Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
ОБЖ 10-11

Рабочая программа

учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413), с учетом примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) (Примерная образовательная программа среднего общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з); программы под ред. А.Т. Смирнова «Программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности». Комплексная программа.  5-11 класс, М.: Просвещение, 2011г.

На изучение учебного предмета отводится 69 часов. В 10 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год, 35 учебных недель; в 11 классе отводится 34 часа, из расчета 1 час в  неделю, 34 учебные недели.

 

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

-         сформированность целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной безопасности (национальной обороне, государственной и общественной безопасности);

-         выбор направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом индивидуальных возможностей и потребностей;

-         сформированность современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

-         осознание терроризма и экстремизма как социальных явлений, представляющих серьезную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности;

-         сформированность нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской идеологии;

-         сформированность потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни;

-         выработка устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;

-         осознание значения семьи для жизни современного общества и благоприятной демографической ситуации в стране;

-         сформированность убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработки умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях;

-         морально-психологическая и физическая подготовленность к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях;

-         воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам;

-         воспитание потребности в правовой подготовке и освоение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан;

-         уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области гражданской обороны.

Метапредметные результаты:

-         умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России;

-         умение характеризовать основные направления перехода Российской Федерации к новой государственной политике в области национальной безопасности;

-         поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения для минимизации последствий различных чрезвычайных ситуаций;

-         умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьезную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России;

×         умение логически обоснованно доказывать следующие положения: террористическая деятельность бесцельна;

×         любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания;

×         наказание за любую террористическую деятельность наступает неизбежно;

-         умение обосновывать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия;

-         умение подбирать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека, а также умение отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников;

-         умение характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе и логично обосновывать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве;

-         умение логично обосновывать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях;

-         умение осмысливать и понимать основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения

глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в целях осуществления стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны;

-         умение характеризовать роль и место Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны;

-         умение доступно излагать содержание основ законодательства Российской Федерации об обороне государства, воинской обязанности и военной службе граждан Российской Федерации;

-         умение обосновывать необходимость обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Предметные результаты:

В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования

Выпускник на базовом уровне научится:

Основы комплексной безопасности

–         Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;

–         использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;

–         оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;

–         объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;

–         действовать согласно указанию на дорожных знаках;

–         пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;

–         прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

–         составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);

–         комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;

–         использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;

–         оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;

–         распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;

–         описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;

–         определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;

–         опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;

–         опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;

–         пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;

–         прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;

–         составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;

–         распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;

–         соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;

–         использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;

–         пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;

–         прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;

–         применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;

–         распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;

–         использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;

–         пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;

–         прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;

–         составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

–         Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;

–         использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;

–         раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

–         приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;

–         приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

–         объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;

–         использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;

–         действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;

–         вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;

–         прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

–         пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

–         составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации

–         Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;

–         объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;

–         оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;

–         раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;

–         объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;

–         комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;

–         описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;

–         пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;

–         использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;

–         распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;

–         распознавать симптомы употребления наркотических средств;

–         описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;

–         использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;

–         описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;

–         описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;

–         составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.

Основы здорового образа жизни

–         Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;

–         использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав;

–         оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;

–         описывать факторы здорового образа жизни;

–         объяснять преимущества здорового образа жизни;

–         объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;

–         описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;

–         раскрывать сущность репродуктивного здоровья;

–         распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;

–         пользоваться официальными источниками для получения информации  о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

–         Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;

–         использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;

–         оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;

–         отличать первую помощь от медицинской помощи;

–         распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;

–         оказывать первую помощь при неотложных состояниях;

–         вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;

–         выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;

–         действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;

–         составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;

–         комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;

–         использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;

–         оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;

–         классифицировать основные инфекционные болезни;

–         определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

–         действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.

Основы обороны государства

–         Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства;

–         характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;

–         описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;

–         приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;

–         приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;

–         раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;

–         разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;

–         оперировать основными понятиями в области обороны государства;

–         раскрывать основы и организацию обороны РФ;

–         раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;

–         объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;

–         описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время;

–         характеризовать историю создания ВС РФ;

–         описывать структуру ВС РФ;

–         характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;

–         распознавать символы ВС РФ;

–         приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.

Правовые основы военной службы

–         Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы;

–         использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

–         оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;

–         раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;

–         характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;

–         раскрывать организацию воинского учета;

–         комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;

–         использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту;

–         описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;

–         объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского звания;

–             различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;

–         описывать основание увольнения с военной службы;

–         раскрывать предназначение запаса;

–         объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;

–         раскрывать предназначение мобилизационного резерва;

–         объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.

Элементы начальной военной подготовки

–         Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;

–         использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;

–         оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;

–         выполнять строевые приемы и движение без оружия;

–         выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;

–         выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;

–         приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;

–         описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;

–         выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;

–         описывать порядок хранения автомата;

–         различать составляющие патрона;

–         снаряжать магазин патронами;

–         выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;

–         описывать явление выстрела и его практическое значение;

–         объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;

–         объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;

–         выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;

–         объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;

–         выполнять изготовку к стрельбе;

–         производить стрельбу;

–         объяснять назначение и боевые свойства гранат;

–         различать наступательные и оборонительные гранаты;

–         описывать устройство ручных осколочных гранат;

–         выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;

–         выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;

–         объяснять предназначение современного общевойскового боя;

–         характеризовать современный общевойсковой бой;

–         описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;

–         выполнять приемы «К бою», «Встать»;

–         объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;

–         выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);

–         определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;

–         передвигаться по азимутам;

–         описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);

–         применять средства индивидуальной защиты;

–         действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;

–         описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;

–         раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;

–         выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.

Военно-профессиональная деятельность

–         Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;

–         объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

–         оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;

–         характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях;

–         использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Основы комплексной безопасности

–         Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее .

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

–         Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.

Основы обороны государства

–         Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;

–         приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.

Элементы начальной военной подготовки

–         Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;

–         определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;

–         выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;

–         выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;

–         описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;

–         выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;

–         описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;

–         выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК).

Военно-профессиональная деятельность

–         Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;

–         оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

2.Содержание учебного предмета

Базовый уровень

Основы комплексной безопасности

Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние экологической безопасности на национальную безопасность РФ. Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей среды. Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и порядок обращения в них. Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экориска. Средства индивидуальной защиты. Предназначение и использование экологических знаков.

Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки. Виды ответственности за асоциальное поведение на транспорте. Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование дорожных знаков.

Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби. Последствия и ответственность.

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, характерные для региона проживания, и опасности и чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и в условиях опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для обеспечения личной безопасности. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации. Средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации

Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму: основы законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; права и ответственность гражданина в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств. Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.

Основы здорового образа жизни

Основы законодательства Российской Федерации в области формирования здорового образа жизни. Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Репродуктивное здоровье. Индивидуальная модель здорового образа жизни.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Основы законодательства Российской Федерации в области оказания первой помощи. Права, обязанности и ответственность гражданина при оказании первой помощи. Состояния, требующие проведения первой помощи, мероприятия и способы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.

Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Права, обязанности и ответственность гражданина в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Правила поведения в случае возникновения эпидемии. Предназначение и использование знаков безопасности медицинского и санитарного назначения.

Основы обороны государства

Состояние и тенденции развития современного мира и России. Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты. Факторы и источники угроз национальной и военной безопасности, оказывающие негативное влияние на национальные интересы России. Содержание и обеспечение национальной безопасности РФ. Военная политика Российской Федерации в современных условиях. Основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, их предназначение и задачи. История создания ВС РФ. Структура ВС РФ. Виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи. Воинские символы, традиции и ритуалы в ВС РФ. Основные направления развития и строительства ВС РФ. Модернизация вооружения, военной и специальной техники. Техническая оснащенность и ресурсное обеспечение ВС РФ.

Правовые основы военной службы

Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе. Организация воинского учета. Призыв граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контракту. Исполнение обязанностей военной службы. Альтернативная гражданская служба. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по контракту и для проходящих альтернативную гражданскую службу. Воинские должности и звания. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ. Увольнение с военной службы. Запас. Мобилизационный резерв.

Элементы начальной военной подготовки

Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения.

Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Работа частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и смазки. Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона. Меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. Основы и правила стрельбы. Ведение огня из автомата Калашникова. Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с ручными осколочными гранатами.

Современный общевойсковой бой. Инженерное оборудование позиции солдата. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке. Элементы военной топографии. Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) (противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1). Действия по сигналам оповещения. Состав и применение аптечки индивидуальной. Оказание первой помощи в бою. Способы выноса раненого с поля боя.

Военно-профессиональная деятельность

Цели и задачи военно-профессиональной деятельности. Военно-учетные специальности. Профессиональный отбор. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС России. Основные виды высших военно-учебных заведений ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России. Подготовка офицеров на военных кафедрах образовательных организаций высшего образования. Порядок подготовки и поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

10 класс

п/п

Наименование разделов и  тем

Кол-во часов

МодульI. Основы безопасности личности, общества и государства.

16

Раздел 1.ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

16

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

4

1

Автономное существование человека в природной среде. Практическая подготовка к автономному существованию.

1

2

Обеспечение личной безопасности на дорогах. Причины дорожно-транспортного травматизма. Современные транспортные средства – источник повышенной опасности.

1

3

Обязанности пешеходов и пассажиров. Движение пешеходов группами и в колоннах

1

4

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

Тема 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

2

5

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

1

6

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

1

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

1

7

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

1

Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства

2

8

Законы и  другие нормативно - правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

1

9

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1

Тема 5. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

2

10

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. История создания гражданской обороны.  Задачи, структура и предназначение. 

1

11

Организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время

1

 

Тема 6. Современные средства поражения  и их поражающие факторы

3

12

Ядерное оружие. Виды. Поражающие факторы. Зоны радиоактивного загрязнения местности.

1

13

Химическое оружие. Боевые токсичные химические вещества.  Бактериологическое оружие. Способы применения

1

14

Современные средства поражения. Виды. Предназначение, принципы действия.

1

Тема 7. Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время.

2

15

Оповещение населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия по сигналам оповещения. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Размещение и правила поведения людей в убежищем.

1

16

Средства индивидуальной защиты населения. Классификация средств индивидуальной защиты. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Эвакуация населения.

1

Модуль II. Обеспечение военной безопасности государства.

13

Раздел 3. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

13

Тема 8. Вооруженные Силы Российской Федерации.

2

17

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Военные реформы.

1

18

Организационная структура Вооруженных  Сил Российской Федерации.

1

Тема 9.Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск

7

19

Сухопутные войска, их состав и предназначение.

1

20

Военно-воздушные Силы, их состав и предназначение.

1

21

Военно-Морской флот, его состав и предназначение.

1

22

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение

1

23

Воздушно – десантные войска, их состав и предназначение.

1

24

Космические войска, их состав и предназначение.

1

25

Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

10.

Тема 10. Боевые традиции Вооруженных Сил России

1

26

Патриотизм и верность воинскому долгу – важные качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество, их роль в современной армии.

1

11.

Тема 11. Символы воинской чести

3

27

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Боевое знамя воинской части. История знамени. Ритуал вручения Боевого знамени.

1

28

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою, и военной службе. Государственные награды России.

1

29

Дни воинской славы России.

1

Модуль III. Основы медицинских знаний.

6

Раздел3. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

5

12.

Тема 12. Основы здорового образа жизни

3

30

Здоровье человека как  индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения ( ВОЗ ).

1

31

Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека

1

32

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности. Биологические ритмы. Вредные привычки, их влияние на здоровье.

1

13.

Тема 13. Основы медицинских знаний и оказания первой  помощи

2

33

Первая помощь пострадавшим при неотложных состояниях  и ее значение (практическое занятие)

1

34

Первая помощь пострадавшим при неотложных состояниях  и ее значение (практическое занятие)

1

35

Итоговое занятие

1

 

11 класс

№п/п

Наименование разделов и  тем

Кол-во часов

Модуль I Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

Раздел 1. Основы здорового образа жизни

5

1

Правила личной гигиены и здоровье

1

2

Нравственность и здоровье

1

3

Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

1

4

Основные заболевания, передающиеся половым путем

1

5

ВИЧ –инфекция. СПИД и его профилактика.

1

 

Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

7

6

Первая помощь при кровотечениях. Виды кровотечений.

1

7

Первая помощь при ранениях. Их виды, характеристика.

Наложение повязок. Первая помощь при травматическом шоке

1

8

Первая помощь при различных травмах. Ушибы, растяжения, переломы. Виды, их характеристика. Способы иммобилизации

1

9

Первая помощь при черепно-мозговой травме, повреждении позвоночника.

1

10

Первая помощь при травмах живот груди, области таза.

1

11

Первая помощь при остановке сердца. Клиническая смерть, причины, признаки. Последовательность оказания экстренной реанимации

1

12

Первая помощь при острой сердечной недостаточности.

1

 

МодульII. Обеспечение военной безопасности государства

18

 

Раздел 3 Основы обороны государства. Воинская обязанность

6

13

Воинская обязанность,основные понятия ; её содержание, структура. Правовые основы воинской обязанности

1

14

Организация воинского учета и его предназначение.

1

15

Обязательна подготовка граждан к военной службе

1

16

Добровольна подготовка граждан к военной службе.

1

17

Организация медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе.

1

18

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

1

 

Раздел 4 Основы военной службы

7

19

Правовые основы военной службы. Права и свободы военнослужащих.

1

20

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации

1

21

Прохождение военной службы по призыву.             

1

22

Прохождение военной службы по контракту

1

23

Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная форма одежды.

1

24

Права и ответственность военнослужащих.

1

25

Статус военнослужащего. Виды ответственности.

1

 

Раздел 5. Военнослужащий – защитник своего Отечества

2

26

Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества.

1

27

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным,индивидуально-психологическим, профессиональным   качествам гражданина.

1

Раздел 6. Международное гуманитарное право.

1

28

Международные отличительные знаки. Правила использования эмблем красного креста.

1

 

Раздел 7. Психологические основы подготовки к военной службе

2

29

Призыв на военную службу как стрессовая ситуация

1

30

Морально-этические качества военнослужащих. Самовоспитание и самосовершенствование.

1

 

Модуль III Основы безопасности личности, общества и государства

4

 

Раздел 8. Основы комплексной безопасности

1

31

Пожарная безопасность. Правила личной безопасности при пожаре.

1

 

Раздел 9. Защита населения от чрезвычайных ситуаций

3

32

Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом.

1

33

Правила поведения при угрозе террористического акта

1

34

Государственная политика противодействия наркомании

1