Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
География 5-9 (Домогацких)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

-знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

-сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отража­ющих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции, правосознание;

-  способность ставить цели и строить жизненные планы;

- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

- знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегаюших технологий;

Коммуникативные УУД:

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

- понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного,   и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории.

- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

- Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

– ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

-гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

-представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

-осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

-образовательные результаты

-овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

 

Метапредметные результаты:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои  идеи;

2) умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

Личностные УУД:

•  понимать смысл своей деятельности;

•  использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

•   приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Регулятивные УУД:

•   самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

•   выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

•   составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

•   работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

•   в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии опенки.

Познавательные УУД:

•  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

•  выявлять причины и следствия простых явлений;

•  осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

•   строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

•  создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

•   составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

•   выделять все уровни текстовой информации;

•   уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

•   овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

 

Предметные результаты:

1) освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

2) овладение умениями ориентироваться на местности; использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационнные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические данные для объяснения разнообразных явлений и процессов.

3) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

4) воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

5) формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определённой территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать видовое разнообразие компонентов природы в пределах географической оболочки;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

-  выделять причины стихийных явлений в геосферах;

-  использование географических умений:

-  находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-  составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

-  применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

-  использование карт как моделей;

- определять на карте местоположение географических объектов.

Понимание смысла собственной деятельности:

-  формулировать свое отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

-  использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

-  приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

– использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

– использование карт как моделей:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по  картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

– понимание смысла собственной действительности:

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.

Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;
  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
  • описывать погоду своей местности;
  • объяснять расовые отличия разных народов мира;
  • давать характеристику рельефа своей местности;
  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
  • приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;

 

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;
  • давать характеристику климата своей области (края, республики);

Содержание учебного предмета

Содержание структурировано по пяти курсам: «Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».

Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомится с географией как наукой, узнать об истории географических открытий, освоении территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.

В курсе «Физическая география» происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере. Раскрываются взаимосвязи между различными оболочками Земли. Содержание курса «Материки и океаны» раскрывает общегеографические закономерности и формирует у обучающихся представления о разнообразии природы планеты в целом и отдельных её территорий.

Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы России. Разделы курса знакомя обучающихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира, с особенностями освоения и изучения территории страны, с особенностями природы, с крупными природными  районами.

В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство обучающихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Разделы курса раскрывают специфику географического положения нашей страны, взаимодействие природы и общества, специфику населения, отраслевую структуру хозяйства страны, а также особенности крупных природно-хозяйственных районов.

Материал курса  сгруппирован в семь разделов. Материал первого раздела — «Земля как планета» — не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел —  «Географическая карта»  — знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел — «Почва и географическая оболочка» — призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе.  Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне. Информационный объем данного курса  довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным.

Курс состоит из трех  разделов:

I. Планета, на которой мы живем.

II. Материки планеты Земля.

III. Взаимоотношения природы и человека.

Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Следующая тема – «Литосфера» - знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа. Эта тема изучается в течение 5 часов.

Тема «Атмосфера  дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли,  об основных процессах,  происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит климат целых материков и отдельных территорий (3 часа).

Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга. "Мировой океан» изучается в течение 4 часов.

Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины этих закономерностей и формы их проявления (2 часа).

Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет деятельность человека на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы (4 часа).

Второй  раздел  курса включает в себя темы: Африка (9 часов), Австралия (6 часов), Антарктида  (3 часа),  Южная Америка (8 часов), Северная Америка  (8 часов), Евразия  (12 часов).  Каждая из этих тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:

- географическое положение и  история исследования;

- геологическое строение и рельеф;

- климат;

- гидрография;

- разнообразие природы;

- население;

-регионы.

Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, о его отличительных чертах, и вместе с тем выявить общее в природе всех материков.

В разделе  III  рассматривается взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране (3 учебных часа).

Изучение курса заканчивается итоговым тестированием.

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.

5 класс.

№п/п

Тема урока

Ко-во

часов



Тема 1. Наука география (2 часа)


1.

Что такое география

1


2.

Методы географических исследований

1


Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)


3.

От плоской Земли к земному шару.

1


4.

Форма, размеры и движение Земли.

1


5.

Глобус и карта.

1


6.

Ориентирование на местности

1


7.

Урок обобщения контроля и коррекции знаний по теме «Земля и её изображение»

1


Тема 3. История географических открытий (14 часов)


8.

По следам путешественников каменного века

1


9.

Путешественники древности

1


10

Путешествия морских народов

1


11

Первые европейцы на краю Азии.

1


12

Хождение за три моря.

1


13

Морской путь в Индию.

1


14

Открытие Америки

1


15

Первое кругосветное плавание

1


16

Открытие Южного материка

1


17

Поиски Южной земли продолжаются

1


18

Русские путешественники.

1


19

Вокруг света под русским флагом.

1


20

Урок обобщения и контроля знаний по теме «  «История географических открытий»

1


21

Урок коррекции знаний по теме «История географических открытий»

1


Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)


22

Мировой океан и его части.

1


23

Значение Мирового океана для природы и человека

1


24

Путешествие по Евразии.

1


25

Путешествие по Африке.

1


26

Путешествие по Северной Америке.

1


27

Путешествие по Южной Америке.

1


28

Путешествие по Австралии

1


29

Путешествие по Антарктиде.

1


30

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Путешествие по планете Земля»

1


31

Урок коррекции знаний  по теме «Путешествие по планете Земля»

1


Тема 5. Природа Земли (4 часа)

 


32

Что такое природа

1


33

Оболочки Земли

1


34

Урок обобщения и контроля знаний по курсу

1


35

Урок коррекции знаний по курсу

1


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

6. класс

п/п

Наименование разделов, тем.

Тип урока.

Ко-во

часов

 

Тема 1. Земля как планета (6 часов)

1

Земля и Вселенная.

1

2

Система координат. Географическая широта.

1

3

Географическая долгота. Географические координаты.

1

4

Времена года.

1

5

Пояса освещенности.

1

6

Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела «Земля как планета»

 

1

Тема 2. « Географическая карта» (5 часов)

7

Географическая карта и ее масштаб.

1

8

Виды условных знаков.

1

9

Ориентирование.

1

10

Изображение рельефа на карте.

1

11

Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела «Географическая карта»

 

1

 

Тема 3. «Литосфера» (7 часов)

12

Строение Земного шара.

1

13

Виды горных пород.

 

 

14

Полезные ископаемые

1

15

Движение земной коры.

1

16

Выветривание горных пород.

1

17

Рельеф суши и дна Мирового океана.

1

18

Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела «Литосфера»

1

Тема 4. «Атмосфера» (8 часов)

19

Строение Атмосферы.

1

 

20

Температура воздуха.

 

 

1

21

Атмосферное давление.

1

22

Движение воздуха.

 

1

23

Вода в Атмосфере.

1

24

Погода.

1

25

Климат.

1

26

Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела «Атмосфера»

 

1

Тема 5. «Гидросфера» (3 часа)

27

Единство гидросферы. Воды суши: реки и озера.

 

1

28

Воды суши: подземные воды и природные льды.

Урок-практикум.

1

29

Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела «Гидросфера»

Модуль: «Я –исследователь» Экологические проблемы гидросферы.

 

1

Тема 6. «Биосфера» (2 часа)

30

Царства живой природы.

 

1

31

Урок актуализации знаний и умений. Модуль:

«Я –исследователь». Тема:

«Экологические проблемы биосферы».

1

Тема 7. «Почва и географическая оболочка» (3 часа)

32

Почва.

1

33

Природный комплекс.

1

34

Природные зоны.

1

Обобщение и контроль знаний по курсу география 6 класс (1 час)

35

Обобщение по курсу. Модуль: «Я – исследователь»

Урок повторения и обобщения на тему:

«Глобальные проблемы современности».

1





Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

7 класс

№ п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

 


 


Мировая суша (1ч.)

 


1

Мировая суша

1

 


Поверхность Земли (5ч)

 


2

Геологическое время, геохронологическая таблица.

1

 


3

Строение земной коры.

1

 


4

Литосферные плиты и современный рельеф.

1

 


5

Платформы и равнины.

1

 


6

Складчатые пояса и горы.

1

 


Атмосфера (3 ч.)

 


7

Пояса климата

1

 


8

Воздушные массы и климатические пояса

1

 


9

Климатообразующие факторы

1

 


Мировой океан (5 часов)

 


10

Мировой океан и его части.

1

 


11

Движение вод Мирового океана.

1

 


12

Органический мир океана.

1

 


13

Особенности отдельных океанов.

1

 


14

Повторительно-обобщающий урок темам: «Атмосфера» и «Мировой океан»

1

 


Геосфера (2 часа)

 


15

Географическая оболочка

1

 


16

Зональность географической оболочки

1

 


Человек (5 часов)

 


17

Освоение Земли человеком

1

 


18

Охрана природы

1

 


19

Население Земли

1

 


20

Страны мира

1

 


21

Повторительно-обобщающий урок темам: «Геосфера» и «Человек»

1

 


Материки планеты Земля (46 часов)

 


Африка (9 ч.)

 


22

ФГП и история исследования Африки

1

 


23

Геологическое строение и рельеф Африки

1

 


24

Климат Африки

1

 


25

Гидрография Африки.

1

 


26

Разнообразие природы Африки

1

 


27

Население Африки

1

 


28

Регионы Африки. Северная и Западная Африка.

1

 


29

Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка.

1

 


30

Повторительно-обобщающий урок теме: «Африка»

1

 


Австралия (6 ч.)

 


31

ФГП. История открытия и исследования.

1

 


32

Компоненты природы Австралии

1

 


33

Особенности природы Австралии

1

 


34

Австралийский Союз

1

 


35

Океания

1

 


36

Повторительно-обобщающий урок теме «Австралия»

1

 


Антарктида (3 ч.)

 


37

ФГП и история исследования Антарктиды

1

 


38

Особенности природы Антарктиды

1

 


39

Антарктида – уникальный материк

1

 


Южная Америка (8 ч.)

 


40

ФГП Южной Америки, история открытия и исследования.

1

 


41

Геологическое строение и рельеф Южной Америки

1

 


42

Климат Южной Америки

1

 


43

Гидрография Южной Америки.

1

 


44

Разнообразие природы Южной Америки

1

 


45

Население Южной Америки

1

 


46

Регионы Южной Америки

1

 


47

Повторительно-обобщающий урок по теме «Южная Америка

1

 


Северная Америка (8 ч.)

 


48

ФГП Северной Америки, история открытия и исследования

1

 


49

Геологическое строение и рельеф Северной Америки

1

 


50

Климат Северной Америки

1

 


51

Гидрография Северной Америки

1

 


52

Разнообразие природы Северной Америки

1

 


53

Население Северной Америки

1

 


54

Регионы Северной Америки

1

 


55

Повторительно-обобщающий урок по теме «Северная Америка»

1

 


Евразия (12ч.)

 


56

ФГП и история исследования Евразии

1

 


57

Геологическое строение и рельеф Евразии

1

 


58

Климат Евразии

1

 


59

Гидрография Евразии

1

 


60

Разнообразие природы Евразии

1

 


61

Население Евразии

1

 


62

Регионы Европы

1

 


63

Регионы Европы

1

 


64

Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия.

1

 


65

Регионы Азии: Южная, Юго-Восточная Азия.

1

 


66

Регионы Азии: Южная, Юго-Восточная Азия.

1

 


67

Повторительно-обобщающий урок по теме «Евразия»

1

 


Взаимодействие природы и человека (3 ч.)

 


68

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем

1

 


69

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу

1

 


70

Итоговое тестирование

1

 


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

8 класс

№ п/п

Названия раздела.

Тема уроков.

Кол-во часов



Общая физическая география России (32 часа)

 

Географическое положение России (3 часа)

 

1

Россия на карте мира

1

 

2

Государственные границы России

1

 

3

Россия на карте часовых поясов

1

 

Исследования территории России (3 часа)

 

4

Русские землепроходцы XI-XVIIвеков

1

 

5

Географические открытия в РоссииXVIII-XIXвеков

1

 

6

Географические исследования России в XXвеке

1

 

Геологическое строение и рельеф (4 часа)

 

7

Геологическое летоисчисление и геологическая карта

1

 

8

Тектоническое строение

1

 

9

Общие черты рельефа

1

 

10

Литосфера и человек

1

 

Климат и погода (7 часов)

 

11

Климатообразующие факторы

1

 

12

Распределение тепла и влаги по территории России

1

 

13

Климаты России

1

 

14

Погода

1

 

15

Атмосферные вихри

1

 

16

Атмосфера и человек

1

 

17

Обобщающий урок по теме «Климат и погода»

1

 

Моря и внутренние воды (7 часов)

 

18

Моря России

1

 

19

Характеристика реки

1

 

20

Реки России

1

 

21

Озера и болота

1

 

22

Природные льды

1

 

23

Великое оледенение

1

 

24

Гидросфера и человек

1

 

25

Обобщающий урок по теме «Моря и внутренние воды»

1

 

Почвы (2 часа)

 

26

Формирование и свойства почв

1

 

27

Зональные типы почв

1


Природные зоны ( 6 часов)

 

28

Природные комплексы России

1

 

29

Итоговая к.р. за первое полугодие

1

 

30

Безлесные природные комплексы Арктики и субарктики

1

 

31

Леса умеренного пояса

1

 

32

Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность

1


33

Ресурсы растительного и животного мира

1

 

34

Повторительно-обобщающий урок по теме «Природные зоны»

1

 

Крупные природные районы (1 час)

 

35

Природа арктических островов

1

 

Восточно-Европейская равнина (4 часа)

 

36

Рельеф и геологическое строение

1

 

37

Климат, внутренние воды, природные зоны

1

 

38

ПТК Восточно-Европейской равнины

1

 

39

ПТК Восточно-Европейской равнины

1

 

Кавказ (2часа)

 

40

Географическое положение, геологическая история и рельеф

1

 

41

Климат, внутренние воды и высотная поясность

1

 

Урал (3 часа) 10.02

 

42

Географическое положение, геологическая история, рельеф и ПИ

1

 

43

Климат и внутренние воды

1

 

44

Природно-территориальные комплексы

1

 

Западно-Сибирская равнина (3 часа)

 

45

Географическое положение, геологическая история, рельеф и ПИ

1

 

46

Климат и внутренние воды

1

 

47

Природно-территориальные комплексы

1

 

Средняя Сибирь (2 часа)

 

48

Геологическое строение, рельеф и климат

1

 

 

Внутренние воды, природные зоны

1

 

Северо-Восточная Сибирь (2часа)

 

49

Геологическое строение, рельеф и климат

1

 

50

Внутренние воды и ПТК

1

 

Горы Южной Сибири (3 часа)

 

51

Геологическое строение и рельеф

1

 

52

Климат и внутренние воды

1

 

53

Высотная поясность

1

 

Дальний Восток (5часов)

 

54

Геологическое строение и рельеф

1

 

55

Климат, внутренние воды и природные зоны

1

 

56

ПТК. Полуостровная и островная части

1

 

57

ПТК. Приморье и Приамурье

1

 

58

Контрольно-обобщающий урок по природным районам России

1

 

География Воронежской области (9 часов)


59

Особенности географического положения

1

 

60

Геологическая история и современные рельефообразующие процессы

1

 

61

Рельеф и полезные ископаемые

1

 

62

Факторы, определяющие климат

1

 

63

Внутренние воды. Реки и озера.

1

 

64

Почвы

1

 

65

Растительный и животный мир

1

 

66

Природные комплексы

1

 

67

Охрана и преобразование природы

1

 

Природа и человек (3часа)

 

68

Природные ресурсы и природные условия

1

 

69

Роль географии в современном мире

1

 

70

Подведение итогов

1

 





 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

9 класс.

№ п/п

Тема учебного занятия

Ко-во часов



1

Введение

1


Тема 1. Россия на карте (7 часов)


2

Экономико- и политико- географическое положение России.

1


3

Экономико- и политико- географическое положение России.

1


4

Формирование территории России

1

 

5

Административно- территориальное устройство России

1

 

6

Районирование территории России.

1

 

7

Урок коррекции и контроля знаний по темам раздела

1


Тема 2. Природа и человек (5 часов)


8

Природные условия России

1

 

9

Природные ресурсы России

1


10

Природные ресурсы России

1


11

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды.

1

 

12

Урок коррекции и контроля знаний по темам раздела

1

 

Тема 3. Население России (9 часов)

 

13

Численность населения России

1

 

14

Численность населения России

1

 

15

Размещение населения России

1

 

16

Миграции населения

1

 

17

Сельская форма расселения

1

 

18

Городская форма расселения

1

 

19

Этнический и религиозный состав населения России.

1

 

20

Трудовые ресурсы и рынок труда

1

 

21

Урок коррекции и контроля знаний по темам раздела

1

 

Тема 4. Отрасли хозяйства России (20 часов)

 

22

Национальная экономика

1


23

Национальная экономика

1


24

Факторы размещения производства

1

 

25

Топливно- энергетический комплекс (ТЭК). Нефтяная и газовая промышленность.

1


26

ТЭК. Угольная промышленность.

1


27

ТЭК. Электроэнергетика

1

 

28

Металлургический комплекс. Черная металлургия.

1

 

29

Металлургический комплекс. Цветная металлургия.

1

 

30

Машиностроительный комплекс

1

 

31

Контрольная работа за 1 полугодие. Тема: «Россия на карте. Население России. Отрасли хозяйства РФ»

1

 

32

Машиностроительный комплекс

1

 

33

Химическая промышленность.

1

 

34

Лесная промышленность

1

 

35

Агропромышленный комплекс. Растениеводство.

1


36

Агропромышленный комплекс. Животноводство.

1

 

37

Зональная специализация сельского хозяйства

1

 

38

Пищевая и легкая промышленность

1

 

39

Транспортный комплекс.

1

 

40

Нематериальная сфера хозяйства


 

41

Урок коррекции и контроля знаний по темам раздела

1

 

Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России ( 22 часа)

 

42

Европейский Север. Общие сведения.

1

 

43

Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

 

44

Европейский Северо- Запад. Общие сведения.

1

 

45

Европейский Северо- Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

 

46

Центральная Россия. Общие сведения.

1

 

47

Центральная Россия. Население и природные ресурсы

1

 

48

Центральная Россия. Хозяйство

1

 

49

Европейский Юг. Общие сведения.

1

 

50

Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

 

51

Поволжье. Общие сведения

1

 

52

Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

 

53

Урал. Общие сведения

1

 

54

Урал. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

 

55

Западная Сибирь. Общие сведения

1

 

56

Западная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство.

1

 

57

Восточная Сибирь. Общие сведения.

1

 

58

Восточная Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

 

59

Дальний Восток. Общие сведения

1

 

60

Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство

1

 

61

Воронежская область. ЭГП . Население. Хозяйство.

1


62

Воронежская область. ЭГП . Население. Хозяйство.

1


63

Урок коррекции и контроля знаний по темам раздела

1

 

Тема 6. Заключение ( 1 час)

 

64

Место России в мировой экономике

1

 

Резерв (6 часов)

 

65

Повторение тем: «Отрасли хозяйства России», «Природно- хозяйственная характеристика России»

1


66

Повторение тем: «Отрасли хозяйства России», «Природно- хозяйственная характеристика России»

1


67

Итоговая контрольная работа.

Тест: Население и хозяйство России

1

 

68

Зачёт по карте. Административный состав РФ

1

 

69

Повторение

1

 

70

Повторение

1