Программа патриотического воспитания «Патриоты России» МБОУ СОШ № 22 2013-2018 гг.

Рассмотрена на заседании

Педагогического совета

(протокол № 1 от 28.08.2013г.)

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 22

______________Н.Н. Ломец

28.08.2013г.

Программа

патриотического

воспитания

«Патриоты  России»

МБОУ СОШ № 22

2013-2018г.г.

 

 

 

 

Воронеж

 

Паспорт программы


Полное название учреждения

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

№ 22 имени генерала армии Черняховского И.Д.»

(МБОУ СОШ №22)

Почтовый адрес

394007

город Воронеж,  ул. Ленинский проспект, дом 102

 

Номер телефона

(4732) 226-47-37, 226-47-37

Адрес электронной почты

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

Численность учащихся

515

Наименование программы

Программа патриотического воспитания «Патриоты России»

Основные разработчики

  • Вечерова О.П., зам директора по ВР
  • Гриднева А.Г., педагог-библиотекарь,
  • Кувакина Л.Н., преподаватель-организатор ОБЖ
  • Быканова В.В.,  учитель истории и обществознания,
  • Корнева О.А., учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея

Сроки реализации

2013-2018 г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

1.   Паспорт программы-----------------------------------------------------------------2

2         Пояснительная записка-------------------------------------------------------------4

3.    Нормативно-правовое обеспечение программы-------------------------------5

  1. Управление и участники программы---------------------------------------------6
  2. Сроки реализации программы------------------------------------------------------6
  3. Этапы реализации программы -----------------------------------------------------6
  4. Цели и задачи-------------------------------------------------------------------------- 7-8
    1. Тематические блоки------------------------------------------------------------------12
    2. Основные направления патриотического воспитания-------------------------13
    3. Оценка эффективности программы------------------------------------------------14
  1. Материально-техническое обеспечение, финансирование программы-----6
  1. Механизм реализации программы ------------------------------------------------8
  2. Основные направления реализации программы--------------------------------8
  3. Основные принципы организации программы-------------------------------- 10
  4. Формы реализации программы----------------------------------------------------11
  1. Предполагаемый результат----------------------------------------------------------13

17.Оценка результатов  программы----------------------------------------------------14

18.Ожидаемые результаты программы, их социальная и воспитательная значимость-----------------------------------------------------------------------------------14

19  Заключение ------------------------------------------------------------------------------15

20  Заповеди, на основе которых строится  работа по патриотическому воспитанию обучающихся------------------------------------------------------------16

21 Литература ------------------------------------------------------------------------------17

22Тематический план работы по патриотическому воспитанию---------------------18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания детей и молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания  всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

Главное назначение школы – воспитательное. Оно состоит в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности (привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию школьников, раскрытию их творческих способностей)

Настоящая Программа является программой по патриотическому воспитанию школьников МБОУ СОШ № 22. Она рассчитана на 5 лет и предполагает участие детей с 6 лет до 18.

Формирование патриотического сознания – основа духовно-нравственного воспитания детей.   Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому работа по патриотическому воспитанию граждан является главной задачей нашей школы.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к  выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации детей и  молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.

В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через краеведение, народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.

Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, обществознания,  основ государства и права, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества.

Традиционно важное место в данной программе занимает деятельность патриотического  школьного  музея «Подвиг и судьбы». Школьный музей это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч.

Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на ежегодных полевых сборах и экскурсиях в воинскую часть, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.
Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям, детям - сиротам и инвалидам. Проводятся акции  «Милосердие», «Поздравь ветерана на дому», «Обелиск», «Сохрани свое прошлое» в рамках месячника оборонно-массовой работы.

 

Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами  РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ).
  • Указ президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06. 2012 N 761.
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.05.205 № 996-р.

 

- Конституция Российской Федерации;

- Закон  Российской Федерации "О воинских (памятных) днях России"

- Конвенция о правах ребенка;

-Закон Российской Федерации от 31.05.2010г. № 105-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 ФЗ « О днях воинской славы и памятных днях России»;

- Устав МБОУ СОШ № 22;

Управление и участники Программы;

Координация и утверждение Программы – педагогический совет;

Управление, разработка и реализация Программы - заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая, библиотекарь, руководитель школьного музея «Подвиг и судьбы».

Реализация – учителя-предметники, классные руководители, воспитатель ГПД, руководители кружков.

Участники – учащиеся, учителя, родители, сотрудничающие со школой организации, жители микрорайона школы.

 

Обеспечение Программы:

Материально-техническая база

Актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, полоса препятствий, библиотека, помещение школьного музея, кабинет информатики, ОБЖ, краеведения,  тематические  стенды.

Финансирование Программы:

Финансирование Программы осуществляется за счет бюджета школы, спонсорская помощь.

Сроки реализации программы:

2013 – 2018 гг.

Программа рассчитана на 5 лет.

Этапы реализации программы:

I этап: проектный (2013-2014г.г)

Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.

Задачи:

Изучить нормативно-правовую базу, подзаконные акты.

Разработать, обсудить и утвердить Программу  патриотического воспитания.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.

Подобрать диагностические методики по основным направлениям Программы.

Разработать систему  развития  ученического самоуправления.

II этап: практический (2014-2017г.г.)

Цель: реализация Программы патриотического воспитания.

Задачи:

-организация работы кружков и секций;

-оформление учебных кабинетов, школьной библиотеки, рекреаций школы;

-отработка содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия;

-разработка методических рекомендаций по патриотическому воспитанию.

-подготовка и переподготовка педагогических кадров;

-расширение и укрепление связей и отношений школы с учреждениями культуры, социальными партнерами;

-проведение мониторинга эффективности Программы, информирование педагогов, учащихся, родителей о ходе и результатах реализации Программы;

-активное участие в районных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсных мероприятиях патриотической тематики;

-освещение хода и результатов Программы в СМИ, на сайте школы.

 

III этап: аналитический (2017-2018г.г.)

Цель: анализ итогов реализации Программы.

Задачи:

Обобщение результатов работы муниципального общеобразовательного учреждения.

Проведение коррекции затруднений в реализации Программы.

Планирование работы на следующий период.

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

 

Цель Программы-

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи Программы:

  1. 1. Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях:
  • способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
  • воспитать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
  • воспитывать у учащихся любовь к своему родному селу как к малой родине.
  • воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
  • воспитывать у учащихся интернациональные чувства.
  • формирование у учащихся сознательного отношения к здоровому образу жизни.
  • формирование традиций в коллективе.
  • создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.

 

  1. Продолжение  создания  системы патриотического воспитания:
    -  привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных  организаций, родителей,  отдельных граждан;
    - повышение качества патриотического воспитания.

Механизм реализации программы.

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство  МБОУ СОШ №22
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные,  муниципальные, региональные и всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.

Основные направления реализации Программы

  • учебная деятельность через предметы;
  • система тематических, творческих классных часов;
  • деятельность школьного музея «Подвиг и судьбы»;
  • работа кружков и курсов внеурочной деятельности;
  • проведение военно-патриотических, спортивных праздников;
  • проведение конкурсов, фестивалей, викторин, музыкально-литературных композиций, устных журналов, диспутов и т.д.;
  • выставки творческих работ;
  • деятельность школьного самоуправления;
  • система мероприятий школьной библиотеки;
  • участие в конкурсах  и соревнованиях различного уровня.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

-       умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

-       знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

-       умение принимать и защищать свои решения;

-       готовность к участию в общественных делах;

-       готовность к образованию.

 

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

-       патриотизм и любовь к Родине;

-       права и свободы человека и гражданина;

-       символика Российской Федерации;

-       национальное самосознание;

-       уважение чести и достоинства других граждан;

-       гражданственность.

 

Количественные параметры

-      включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

-     качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

-      отсутствие детей с девиантным поведением;

-      деятельность органов ученического самоуправления;

-      участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

-      проведение мероприятий.

 

Основные принципы организации воспитания:

Принцип открытости.

Ученики планируют жизнь в классе совместно с учителем и родителями, вносят коррективы и предложения.  Педагог прислушивается к мнению детей.

 

Принцип привлекательности будущего дела.

Педагог должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности.

Педагог предлагает учащимся разнообразные внеклассные мероприятия, в которых все дети могут активно участвовать, выглядеть успешными в глазах учителя, родителей, одноклассников.

 

Принцип свободы участия.

Предлагая учащимся мероприятия, необходимо учитывать их мнение в выборе

задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей.

 

Принцип обратной связи.

Каждое мероприятие должно заканчиваться рефлексией.

 

Принцип сотворчества.

Работая с детьми, педагог предоставляет учащимся право выбора партнёров по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.

 

Принцип успешности.

И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Педагог должен видеть участие каждого ученика во внеклассной работе и по достоинству её оценить.

 

Формы реализации Программы

Тематические беседы, уроки, классные часы,  коллективные творческие дела, устный журнал, викторины, музыкально-литературные композиции,  предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы,  конференции, организация выставок, акции, проведение «Уроков мужества» и историко-культурных уроков, фототеки, тематические стенды, сбор материала в школьный музей, научно-исследовательская деятельность, экскурсии  по городу и за  его пределы.

 

Программа включает в себя следующие тематические блоки и направления:

Основные направления патриотического воспитания.

 











 

«Я гражданин России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции



 

«Край Воронежский».

Цель: Воспитание национально - патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории, традициям и обычаям жителей Воронежского края



 

«Моя малая Родина – город Воронеж».

Цель:

Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе родного города, его прошлому, настоящему, будущему


 

«Я,  моя семья  и школа»

Цель: воспитание патриотов и граждан

Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям

 




 

 

 









Историко – краеведческое.

Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае

 


Духовно- нравственное.

Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

 


Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

 




 

 

 

 

 


 










Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

 


Военно –патриотическое. Ориентировано на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

 


Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

 


Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемый результат:

-ознакомление учащихся с историей родного края, традициями и культурой;

-воспитание у детей любви к своей малой Родине;

-развитие чувства патриотизма;

-наличие  у учащихся  экологических знаний;

-сплочение детского коллектива;

-развитие активности детей, их творческих способностей;

-сбор материала для школьного музея.

 

Оценка эффективности Программы

Оценка эффективности Программы патриотического воспитания

"Патриоты  России" обеспечивается:

- через публичный доклад школы, "Дни открытых дверей", конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы, управлением образования;

- регулярным обсуждением хода реализации в методических объединениях, на совещаниях;

- проведением диагностической работы в ходе внедрения программных мероприятий в практику воспитания школы;

- разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве МБОУ СОШ № 22;

- подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации Программы;

- участием и победами в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах патриотической направленности.

Оценка результатов Программы включает в себя следующие показатели:

-широта охвата объектов воспитания;

-целенаправленность;

-системность;

-содержательность;

-инновации.

 

Ожидаемые результаты Программы, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

- создание системы гражданско-патриотического воспитания;

- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

- в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления  к самообразованию;

- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-  в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

-  в духовно-нравственной сфере: осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности будущего гражданина России.

 

 

Заключение:

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся,  как основа личности гражданина России.

Заповеди, на основе которых строится  работа по патриотическому воспитанию учащихся:

·        ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;

 

·        ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ

И КУЛЬТУРУ   СВОЕГО НАРОДА;

 

·        ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;

 

·        СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ

 

·        БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ
  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
  3. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17
  4. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.
  5. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. — М., 1987.219
  6. Кукушин В.С. История архитекруры Нижнего Дона и Приазовья. — Ростов н/Д: ГинГо, 1996.
  7. Кукушин В.С. Литературное краеведение. — Ростов н / Д: ГинГо, 1997.
  8. Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. — М., 1976.