Вход





Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
, Powered by Joomla! and designed by SiteGround web hosting
Русский язык 5-9 (ФГОС)

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»

5-9 классы

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, с изменениями и дополнениями), с учетом Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов (Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); авторской Программы Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014.)

 

Русский язык в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения —733 часа, из них в 5 классах – 5 ч в неделю, 35 учебных недель (175 часов); в 6 классах - 6 ч в неделю, 35 учебных недель (210 часов); в 7  классах – 4 ч в неделю (в т.ч. 1 час внутрипредметный модуль «Комплексный анализ текста»), 35 учебных недель (140 часов); в 8 классах – 3,5 часа в неделю, 35 учебных недель (123 часа); в 9 классах – 2,5 ч в неделю,  34 учебные недели (85 часов).

 

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

 

Выпускник научится:

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

использовать знание алфавита при поиске информации;

различать значимые и незначимые единицы языка;

проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

членить слова на слоги и правильно их переносить;

определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

проводить лексический анализ слова;

опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

проводить морфологический анализ слова;

применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

находить грамматическую основу предложения;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

использовать орфографические словари.

 

Выпускник получит возможность научиться:

анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

опознавать различные выразительные средства языка;

писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 

2. Содержание  учебного предмета

 

Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

Специфика художественного текста.

Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность  нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.  Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.  Фонетический анализ слова.

Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

Понятие об этимологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Внутрипредметный модуль «Комплексный анализ текста»

Тема и основная мысль текста.

Язык речи, речевая деятельность. Устная и письменная форма речи. Тема и основная мысль текста.

Стили речи.

Стили речи: художественный, разговорный, научный, официально-деловой, публицистический.

Практическая работа «Стилистические ошибки и их предупреждение».

Практическая работа «Создание текстов разных стилей речи».

Типы речи.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Культура речи.

Речь правильная и речь хорошая. Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность.

Нормы русского литературного языка.

Определения «канцеляризмы, штампы», «тавтология», «плеоназм». .  Нормы произношения. Нормы ударения. Морфологические нормы. Синтаксические нормы.

Культура слова.

Синонимы. Употребление синонимов в речи. Стилистическая окраска синонимов.

Антонимы. Употребление антонимов в речи. Омонимы. Фразеологизмы.

Средства выразительности: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, перифраза. Стилистические фигуры речи: парцелляция, градация, инверсия.

Эмоционально-стилистическая окраска слов и синтаксических конструкций.

Практическая работа «Совершенствование написанного».

Творческая работа. Сочинение-миниатюра о значении времени в жизни человека, используя прием градации.

Творческий диктант по картине М,В,Васнецова «Аленушка».

Текст.

Признаки текста: информативность ,единство замысла, цельность, связность, завершенность.

Способы связей частей текста. Лексические и морфологические средства связи.

Структура текста.

Жанры речевых произведений. Эпистолярный жанр. Лирическая миниатюра.

Творческая работа. Написать гимн материнским рукам.

Повторение и обобщение изученного материала   за 7 класс.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

5 класс

Тема ,содержание урока

Кол-во

часов

 

Язык и общение. (3 ч.)

1.

Язык и человек.

1

2.

Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке

1

3.

Р/Р.  Стили речи.

1

 

Вспоминаем, повторяем, изучаем.(27 ч.)

4.

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма.

1

5.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

6.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

7.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

8.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

9.

Правописание букв и,у,а после шипящих.

1

10.

Разделительные ъ и ь.

1

11.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

12.

Срезовый контрольный диктант.

1

13.

Анализ контрольного диктанта

1

14.

Р/Р  Текст.

1

15.

Р/р. Обучающее изложение «Случай на охоте»,№70

1

16.

Части речи. Анализ обучающего изложения.

1

17.

Глагол. Правописание –ться и тся.

1

18.

Р/Р Тем   Тема текста.

1

19.

Личные окончания глаголов.

1

20.

Не с глаголами.

1

21.

Имя существительное.

1

22.

Падежные окончания существительных.

1

23.

Имя прилагательное.

1

24.

Р/р Контрольное сочинение по картине А.А.Платова «Летом».

1

25.

Местоимение. Анализ сочинения.

1

26.

Р/р Основная мысль текста.

1

27.

Р/р Сочинение- рассказ  «Летние радости».

1

28.

Повторение материала по разделу. Анализ сочинения.

1

29.

Контрольный диктант.

1

30.

Анализ контрольного диктанта.

1

 

Синтаксис.Пунктуация.Культура речи. (36 ч.)

31.

Синтаксис.Пунктуация.

1

32.

Р/р.Сжатое  изложение.(№127)

1

33.

Словосочетание. Анализ изложения.

1

34.

Разбор словосочетаний.

1

35.

Разбор словосочетаний.

1

36.

Предложение.

1

37.

Виды предложений по цели высказывания.

1

38.

Восклицательные предложения.

1

39.

Р/р Сочинение на свободную тему.(№157) и анализ.

1

40.

Члены предложения.Главные члены предложения.Подлежащее.

1

41.

Сказуемое.

1

42.

Р/р.Контрольное подробное   изложение.(№168)

1

43.

Р/Р  Анализ изложения.

1

44.

Тире между подлежащими и сказуемым.

1

45.

Нераспространенные и распространенные члены предложения.

1

46.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

47.

Определение.

1

48.

Обстоятельство.

1

49.

Однородные члены предложения.

1

50.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

51.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

52.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

53.

Предложения с обращениями.

1

54.

Р/р  Письмо.

1

55.

Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный  разбор простого предложения.

1

56.

Р/р Контрольное сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»

1

57.

Р/р Анализ контрольного сочинения.

1

58.

Простые и сложные предложения.

1

59.

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

60.

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

61.

Прямая речь.

1

62.

Прямая речь.

1

63.

Диалог.

1

64.

Урок обобщения.

1

65.

Контрольный диктант по теме: «Синтаксис.Пунктуация»

1

66.

Анализ контрольного диктанта.

1

 

Фонетика. Орфоэпия.Графика.Орфография. Культура речи. (18 ч.)

67.

Позиционные чередования гласных и согласных.

1

68.

Согласные твердые и мягкие.

1

69.

Р/р Повествование.

1

70.

Согласные звонкие и глухие.

1

71.

Графика. Алфавит.

1

72.

Р/Р Описание предмета.

1

73.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

74.

Двойная роль букв е,ё,ю,я.

1

75.

Орфоэпия.

1

76.

Контрольный диктант по теме: Фонетика»

1

77.

Фонетический разбор.

1

78.

Анализ контрольного диктанта.

1

79.

Повторение и систематизация по теме: «Фонетика».

1

80.

Р/р. Контрольное сочинение – описание предмета по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица».

1

 

Лексика. Культура речи.(10 час.)

81.

Слово и его лексическое значение.      Анализ сочинения.

1

82.

Однозначные и многозначные слова.

1

83.

Прямое и переносное  значение слов.

1

84.

Омонимы.

1

85.

Синонимы.

1

86.

Синонимы.

1

87.

Антонимы.

1

88.

Повторение и систематизация знаний по теме: «Лексика».   Тест.

1

89.

Р/р. Контрольное подробное изложение «Первый снег». (№375)

1

90.

Р/р. Анализ  изложения.

1

 

Морфемика. Оргфография. Культура речи. (24 ч.)

 

91.

Морфема-наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

1

92.

Окончание и основа слова.

1

93.

Корень слова.

1

94.

Р/р. Рассуждение.

1

95.

Суффикс. Суффиксы имен существительных.

1

96.

Суффикс. Суффиксы имен существительных.

1

97.

Приставка.

1

98.

Р/р Выборочное изложение по тексту В.М. Пескова «Последний лист орешника».

1

99.

Р/р. Анализ  изложение.

1

100.

Чередование звуков.

1

101.

Беглые гласные.

1

102.

Варианты морфем. Морфемный разбор слова.

1

103.

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

104.

Буквы з и с на конце приставок.

1

105.

Буквы з и с на конце приставок(продолжение темы).

1

106.

Буквы о-а в корне -лаг- лож-

1

107.

Буквы о-а в корне –раст- рос-

1

108.

Р/р. Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».

1

109.

Буквы е-о после шипящих в корне. Р/р  Анализ сочинения.

1

110.

Буквы е-о после шипящих в корне.

1

111.

Буквы и-ы после ц.

1

112.

Буквы и-ы после ц. Повторение.

1

113.

Контрольный диктант по теме: «Морфемика».

1

114.

Анализ контрольного диктанта.

1

 

Морфология. Орфография.  Культура речи. (57 ч.)

115.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное.

1

116.

Р/р. Доказательства в рассуждении.

1

117.

Р/р. Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль.Подмосковье».

1

118.

Р/Р Анализ сочинения.

1

119.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

120.

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

121.

Род имен существительных.

1

122.

Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.

1

123.

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. Анализ изложения.

1

124.

Р/р. Сжатое изложение по притче Е.А.Пермяка «Перо и чернильница»

1

125.

Три склонения имен существительных.

1

126.

Падеж имен существительных.

1

127.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

128.

Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в единственном числе.

1

129.

Множественное число имен существительных.

1

130.

Множественное число имен существительных.

1

131.

Контрольный диктант по теме: «Морфология».

1

132.

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Анализ контрольного диктанта.

1

133.

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.Морфологический разбор имя существительного.

1

 

Имя прилагательное.

 

134.

Имя прилагательное.

1

135.

Имя прилагательное как часть речи.

1

136.

Имя прилагательное как часть речи.

1

137.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

138.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

139.

Прилагательные полные и краткие.

1

140.

Р/р Сочинение-описание животного на основе его изображения А.Комаров «Наводнение». (№598)

1

141.

Р/р Анализ сочинения.

1

142.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

143.

Повторение.

1

144.

Глагол.

1

145.

Глагол как часть речи

1

146.

Не с глаголами.

1

147.

Не с глаголами.

1

148.

Р/р.Рассказ.

1

149.

Неопределенная форма глагола.

1

150.

Правописание –тся и –ться в глаголах.

1

151.

Виды глагола.

1

152.

Виды глагола.

1

153.

Буквы е-и в корнях с чередованием.

1

154.

Буквы е-и в корнях с чередованием.

1

155.

Р/р. Невыдуманный рассказ  (о себе).

1

156.

Контрольный диктант по теме: «Глагол» .

1

157.

Анализ диктанта. Время глаголов.

1

158.

Прошедшее время.

1

159.

Настоящее время.

1

160.

Будущее время.

1

161.

Спряжение глаголов.

1

162.

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

1

163.

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

1

164.

Морфологический разбор глагола.

1

165.

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа.

1

166.

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа.

1

167.

Употребление времен

1

168.

Употребление времен

1

169.

Итоговый контрольный диктант.

1

170.

Анализ контрольного диктанта.

1

171.

Р/р. Спортивный репортаж по серии рисунков.(№697)

1

172

Повторение и систематизация изученного. (4 ч.)

1

173.

Разделы науки о языке.

1

174.

Орфограммы в окончаниях слов.Употребление букв ъ и ь.

1

175.

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

1






 

6 класс

№ урока

Тема, содержание урока

Кол-во часов

 

 

Введение. Язык. Речь. Общение.

 

 

 

1.

Русский язык - один из развитых языков мира.

1

2.

Язык. Речь. Общение.

 

1

1

3.

Ситуация общения.

1

 

Повторение изученного в 5 классе.

 

 

1

4.

Фонетика . Орфоэпия.

1

5.

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1

6.

Части речи.

1

7.

Орфограммы в окончаниях.

1

8.

Р/р. Сочинение. «Интересная встреча».

1

9.

Р/р .Анализ сочинения.

1

10.

Словосочетание.

1

11.

Простое предложение.

1

12.

Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

1

13.

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

1

14.

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

15.

Прямая речь. Диалог.

1

16.

Срезовый контрольный   диктант.

1

17.

Анализ диктанта.

1

 

Текст.

18.

Р/р. Текст и его особенности.

 

 

 

 

1

 

19.

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1

20.

Начальные и конечные предложения текста.

1

21.

Ключевые слова.

1

22.

Основные признаки текста.

1

23.

Текст и стили  речи.

1

24.

Официально-деловой стиль речи.

1

 

Лексика. Культура речи.

25.

Слово и его лексическое значение.

1

26.

Р/р Собирание  материалов к сочинению.

1

27.

Общеупотребительные слова.

1

28.

Р/р. Контрольное сочинение по картине А. Герасимова «После дождя»

 

1

1

29.

Профессионализмы.

1

30.

Р/р. Анализ сочинения

1

31.

Профессионализмы.

1

32.

Диалектизмы.

1

33.

Исконно-русские и заимствованные слова.

1

34.

Исконно-русские и заимствованные слова.

1

35.

Р/Р Сжатое изложение (№119)

1

36.

Р/Р Анализ изложения

1

37.

Новые слова (неологизмы).

1

38.

Устаревшие слова.

1

39.

Словари. Повторение темы «Лексика».

1

40.

Тестирование по теме: «Лексика»

1

 

Фразеологизмы. Культура речи.

41.

Фразеологизмы.

1

42.

Повторение темы «Фразеология».

1

 

Словообразование . Орфография. Культура речи.

43.

Морфемика и словообразование.

1

44.

Р/р. Описание помещения.

1

45.

Основные способы образования слов в русском языке.

1

46.

Этимология слов.

1

47.

Р/р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный  план.

 

1

1

48.

Р/р. Сочинение. Описание помещения.

1

49.

Р/р. Анализ сочинения.

1

50.

Правописание корней (кас-кос).

1

51.

Буквы  а и о  в корне -гор-гар.

1

52.

Буквы  а и о  в корне -зар-зор.

1

53.

Буквы Ы, И после приставок.

1

54.

Буквы Ы, И после приставок.

1

55.

Гласные в приставках пре, при.

 

1

1

56.

Гласные в приставках пре, при.

 

1

1

57.

Гласные в приставках пре, при.

 

1

1

58.

Гласные в приставках пре, при.

 

1

1

59.

Соединительные о - е в сложных словах.

1

60.

Сложносокращённые слова.

1

61.

Сложносокращённые слова.

1

62.

Р/Р Контрольное сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро».

1

63.

Морфемный  и словообразовательный разбор слова.

1

64.

Р/р. Анализ сочинения.

1

65.

Повторение изученного по теме: «Словообразование и орфография».

 

1

1

66.

Контрольный диктант по теме : «Словообразование и орфография».

1

67.

Анализ контрольного диктанта.

1

 

Морфология. Орфография. Имя существительное.

 

68.

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

1

69.

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

1

70.

Разносклоняемые имена существительные.

1

71.

Разносклоняемые имена существительные.

1

72.

Буква е в суффиксе ЕН в существительных на мя.

1

73.

Буква е в суффиксе ЕН в существительных на мя.

1

74.

Несклоняемые имена существительные.

 

1

75.

Род несклоняемых имён существительных.

1

76.

Имена существительные общего рода.

1

77.

Морфологический разбор имён существительных.

1

78.

Не с существительными.

1

79.

Не с существительными.

1

80.

Не с существительными.

1

81.

Не с существительными.

1

82.

Буквы ч и щ в суффиксах чик (щик).

1

83.

Буквы ч и щ в суффиксах чик (щик).

1

84.

Гласные в суффиксах существительных ек, ик.

1

85.

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

1

86.

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное».

 

1

1

87.

Повторение изученного по теме: «Имя существительное».

1

88.

Анализ контрольного диктанта.

1

 

Имя прилагательное.

 

89.

Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.

1

90.

Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.

1

91.

Р/Р Описание  природы.

1

92.

Степени сравнения имён прилагательных.

1

93.

Степени сравнения имён прилагательных.

1

94.

Р/р. Сочинение – описание природы.

1

95.

Степени сравнения имён прилагательных.

1

96.

Степени сравнения имён прилагательных.

 

 

1

1

97.

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные .

1

98.

Относительные прилагательные.

1

99.

Притяжательные прилагательные.

1

100.

Морфологический разбор имён прилагательных.

1

101.

Не с прилагательными.

1

102.

Не с прилагательными.

1

103.

Р/р. Выборочное изложение.(347)

1

104.

Р/р.  Анализ изложения.

1

105.

Не с прилагательными.

1

106.

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

1

107.

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

1

108.

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

1

109.

Р/р. Контрольное сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».

1

110.

Р/р. Анализ сочинения.

1

111.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

1

112.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

1

113.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

1

114.

Р/р. Описание игрушки.

1

115.

Различие на письме суффиксов прилагательных -к, -ск

1

116.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1

117.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1

118.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1

119.

Контрольный диктант по теме : «Имя прилагательное»

1

120.

Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное».

1

121.

Анализ диктант.

1

 

Имя числительное.

 

 

122.

Имя числительное как часть речи.

1

 

123.

Простые и составные числительные.

1

 

124.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

 

125.

Порядковые числительные.

1

 

126.

Порядковые числительные.

1

 

127.

8

Разряды количественных числительных.

1

 

128.

Числительные, обозначающие целые числа.

1

 

129.

Числительные, обозначающие целые числа.

1

 

130.

Дробные числительные.

1

 

131.

Собирательные числительные.

1

 

132.

Собирательные числительные.

1

 

133.

Морфологический разбор имён числительных.

1

 

134

Повторение по теме: «Имя числительное»

1

 

135.

Контрольный диктант  по теме: «Имя числительное».

1

 

136.

Местоимение как часть речи.

1

 

 

Местоимение.

 

 

137.

Местоимение как часть речи. Анализ контрольного диктанта.

1

 

138.

Местоимение как часть речи.

1

 

139.

Местоимение как часть речи.

1

 

140.

Разряды местоимений.

1

 

141.

Р/р.Подготовка к  контрольному выборочному изложению по повести М. Пришвина «Кладовая солнца»

1

 

142.

Р/р. Написание выборочного изложения.

1

 

143.

Анализ изложения.

1

 

144.

Разряды местоимений.

1

 

145.

Личные местоимения.

1

 

146.

47

Возвратное местоимение себя

1

 

147.

8

Р/р. Юмористический рассказ. (448)

 

 

 

1

1

 

148.

Вопросительные  и относительные местоимения.

1

 

149.

Вопросительные  и относительные местоимения.

1

 

150.

Вопросительные  и относительные местоимения.

1

 

151.

Неопределённые местоимения.

1

 

152.

Повторение.

1

 

153.

Неопределённые местоимения.

1

 

154.

Неопределённые местоимения

1

 

155.

Отрицательные местоимения.

1

 

156.

Отрицательные местоимения.

1

 

157.

Отрицательные местоимения.

1

 

158.

Урок-практикум  по теме:«Правописание  неопределённых и отрицательных местоимений»

1

 

159.

Р/р. Подготовка к сочинению - рассуждению.

1

 

160.

Р/р. Написание  сочинения-рассуждения.

1

 

161.

Р/р. Анализ сочинения - рассуждения.

1

 

162.

Притяжательные местоимения.

1

 

163.

Притяжательные местоимения.

1

 

164.

Указательные местоимения.

1

 

165.

Указательные местоимения.

1

 

166.

Указательные местоимения.

1

 

167.

Определительные местоимения.

1

 

168.

Определительные местоимения.

1

 

169.

Определительные местоимения.

1

 

170.

Местоимения и другие части.

1

 

171.

Морфологический разбор местоимения.

1

 

172.

Р/Р Контрольное сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители».

1

 

173.

Р/Р Анализ сочинения.

1

 

174.

Повторение по теме: «Местоимение».

1

 

175.

Контрольный диктант  по теме: «Местоимение».

1

 

176.

Анализ контрольного диктанта.

1

 

 

154

Глагол.

Повторение изученного о глаголе в 5 классе.

 

1

 

177.

Повторение изученного о глаголе в 5 классе.

1

 

178.

Повторение изученного о глаголе в 5 классе.

1

 

179.

Разноспрягаемые глаголы.

1

 

180.

Разноспрягаемые глаголы.

1

 

181.

Разноспрягаемые глаголы.

1

 

182.

Глаголы переходные и непереходные.

1

 

183.

Глаголы переходные и непереходные.

1

 

184.

Глаголы переходные и непереходные.

1

 

185.

Наклонение глаголов.

1

 

186.

Изъявительное наклонение.

1

 

187.

Р/р Контрольное изложение (№542)

1

 

188.

Р/р Анализ изложения.

1

 

189.

Условное наклонение.

1

 

190.

Условное наклонение.

1

 

191.

Повелительное наклонение.

1

 

192.

Повелительное наклонение.

1

 

193.

Повелительное наклонение.

1

 

194.

Употребление наклонений.

1

 

195.

Безличные глаголы.

1

 

196.

Безличные глаголы.

1

 

197.

Морфологический разбор глагола.

1

 

198.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

 

199.

Анализ контрольного диктанта.

1

 

200.

Р/Р Рассказ на основе услышанного.

1

 

201.

Правописание  гласных в суффиксах глаголов.

1

 

202.

Правописание  гласных в суффиксах глаголов.

1

 

 

Повторение и систематизация изученного за год.

 

 

203.

Итоговый контрольный диктант.

1

 

204.

Анализ контрольного диктанта.

1

 

205.

Разделы науки о языке.

1

 

206.

Орфография.

1

 

207.

Пунктуация.

1

 

208.

Лексика и фразеология.

1

 

209.

Словообразование.

1

 

210.

Морфология. Синтаксис.

1

 

7 класс

Тема  урока

Кол-во часов

 

Введение.


1.

Русский язык как развивающееся  явление

1

 

Повторение изученного в 5-6 классах

1

2.

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

3.

Лексика и фразеология.

1

4.

Фонетика и  орфография. Фонетический разбор.

1

5.

Словообразование  и  орфография. Морфемный и словообразовательный  разбор слова.

1

6.

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

1

7.

Р/Р Написание контрольного сочинения по картине  И.И.Бродского «Летний сад осенью».

1


Тексты и стили.


8.

Р/Р    Текст.  Анализ сочинения.

1

9.

Срезовый  контрольный диктант.

1

10.

Анализ диктанта. Диалог как текст. Виды диалога.

1

11.

Стили литературного языка. Публицистический стиль.

1

 

Морфология. Орфография. Культура речи.


12.

Причастие. Причастие  как часть речи.

1

13.

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

14.

Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.

1

15.

Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.

1

16.

Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.

1

17.

Р/Р Сочинение-описание внешности человека (написание сочинения)

1

18.

М. Тема и основная мысль текста.

1

19.

М.Язык речи, речевая деятельность. Устная и письменная форма речи.

1

20.

Действительные и страдательные причастия.

1

21.

Краткие и полные страдательные причастия.

1

22.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

23.

Действительные причастия прошедшего  времени.

1

24.

М.Культура речи.  Стилистические ошибки и их предупреждение».

1

25.

Р/Р   Написание контрольного  изложения.

1

26.

Р/Р   Анализ контрольного  изложения.

1

27.

М. Культура речи.  Стили речи: художественный, разговорный.

1

28.

М. Культура речи.   Стили речи: научный.

1

29.

М. Культура речи.  Стили речи: официально-деловой, публицистический.

1

30.

М. Культура речи.  Создание текстов разных стилей речи. Типы речи и их отличительные черты.

1

31.

Контрольный диктант.

1

32.

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Анализ диктанта.

1

33.

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

34.

Гласные перед –н- в полных и кратких страдательных причастиях.

1

35.

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

1

36.

Одна и две буквы Н в страдательных причастиях прошедшего времени. Одна буква –н- в отглагольных прилагательных.

1

37.

Р/Р     Написание выборочного изложения. №151

1

38.

Анализ  изложения.

1

39.

Морфологический разбор причастия. .

1

40.

Слитное и раздельное написание НЕ- с причастиями.

1

41.

Буквы Е-Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

42.

Контрольный диктант по теме:  «Причастие»

1

43.

Урок-зачет по теме «Причастие».

1

44.

М. Культура речи. Нормы литературного языка, виды норм.

1

45.

Р/Р Написание –сочинения -описание внешности знакомого. «Вы с ним знакомы». (№166-167)

1

46.

Анализ контрольного диктанта. Анализ изложения.

1

47.

М. Культура речи. Определения «канцеляризмы, штампы», «тавтология», «плеоназм».

1

48.

М. Культура речи.  Речь правильная и речь хорошая.

1

49.

М. Культура речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность.

1

50.

М. Культура речи.  Нормы произношения.

1

51.

М. Культура речи.  Нормы ударения.

1

52.

М. Культура речи.  Морфологические нормы. Синтаксические нормы.

1

 

Деепричастие.

 

53.

Деепричастие как часть речи.

1

54.

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном  обороте.

1

55.

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.

1

56.

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1

57.

Деепричастия совершенного вида.

1

58.

Деепричастия несовершенного вида.

1

59.

Р  Морфологический разбор деепричастий.

1

60.

М. Культура слова. Средства выразительности. Синонимы. Употребление синонимов в речи. Стилистическая окраска синонимов.

1

61.

Контрольный диктант.

1

62.

М. Культура слова. Антонимы. Употребление антонимов в речи. Омонимы. Фразеологизмы.

1

63.

М. Культура слова. Средства выразительности: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, перифраза.

1

64.

М. Культура слова. Стилистические фигуры речи: парцелляция, градация, инверсия.

1

 

Наречие.


65.

Наречие.

1

66.

Разряды наречий.

1

67.

Степени сравнения наречий.

1

68.

Степени сравнения наречий.

1

69.

Морфологический разбор наречий.

1

70.

Р\РР/Р  Контрольное сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (написание сочинения).

1

71.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на  О-Е.

1

72.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на  О-Е.

 

73.

Буквы Е-И в приставках не  - и ни- в отрицательных  наречий.

1

74.

Буквы Е-И в приставках не  - и ни- в отрицательных  наречий.

1

75.

Р/Р    Сочинение –описание действий трудовых процессов.  №264

1

76.

Одна и две буквы Н в наречиях на  О-Е.

1

77.

Буквы о-е после шипящих на конце наречий.  Анализ сочинения.

1

78.

Буквы о-а на конце наречий.

1

79.

Р/Р  Написание -сочинения по картине Е.Широкова «Друзья».

1

80.

Дефис между частями слова в наречиях.

1

81.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1

82.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1

83.

Контрольный диктант.

1

84.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

 

Учебно-научная речь.


85.

Отзыв.    Учебный доклад.  Анализ диктанта.

1

86.

М. Культура слова. Эмоционально-стилистическая окраска слов и синтаксических конструкций.

1

87.

М.Культура слова. Практическая работа «Совершенствование написанного».

1

88.

М. Культура слова. Творческий диктант по картине М,В,Васнецова «Аленушка».

1

89.

М. Культура слова. Творческая работа «Роль фразеологизмов в языке».

1

90.

М. Культура слова. Творческая работа. Сочинение-миниатюра о значении времени в жизни человека, используя прием градации.

1

 

Категория состояния.


91.

Категория состояния как часть речи.

1

92.

Морфологический разбор категории состояния.

1

93.

М.Текст. Признаки текста: информативность ,единство замысла, цельность, связность, завершенность.

1

94.

Р/Р. Написание сжатого изложения. №322

1

95.

М.Текст. Способы связей частей текста.

1

96.

М.Текст. Лексические и морфологические средства связи.

1

 

Служебные части речи.


97.

Предлог как часть речи.

1

98.

Употребление предлогов.

1

99.

Предлоги производные и непроизводные

1

100.

Простые и составные предлоги.

1

101.

Морфологический разбор предлогов.

1

102.

Р/Р. Написание сочинения по картине «Детская спортивная школа»

1

103.

Анализ сочинения.

1

104.

Слитное и раздельное написание  предлогов.

1

105.

М.Текст. Структура текста.

1

106.

М.Текст. Жанры речевых произведений.

1

 

Союз.


107.

Союз как часть речи.

1

108.

Простые и составные союзы.

1

109.

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

110.

Запятая между  простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

111.

Сочинительные союзы.

1

112.

Подчинительные союзы.

1

113.

Р/Р  Написание контрольного изложения.

1

114.

Морфологический разбор союзов.

1

115.

Анализ изложения.

1

116.

Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ,ЗАТО.

1

117.

М.Текст. Эпистолярный жанр.

1

118.

М.Текст. Лирическая миниатюра.

1

 

Частица.


119.

Частица как часть речи.

1

120.

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

121.

Р/Р  Написание сочинение  «Горе- мечтатель»

1

122.

Смыслоразличительные частицы. Анализ сочинения.

1

123.

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

124.

Морфологический разбор частиц.  Анализ сочинения.

1

125.

Отрицательные частицы.

1

126.

Частица ни, приставка ни-, союз ни…  ни…

1

127.

Р/Р Подготовка к сочинению по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

1

128.

Р/Р Написание сочинения по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

1

129.

М.Текст. Творческая работа. Написать гимн материнским рукам

1


Междометие

130.

Междометие. Анализ контрольного диктанта.

1

131.

Дефис в междометиях. Знаки препинания в междометиях.

1

132.

Итоговый контрольный диктант

 

 

Повторение и систематизация изученного.

 

133.

М.Повторение и обобщение изученного материала   за 7 класс.

1

134.

Разделы науки о языке. Фонетика и графика.

1

135.

М. Повторение и обобщение изученного материала   за 7 класс.

1

136.

Текст и стили речи. Учебно-научная речь. Лексика и фразеология.

1

137.

М. Повторение и обобщение изученного материала   за 7 класс.

1

138.

Морфемика. Словообразование.  Морфология. Орфография.

1

139.

М. Повторение и обобщение изученного материала   за 7 класс.

1

140.

Синтаксис.      Пунктуация.

1

М- внутрипредметный  модуль

8 класс

№ .

Тема урока.

Кол-во часов

1.

Введение. Русский язык в современном мире.

1

2.

Повторение изученного в 5 – 7 классах.
Пунктуация и орфография.

1

3.

Повторение изученного в 5 – 7 классах.
Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1

4.

Знаки препинания в сложном предложении.

1

5.

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

6.

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

1

7.

Синтаксис.Пунктуация.Культура речи.

Основные единицы языка.

1

8.

Текст как единица синтаксиса.

1

9.

Предложение  как единица синтаксиса.

1

10.

Словосочетание  как единица синтаксиса.

1

11.

Срезовый контрольный диктант.

1

12.

Повторение правописания –н- и –нн- в прилагательных и причастиях.

1

13.

Анализ диктанта.

1

14.

Р/р.Подготовка к сочинению  по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

1

15.

Р/р.Сочинение  по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

1

16.

Виды словосочетаний.

1

17.

Анализ сочинения.

1

18.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1

19.

Синтаксический разбор  словосочетаний.

1

20.

Простое предложение. Грамматическая основа предложения.

1

21.

Порядок слов в предложении. Интонация.

1

22.

Практическое занятие по подготовке к сочинению. Р/р. Описание памятника архитектуры.

1

23.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

Подлежащее.

1

24.

Сказуемое.

1

25.

Простое глагольное сказуемое. Сказуемое.

1

26.

Составное глагольное сказуемое.

1

27.

Составное глагольное сказуемое.

1

28.

Составное именное сказуемое.

1

29.

Составное именное сказуемое.

1

30.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

31.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

32.

Второстепенные члены предложения.
Роль второстепенных членов в предложении.

1

33.

Дополнение.

1

34.

Определение.

1

35.

Приложение. Знаки препинания при нем.

1

36.

Обстоятельство.

1

37.

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

1

38.

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами.

1

39.

Контрольный диктант по теме: «Второстепенные члены предложения».

1

40.

Р/Р Характеристика человека

1

41.

Анализ контрольного диктанта.

1

42.

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

43.

Р/р Подготовка к сочинение по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения»

1

44.

Р/р.Сочинение по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения».

1

45.

Обобщение по теме: «Второстепенные члены предложения».Анализ сочинения.

1

46.

Односоставные предложения.
Главный член односоставного предложения.

1

47.

Назывные предложения.

1

48.

Определенно-личные предложения.

1

49.

Определенно-личные предложения.

1

50.

Неопределенно-личные предложения.

1

51.

Р/Р Инструкция.

1

52.

Безличные предложения.

1

53.

Р/Р  Рассуждение.

1

54.

Неполные предложения.

1

55.

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

56.

Контрольный диктант за 1 полугодие.

1

57.

Анализ контрольного диктанта.

1

58.

Обобщение по теме: «Односоставные предложения».

1

59.

Простое осложненное предложение. Понятие об осложненном предложении.

1

60.

Понятие об однородных членах.

1

61.

Однородные члены, связанные только перечислительной   интонацией,      и пунктуация при них.

1

62.

Однородные и неоднородные определения.

1

63.

Однородные и неоднородные определения.

1

64.

Однородные и неоднородные определения.

1

65.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

66.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

67.

Р/р. Сравнительная характеристика героев.

1

68.

Р/р Контрольное изложение.№246

1

69.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1

70.

Анализ изложения.

1

71.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

1

72.

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

1

73.

Синтаксический разбор предложения с однородными членами.

1

74.

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

1

75.

Обобщение по теме: «Простое осложненное предложение».

1

76.

Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения» анализ.

1

77.

Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении.

1

78.

Анализ контрольного диктанта.

1

79.

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания.

1

80.

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания.

1

81.

Обособленные приложения.

1

82.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

1

83.

Р/р. Подготовка к  сочинению-рассуждению на дискуссионную тему.

1

84.

Р/р. Контрольное сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.

1

85.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

1

86.

Анализ сочинения.

1

87.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

1

88.

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

1

89.

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

1

90.

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

1

91.

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.

1

92.

Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

1

93.

Пунктуационный разбор предложений с обособленными членами.

1

94.

Зачетный урок по теме: «Обособленные члены предложения».

1

95.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Назначение обращения.

1

96.

Распространенные обращения

1

97.

Выделительные знаки препинания при обращении.

1

98.

Употребление обращений.

1

99.

Обобщение по теме: «Обособленные члены предложения».

1

100.

Вводные и вставные конструкции. Вводные  конструкции.

1

101.

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1

102.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

1

103.

Вставные слова, словосочетания и предложения

1

104.

Междометия в предложении.

1

105.

Синтаксический и пунктуационный  разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

106.

Р/р. Публичное выступление на тему «В жизни всегда есть место подвигу».

1

107.

Обобщение по теме: «Вводные и вставные конструкции».

1

108.

Зачетный урок по теме: «Обращения, вводные слова и междометия».

1

109.

Чужая речь. Понятие о чужой речи.

1

110.

Комментирующая речь.

1

111.

Прямая и косвенная речь.

1

112.

Косвенная речь.

1

113.

Прямая  речь.

1

114.

Диалог.

1

115.

Р/Р Рассказ. Сжатое изложение. (№419)

1

116.

Цитата. Анализ изложения.

1

117.

Обобщение по теме: «Вводные и вставные конструкции».

1

118.

Итоговый контрольный диктант и анализ.

1

119.

Синтаксис и морфология.

1

120.

Анализ контрольного диктанта.

1

121.

Синтаксис и пунктуация.

1

122.

Синтаксис и культура речи.

1

123.

Синтаксис и орфография.

1

 

9класс

№ урока

Тема, содержание урока

Кол-во часов

Введение.Международное значение русского языка.

1

Повторение изученного в  5-8 классах.Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили языка.

1

Простое предложение. Грамматическая основа.

1

Предложения с обособленными членами.

1

Предложения с обособленными членами.

1

К.д. Срезовый контрольный диктант.

1

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

1

Р/р Контрольное сочинение по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Нежданной в Москве»(1988г)

1

Р/р Контрольное сочинение по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Нежданной в Москве»(1988г)

1

10.

Сложное предложение. Культура речи. Понятие о сложном предложении.

1

11.

Союзные и бессоюзные предложения. Анализ диктантов

1

12.

Разделительные и выделительные знаки между частями сложного предложения. Интонация  сложного предложения.

1

13.

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях

1

14.

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Анализ сочинения.

1

15.

Сложносочиненные предложения с  разделительными  союзами.

1

16.

Сложносочиненные предложения с противительными  союзами.

1

17.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

18.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

19.

Р/р Сочинение по картине И.Тихого «Аисты».

1

20.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Анализ сочинения.

1

21.

Повторение изученного по теме: «Сложносочиненные предложения».

1

22.

Контрольный тест по теме: «Сложносочиненные предложения»

1

23.

Сложноподчиненные предложения. Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Анализ теста.

1

24.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

1

25.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

1

26.

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

1

27.

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

1

28.

Основные группы сложноподчиненных предложений.

СПП с придаточными определительными.

1

29.

СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными.

1

30.

Р/Р Подготовка к подробному изложению. (№106)

1

31.

Р/Р Написание изложения.

1

32.

СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными

1

33.

СПП с придаточными изъяснительными.

1

34.

Анализ изложения.

1

35.

СПП с придаточными изъяснительными.

1

36.

СПП с придаточными изъяснительными.

1

37.

Р/Р Сжатое изложение. (№123)

1

38.

СПП с придаточн.  обстоятельственными. СПП с придаточными  времени, места, причины. Анализ изложен.

1

39.

СПП с придаточн. причины, условия, цели, следствия.

1

40.

СПП с придаточн. причины, условия, уступки, цели, следствия.

1

41.

СПП с придаточными  образа действия, меры, степени и сравнительные.

1

42.

СПП с придаточными  образа действия, меры, степени и сравнительные.

1

43.

Контрольный (cрезовый за I  полугодие) диктант  по теме:«Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения».

1

44.

СПП с несколькими придаточными; знаки препинания при них. Анализ диктанта.

1

45.

Р/р Контрольное сочинение по картине В.П.Фельдмана «Родина».

1

46.

Анализ сочинения. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

1

47.

Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

1

48.

Повторение изученного по теме: « Сложноподчиненные предложения».

1

49.

Бессоюзные сложные предложения.  Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении.

1

50.

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.

1

51.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

52.

Р/Р Подробное изложение. (№177)

1

53.

Р/Р Написание изложения.

1

54.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

55.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире  в бессоюзном сложном предложении.

1

56.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире  в бессоюзном сложном предложении.

1

57.

Р/р Сочинение-рассуждение на тему «Подвиг»

1

58.

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Анализ сочинения.

1

59.

Закрепление по теме «Бессоюзные сложные предложения».

1

60.

Контрольное тестирование по теме: «Бессоюзные сложные предложения».

1

61.

Сложные предложения с различными видами связи. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.

1

62.

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1

63.

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1

64.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с разными видами связи.

1

65.

Контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

1

66.

Анализ контрольной работы.

1

67.

Р/р Сочинение о выборе жизненного пути с использованием сложных предложений с разными видами связи.

1

68.

Р/р Публичная  речь.

1

69.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. Фонетика и графика.

1

70.

Лексикология

1

71.

Фразеология

1

72.

Морфемика.

1

73.

Словообразование и орфография

1

74.

Словообразование и орфография

1

75.

Контрольное тестирование в форме ОГЭ

1

76.

Р/р.  Сжатое изложение.(№219)

1

77.

Анализ тестирования, сжатого изложения

1

78.

Морфология и орфография

1

79.

Р/р. Сочинение в форме ОГЭ.

1

80.

Синтаксис. Анализ сочинения.

1

81.

Синтаксис.

1

82.

Контрольный срезовый диктант за год.

1

83.

Анализ диктанта.

1

84.

Орфография.

1

85.

Пунктуация.

1