Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Краеведение 8-9 классы


Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, с изменениями и дополнениями), авторской рабочей программы по курсу « Историческое  краеведение Воронежской области. 8-9 классы»  М.И.Баранникова.-  Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края. 2016

Программа рассчитана на  69  ч.  В 8 классе –35 часов; в 9 классе – 34 часа ( 1 час в неделю)

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предполагается, что результатом изучения курса «историческое краеведение» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной),  когнитивной (познавательной),  информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории Воронежского  края в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории края в основной школе выражаются в следующих качествах:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др

Предметные результаты изучения исторического краеведения  включают:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов Воронежского края и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны края и человечества в целом.

Ученик научится:

• локализовать во времени хронологические рамки событий, происходящих в Воронежского крае, соотносить хронологию истории России и исторического краеведения;

• использовать историческую карту как источник информации об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников о событиях, происходящих в Воронежского крае;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп, народностей, национальностей, проживающих в нашем крае, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях, оставившим след в истории Воронежского края;

• систематизировать исторический материал;

• объяснять причины и следствия ключевых событий, происходивших в нашем крае и процессов отечественной истории;

• сопоставлять развитие края и России, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям.

Ученик получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края и России;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие края и России, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и Воронежского края при составлении описаний исторических и культурных памятников Воронежского края.

2. Содержание учебного предмета

8 класс - 35 часов

Тема 1. История Воронежского края в истории России. (1 час)

История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники - хранилища исторической памяти.

Развитие воронежского краеведения. Ученые-краеведы Воронежской области. Исследования по истории края.

Тема 2. Воронежский край в древности. (5 часов)

Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костёнки - уникальный памятник, «жемчужина палеолита».

Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства. Памятники древности на территории края (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенскии лабиринт и Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Частые курганы на окраине Воронежа, Чертовицкие могильники в Рамонском районе, Маяцкое городище в Лискинском районе и др. - по выбору учителя).

Тема 3. Воронежский край в   12 – первой половине 16 века (3часа)

Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край - окраина Древней Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в Х1У-ХУ вв «Белые пятна» в истории воронежской земли.

Тема 4. Воронежский край в конце 16 и в 17 веке. (4 часа)

Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586г.

Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости. Образование и развитие Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635-1658 гг.), города- крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла, торговли в городах края. Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж - торговый и ремесленный центр.

 

Тема 5. Воронеж и Воронежский край в конце 17- первой четверти 18 в. Петровский период. (4 часов)

Политическая обстановка в крае в XVII - начале XVIII в. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование Воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707-1708 гг.)

Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 г., его результаты. Роль русской православной церкви в создании Азовского флота. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696-1700 гг. Корабли, построенные на Воронежской верфи. Русские и иностранные мастера- кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения - школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).

Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест. Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII - начале XVIII в. Возникновение новых сел и деревень в крае. Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.). Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края

Памятные места петровской эпохи в крае, их современное состояние.

 

 

Тема 6. Воронежская губерния во второй –последней четверти 18 в. (6 часов)

 

. Изменение социальной структуры населения. Феодально- крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII в.

Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.

Воронеж - центр губернии середины - второй половины XVIII в. Повседневная жизнь жителей края.

Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в XVIII в. Архитектура и строительство в Воронеже и крае. Первые учебные заведения. Е. А. Болховитинов и его деятельность.

Тема 7.  Воронежская губерния в первой половине 19 в.(4часов)

Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Формирование егерских и пехотных резервов из жителей Воронежской губернии. Воронежцы- герои войны.

Воронеж - место заготовки обмундирования, фуража, продовольствия для армейских нужд.

Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)

Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.

Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание известных деятелей на воронежской земле. Н. И. Костомаров, Н. А. Северцов. Воронежские поэты: А. В. Кольцов, И. С. Никитин.

Печатные издания, посвященные истории Воронежского края. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.

 

Урок и систематизации и контроля знаний – 3 часа

9 класс – 34 часа

Тема 8 . Воронежская губерния во второй половине XIX века. (5 часов)

Реформа 1861 года в губернии: особенности ее проведения и последствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губернии.

Народническое движение в крае. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций.

Деятели культуры – уроженцы Воронежского края – М.А. Веневитинов, И.А. Бунин, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, А.А. Бучкури, М.Е. Пятницкий и др

Тема 9. Воронежская губерния в начале 20 в. (1900-1917гг) .  (4 часа)

Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905–1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной 1906 года. Зарождение представительной демократии в крае.

Тема 10.Воронежская губерния в ходе Великой Российской революции и гражданской войны (1917-1920 гг) (3 часа)

События Февраля 1917 года в Воронеже и губернии. Провозглашение советской власти осенью 1917 года в крае. Претворение в жизнь Декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Начало вооруженной борьбы на Дону. Гражданская война в губернии летом 1918 – зимой 1919 гг., летом – осенью 1919 г.  Воронежская губернии в условиях гражданской войны (1918–1920 гг.)

Тема 11. Воронежский край в 1920–1930 годы(4 часа)

Восстановление и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 году в Воронежскую область. Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы ин-дустриализации. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей. Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве.

Тема 12. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.  (8 часов)

Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город. Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н.Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско - Россошанская и Воронежско -Касторненская наступательные операции и их значение.

Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц. Народное хозяйство области в восстановительный период .

Тема 13. Воронежская область в послевоенный период (1946-1953 гг)- 1 час

Трудности восстановительного периода. Катастрофическое положение в области сельского хозяйства.

Тема 14. Воронежская область в годы «оттепели» (1953-1964 гг) -1 час

Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально- бытовое строительство в г. Воронеже и области. Достижения наших земляков в области культуры. Превращение области в аграрно-индустриальный центр. Ввод в строй Нововоронежской АС

Тема 15. Воронежская область в период стабильности  и кризиса советской системы. (1964-1985 гг) - 1час.

Результаты экономической реформы 1965-1970 гг. Появление электронной отрасли.  Ввод в строй новых промышленных объектов. Начало кризисных явлений в экономике.

Тема 16. Воронежская область в годы перестройки и гласности. (1985-1991 гг)-1 час

Новые формы хозяйствования. Кооперативное движение. Новые газеты:  «Воронежский курьер» и « Берег» Референдум 1991 г. о судьбе СССР.

Тема 17. Воронежская область в условиях новой Росси. (1991- 1999) -1 час

Прекращение деятельности КПСС. Последствия радикальных экономических реформ ( обвал рубля, инфляция, безработица). Открытие памятников И.Д.Черняховскому, А.Платонову, А Пушкину.

Тема 18. Воронежская область в начале 21 века -1 час

Воронежская область в составе центрального федерального округа. Возвращение исторических названий улиц. Выход области в состав крупнейших аграрных центров. Строительство Благовещенского кафедрального собора.

Урок повторения и систематизации знаний « Воронежский край во второй половине  19- начале 21 веков.» - 2 часа

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

8 класс

№п/п

Тема

Кол-во часов

Вводный урок. Цели и задачи курса краеведения

1

Археология и источниковедение истории Воронежского края.

1

Эпоха позднего палеолита. Первые поселения человечества

1

Эпоха позднего палеолита. Первые поселения человечества

1

Памятники эпохи мезолита, неолита, энеолита

1

Эпоха бронзы. Железный век.

1

Появление восточнославянских племен.

1

Маяцкий комплекс Хазарского каганата. На пути кочевников.

1

На юго-восточной окраине русских земель.

1

10.

На русско-ордынском направлении.

1

11.

На окраине Русского государства

1

12.

Основание Воронежа и его развитие в 17 в

1

13.

Основание Воронежа и его развитие в 17 в

1

14.

Социальные особенности развития Воронежского края в 17 в.

1

15.

Воронежские «ухожьи» и борьба с набегами татар.

1

16.

Возникновение и развитие городов.

1

17.

Возникновение и развитие городов.

1

18.

Задачи внешней политики России и Воронежский край. Первый Азовский поход.

1

19.

Строительство флота в Воронеже. Второй Азовский поход

1

20.

Строительство флота в Воронеже. Второй Азовский поход.

1

21.

Развитие Воронежа и Воронежского края в период строительства флота.

1

22.

Развитие Воронежа и Воронежского края в период строительства флота.

1

23.

Формирование административно-территориальной структуры губернии во второй и последней четверти 18 века.

1

24.

Экономическое развитие края во второй –последней четверти 18 в.

1

25.

Социальная структура воронежского общества и социальные конфликты.

1

26.

Судостроение в послепетровский  период.

1

27.

Органы власти и управления Воронежского края.

1

28.

Воронеж- центр губернии.

1

29.

Воронежская губерния в первой половине 19 века. Отечественная война 1812г.

1

30.

Социально-экономическое развитие края.

1

31.

Общественная жизнь в крае.

1

32.

Развитие просвещение и культуры в Воронежской губернии в первой половине 19 века.

1

33.

Урок систематизации и контроля знаний

1

34.

Урок  систематизации и контроля знаний

1

35.

Урок  систематизации и контроля знаний

1

9 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Проведение реформ 1860-70 гг в Воронежской губернии

1

2

Развитие капиталистических отношений в экономике и социальной сфере Воронежской губернии.

1

3

Общественное движение в Воронежской губернии. Просвещение и культура.

1

4

Общественное движение в Воронежской губернии. Просвещение и культура.

1

5

Социально-экономическое положение Воронежской губернии на рубеже 19-20 вв.

1

6

Общественное движение в Воронежской губернии в начале 20 века.

1

7

Власть и общество в Воронежской губернии во время революции 1905-1907 гг.

1

8

Воронежская губерния в 1905-1907 гг.

1

9

Воронежская губерния в период Первой мировой войны (1914-1917гг)

1

10

Развитие культуры воронежской губернии в начале 20 века.

1

11

Урок повторения с элементами контроля знаний

1

12

В годы Великой революции1917 г.

1

13

Воронежская губерния в годы Гражданской войны.

1

14

Урок –практикум «Воронежская губерния в 1900-1917гг»

1

15

Индустриализация и коллективизация в Воронежском крае.

1

16

Развитие образования и культуры.

1

17

Государственные репрессии 1920-1930 гг

1

18

Урок –практикум «Воронежский край в 1920-1930гг»

1

19

Перестройка экономики на военный лад. Боевые действия  на территории Воронежской области  (июнь 1942- февраль 1943 гг)

1

20

Героическая оборона на Воронежском направлении и в черте города Воронеж. Контрнаступление советских войск на Верхнем и Среднем Дону и в районе Воронежа.

1

21

Зимнее наступление советских войск 1942-1943 гг.  Полное освобождение Воронежа и Воронежской области.

1

22

Героизм и подвиги защитников и освободителей воронежской земли.

1

23

Оккупационный режим захватчиков. Народное сопротивление в тылу врага.

1

24

Начало восстановления разрушенного хозяйства и помощь фронту 1943-1945 гг.

1

25

Ратный и трудовой подвиг жителей Воронежской области в годы Великой Отечественной войны.

1

26

Урок-семинар «Воронежская область в годы Великой Отечественной войны.»

1

27

Воронежская область в послевоенный период (1946-1953 гг)

1

28

 

Воронежская область в годы «оттепели» ( 1953-1964 гг)

1

29

Воронежская область в период стабилизации и кризиса советской системы (1964-1985гг.)

1

30

Воронежская область в период перестройки гласности (1985-1991 гг)

1

31

Воронежская область  в условиях новой России (1991-1999гг)

1

32

Воронежская область в начале 21 века.

1

33

Урок повторения и систематизации знаний « Воронежский край во второй половине  19- начале 21 веков»

1

34

Урок повторения и систематизации знаний « Воронежский край во второй половине  19- начале 21 веков»

1