Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
МХК 10-11

Искусство (Мировая художественная культура)

(10 – 11 класс)

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету Искусство (Мировая художественная культура) для 10-11 класса» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень) (утверждён приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089  «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»); примерной программой среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень) (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263); авторской программой Данилова Г.И . Мировая художественная культура  10-11 класс (базовый уровень)  М.: Дрофа, 2014.

Цели и задачи:

—формирование целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира;

—изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, знакомство с характерными особенностями мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

—формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

—осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в произведениях мирового искусства;

—знакомство с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

—развитие художественного вкуса, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.

—помочь обучающемуся выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находя в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

—способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

—подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному активному диалогу с произведением искусства;

—развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

—создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения кадетов с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе.

Общая характеристика учебного предмета

Приобщение учащихся к шедеврам мирового искусства-это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственность всех предметов гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер предмета «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования. 10—11 классы средней (полной) школы рассматриваются как важнейший завершающий этап образования и воспитания школьников, который систематизирует знания, полученные ранее на уроках по искусству, музыке, изобразительному искусству, литературе и истории. Предмет «Искусство» способствует саморазвитию и личностному самоопределению учащихся старших классов, формирует их целенаправленную познавательную деятельность, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок. «Искусство» в старшей школе формирует целостное представление об искусстве, о мировой художественной культуре, логике ее исторического развития, месте в жизни общества и каждого человека. Он ориентирован на удовлетворение потребности старших школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом аспекте. Предмет призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности учащегося, формирования его духовно-нравственных идеалов.

Изучение основывается на единых подходах, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы обеспечивают преемственность на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции как важнейший системообразующий принцип дидактики во многом определяет организацию содержание современного гуманитарного образования. Интегративные подходы в изучении курса позволяют взглянуть на изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарий, понятийный аппарат, общие закономерности. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, предоставляют возможность

для развития альтернативного и вариативного мышления. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно посредством использования межпредметных и внутрипредметных связей, развития проектно-исследовательской, творческой деятельности обучающегося.

Принцип вариативности. Изучение искусства — процесс исключительно избирательный. Он дает возможность реализовывать различные методические подходы с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. С этой целью в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, принятые учителем, должны соотноситься с образовательным эффектом, не разрушая логики и общей образовательной концепции программы.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс изучения шедевров мирового искусства— глубоко индивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности обучающегося в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в средней (полной) школе— залог успешного развития творческих способностей кадетов. Вместе с тем это процесс социально детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества. Таким образом, говоря об индивидуальном художественном вкусе, следует иметь в виду сформированность нравственных основ личности. Освоение предмета имеет активный деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями кадетов, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

На изучение предмета Искусство (Мировая художественная культура) в 11 классе программой отводится 34 часа в год, в 10 классе-35 часов в год, по 1 часу в неделю в каждом классе.

 

  1. Содержание учебного предмета

10 класс (35 часа)

Искусство первобытного общества и древнейших цивилизаций (5 часов). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий – свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет – культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Искусство  Античности (7 часов)

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники – динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима – основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) – основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Искусство средних веков Средних веков (8 часов)

София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас – Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева («Троица»). Ансамбль московского Кремля – символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного,  синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Искусство средневекового Востока (5 часов)

Индия-страна чудес. Художественная культура Китая. Искусство страны восходящего солнца. Художественная культура ислама. Модель Вселенной Древней Индии – ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. «Скульптурное» мышление древних индийцев. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) – синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно – нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен – буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Искусство Возрождения (8 часов)

Возрождение в Италии. Флоренция – воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно – гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм – религиозно – философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса – комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира – энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Итоговое повторение 2 часа.

 

11 класс (34 часа)

Искусство Нового времени (20 часов). Стили и направления в искусстве Нового времени – проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) – национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. Ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. В живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм – гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. Ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники – передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Искусство конца XIX -XX вв. (11 часов) Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. Ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств – особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос – Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электроакустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

Итоговое повторение - 3 часа

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • основные эпохи в художественном развитии человечества;
  • эстетические идеалы различных эпох и народов;
  • изученные направления и стили мировой художественной культу
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства;
  • основные музеи мира, своей страны и края.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества

 

В соответствии с требованиями  результаты его выполнения должны отражать:

- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности;

-способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, критическому мышлению;

-сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

-способность постановки цели и формулирования гипотезы, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

  1. Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

10 класс

Тема

Количество часов

Тема I. «Искусство первобытного общества и древнейших цивилизаций».

5

1

Искусство первобытного человека.

1

2

Искусство Древней  Передней Азии.

1

3

Архитектура Древнего Египта.

1

4

Изобразительное искусство и музыка древнего Египта.

1

5

Искусство Мезоамерики.

1

Тема II. «Искусство Античности».

7

6

Эгейское искусство.

1

7

Архитектурный облик Древней Эллады.

1

8

Изобразительное искусство Древней Греции.

1

9

Архитектурные достижения Древнего Рима.

1

10

Изобразительное искусство Древнего Рима.

1

11

Театр и музыка Античности.

1

12

Повторительно–обобщающий урок. Искусство древних цивилизаций и Античности

1

 

Тема III. «Искусство Средних веков».

8

13

Мир византийского искусства.

1

14

Архитектура западноевропейского Средневековья.

1

15

Изобразительное искусство Средних веков.

1

16

Театр и музыка Средних веков.

1

17

Искусство Киевской Руси.

1

18

Развитие русского регионального искусства.

1

19

Искусство единого российского государства.

1

20

Театр и музыка Древней Руси.

1

Тема IV «Искусство средневекового Востока».

5

21

Искусство Индии.

1

22

Искусство Китая.

1

23

Искусство Страны восходящего солнца.

1

24

Искусство исламских стран.

1

25

Повторительно-обобщающий урок. Искусство Средних веков и средневекового Востока.

1

Тема V «Искусство Возрождения».

8

26

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения.

1

27

Архитектура итальянского Возрождения.

1

28

Титаны Высокого Возрождения.

1

29

 

Титаны Высокого Возрождения.

1

 

30

Мастера венецианской живописи.

1

31

Искусство Северного Возрождения.

1

32

Музыка и театр эпохи Возрождения.

1

33

Повторительно -обобщающий урок. Искусство Возрождения.

1

 

Итоговое повторение

2

34

Итоговое повторение

1

35

Итоговое повторение

1

 

 

11 класс

№ п/п

Тема

Количество

часов

Тема I. «Искусство Нового времени».

20

1

Искусство барокко.

1

2

Архитектура барокко.

1

3

Изобразительное искусство барокко.

1

4

Реалистические тенденции в живописи Голландии.

1

5

Музыкальное искусство барокко.

1

6

Искусство классицизма и рококо.

1

7

 

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

1

8

Изобразительное искусство классицизма и рококо.

1

9

Композиторы Венской классической школы.

1

10

Шедевры классицизма в архитектуре России.

1

11

Искусство русского портрета.

1

12

Неоклассицизм и академизм в живописи.

1

13

Живопись романтизма.

1

14

Романтический идеал и его отражение в музыке.

1

15

Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка.

1

16

Реализм-направление в искусстве второй половины XIX века.

1

17

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма.

1

18

Русские художники-передвижники.

1

19

Развитие русской музыки во второй половине XIX века.

1

20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Искусство Нового времени».

1

Тема II. Искусство конца XIX-XX века.

12

21

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи.

1

22

Формирование стиля модерн в европейском искусстве.

1

23

Символ и миф в живописи и музыке.

1

24

Художественные течения модернизма в живописи.

1

25

Русское изобразительное искусство XX века.

1

26

Архитектура XX века.

1

27

Театральное искусство XX века.

1

28

Шедевры мирового кинематографа.

1

29

Музыкальное искусство России XX века.

1

30

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки.

1

31

Повторительно-обобщающий урок по теме «Искусство конца XIX-XX века».

1

Итоговое повторение

3

32

Итоговое повторение

1

33

Итоговое повторение

1

34

Итоговое повторение

1

5.Перечень учебно – методического обеспечения

1.  Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089  «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»).

2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень)(письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263)

3. Программа образовательных учреждений. Мировая художественная культура  10-11 класс (базовый уровень) Составитель Данилова Г.И..- М.: Дрофа, 2014.

4. Г.И.Данилова. «Искусство». 10 кл. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2016

5. Г.И.Данилова. «Искусство». 11 кл. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2016

6. Г.И.Данилова. «Мировая художественная культура». Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Искусство (МХК)» 10 кл. Базовый уровень и «Искусство (МХК)» 11 кл. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2016

Ресурсное обеспечение программы: Описание ЦОР

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page