е. словесному материалу, тропам, стилистическим фигурам, и применению полученных знаний, умений в практике речевого общения и письма, в том числе во время проведения единого государственного экзамена.

Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-практикум

Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-различные виды разбора( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Преобладающие виды работы:

- анализ текста и его переработка;

- составление собственного авторского текста;

- рецензированиие и саморецензирование текста;

- изложение на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе текстов с лингвистическим и литературоведческим содержанием;

- сочинения-рассуждения на заданную тему.

Место в учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы в 11 классе на изучение русского языка отводится 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недели.

 

2.Содержание учебного предмета

Введение. (1час)
Синтаксические единицы. Знаки препинания и их назначение. Интонация и пунктуация. Синтаксис простого предложения. (15часов)

Виды простых предложений. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Повторить условия постановки тире в простом предложении. Отличие двусоставных и односоставных предложений.

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова. Употребление двоеточия и тире. Согласование в  предложениях с однородными членами. Однородные и неоднородные определения.  Запятая при однородных определениях.

Обособленные и уточняющие  члены предложения. Условия обособления членов предложения.  Обособленные определения. Обособление одиночных и распространённых согласованных определений.  Обособление согласованных и  несогласованных приложений. Дефис при приложении. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами  несмотря на, благодаря, согласно, вопреки и др.  Обособление дополнений с предлогами кроме, помимо, наряду с, вместо, за исключением, сверх. Обособление уточняющих членов предложения. Пояснительные и присоединительные члены предложения.

Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Роль обращения в предложении. Способы выражения обращения. Знаки препинания при обращении. Междометия и слова-предложения  Да и Нет. Повторение понятий «вводные слова», «группы вводных слов». Отличие вводных слов и членов предложения. Знаки препинания при вводных словах.  Повторение понятия «вводное предложение». Знаки препинания при вводных предложениях: скобки, тире, запятая.

Публицистический стиль (6ч.)

Художественный стиль (3ч.)

Пробный экзамен ЕГЭ (2ч)

Синтаксис сложного предложения. (8 часов)

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Повторение видов сложных предложений. Сопоставление сложных и простых предложений. Пунктуация перед союзом и. Повторение  видов сложносочинённых предложений. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Сложноподчиненное предложение Повторение видов  сложноподчинённых предложений. Структура сложноподчинённого предложения. Значения придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Повторение  способов подчинения: однородное подчинение, параллельное подчинение, последовательное подчинение. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными

Бессоюзное сложное предложение Типы сложных бессоюзных предложений. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении: запятая, двоеточие, тире.

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Синонимика сложных предложений. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. Запятая между сочинительным и подчинительным союзами.

Синтаксические конструкции с союзом как. Условия постановки запятой при обороте с союзом как (будто, словно).

Решение тестов.(1 час

 

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

¾                связь языка и истории, культуры русского и других народов;

¾                смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

¾                основные  единицы и уровни языка, их признаки;

¾                орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

¾                нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения.

Учащиеся должны уметь:

¾                осуществлять речевой контроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;

¾                анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;

¾                проводить лингвистический анализ текста различных функциональных стилей и разновидностей языка;

¾                извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;

¾                создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

¾                применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;

¾                соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка.

 

4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов


Синтаксис и пунктуация простого предложения. Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. Подлежащее.

1


Сказуемое.

1


Тире между подлежащим и сказуемым.

1


Срезовый контрольный  диктант на начало года.

1


Р/р Подготовка к итоговому сочинению. Анализ диктантов

1


Однородные члены предложения и пунктуация при них.

1


Однородные и неоднородные определения. Порядок слов в предложении.

1


Обособленные определения.

1


Приложение и их обособление.

1


Обособленные обстоятельства.

1


Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.

1


Срезовая  тестовая работа в форме ЕГЭ

1


Р/р. Требования к итоговому сочинению. Синонимика простых предложений с обособленными определениями. Грамматические и синтаксические нормы.

1


Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий. Управление при словах, близких по значению.

1


Контрольный срезовый диктант за 1полугодие.

1


Публицистический стиль. Особенности публицистического стиля.

1


Средства выразительности, используемые в публицистическом стиле. Устное выступление.

1


Р/Р Контрольное изложение.

1


Жанры публицистического стиля.

1


Основные языковые средства.

1


Художественный стиль. Общая характеристика художественного стиля.

1


Р/Р Работа над сочинением — рассуждением (зад.ЕГЭ №26)

1


Виды  тропов и стилистических фигур.

1


Сложные предложения. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

1


Р/Р Изложение по тексту художественного стиля с элементами сочинения.

1


Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным. Анализ ошибок.

1

27.

Пробный экзамен в форме ЕГЭ.

1


Р/Р Сочинение — рассуждение(в форме ЕГЭ).

1


Знаки препинания в сложносочиненных предложениях с несколькими  придаточными. Анализ ошибок.

1


Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

1

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

1

32.

Срезовый контрольный  диктант на конец года.

1

33.

Повторение.

1

34.

Решение тестов.

1

 

 

5.Перечень учебно-методического обеспечения

1. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский языки литература10-11 классов . Учебник для общеобразовательных учреждений. , М., "Просвещение", 2014 г..

2. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык. 10-11 классы., М., "Просвещение", 2012 г.

3.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

4.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.

5.И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2015г.

6.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ- 2020. 25 вариантов. Ростов-на-Дону: «Легион», 2019г.