Положение о библиотеке

Принято
педагогическим советом

(Протокол от 28.08.2013 № 1)

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 22

_____________Н.Н.Ломец

02.09.2013г.

(Приказ от 02.09.2013г. № 174)

 

 

 

 

 

Положение
о школьной библиотеке
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 22

имени генерала  Черняховского И.Д.»

I. Общие положения.

1.1.       Настоящее положение разработано на основании примерного положения о библиотеке образовательного учреждения, приказа от 1 марта 2004 г. № 936 «О реализации решения коллегии Министерства образования России от 10.02.2004 г. № 2/2 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотеки учреждений общего образования РФ»,  законов  "Об образовании в Российской Федерации " и  "О библиотечном деле", в соответствии с ФГОС НОО, СанПиН, Уставом МБОУ СОШ № 22.

1.2.       Библиотека является структурным подразделением МБОУ СОШ № 22, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

1.3.       Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской  Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Уставом школы, настоящим Положением.

1.4.       Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

1.5.       Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются настоящим Положением и Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором МБОУ СОШ № 22.

1.6.       Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

1.7.       Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.


  1. II. Основные задачи библиотеки.

2.1.       Обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям обучающихся - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.

2.2.       Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации в соответствии с требованиями ФГОС.

2.3.       Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

2.4.       Пополнение и сохранение фондов библиотеки учебно-методическими пособиями, отвечающим требованиям реализации новых ФГОС.

III. Основные функции библиотеки.

Для реализации основных задач библиотека:

3.1.        Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:

-        комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

-        пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;

-        осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

-        аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (работы педагогов, разработки мероприятий, рефератов обучающихся и др.).

3.2.       Создает информационную продукцию:

-        осуществляет аналитико-систематическую переработку информации;

-        организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки, электронный каталог;

-        разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры и т.п.);

-        обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.

3.3.       Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

-        предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;

-        создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения;

-        организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой информацией;

-        оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

-        организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;

-        содействует членам педагогического коллектива и администрации школы в организации образовательного процесса и досуга обучающихся.

3.4.       Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

-        выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

-        выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

-        содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

-        организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях: просмотр электронных версий педагогических изданий;

-        осуществляет текущие информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций),  информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом;

-        поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);

-        способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами.

3.5.       Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей обучающихся:

-        удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

-        консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

-        консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

IV. Организация деятельности библиотеки.

4.1.       В структурном подразделении библиотеки имеются следующие отделы: абонемент, читальный зал, отдел учебников, отдел информационно-библиографической работы, отдел основного фонда.

4.2.      Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.

4.3.       В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку:

-        гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);

-        необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозинно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиНов;

-        современной электронно-вычислительной техникой (компьютер), необходимыми программными продуктами;

-        ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;

-        библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

4.4.       Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

4.5.      Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом школы.

4.6.     Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. Библиотека работает с 8.00 до 16.00.
При определении режима работы выделено:

-        два часа рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;

-        один раз в месяц – санитарный день, в который обслуживание пользователей не производится (последняя пятница месяца)

-        один раз в месяц – методический день.

4.7.     В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека школы взаимодействует с библиотеками министерства культуры Российской Федерации.

V. Управление. Штаты.

5.1.    Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и Уставом школы.

5.2.    Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы.

5.3.    Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы.

5.4.    Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета школы.

5.5.    Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием.

5.6.    Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:

-        положение о библиотеке, правила пользования библиотекой, режим работы.

-        планово-отчетную документацию;

-        технологическую документацию.

5.7.    Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

5.8.    Трудовые отношения работников библиотеки и школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству РФ о труде.

VI. Права и обязанности библиотеки.

6.1.    Работники библиотеки имеют право:

-        самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного

-        процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и настоящем Положении;

-        проводить внеклассные мероприятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

-        определять источники комплектования информационных ресурсов;

-        изымать и реализовать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету  библиотечного фонда;

-        определять в соответствии с правилами пользования библиотекой школы, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

-        вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работника библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).

-        участвовать в управлении школы в порядке, определяемом уставом школы;

-        иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и 12дней дополнительного отпуска в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством школы или иными локальными нормативными актами;

-        быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

-        участвовать в соответствии с законодательством РФ в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

6.2.     Работники библиотеки обязаны:

-        обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

-        информировать пользователей о видах представляемых библиотекой услуг;

-        обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

-        формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, требованиями ФГОС, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

-        совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

-        обеспечивать сохранность используемых носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

-        обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы;

-        отчитываться в установленном порядке перед директором школы;

-        повышать квалификацию.

VII. Права и обязанности пользователей библиотеки.

7.1.       Пользователи библиотеки имеют право:

-        получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсов и представляемых библиотекой услугах;

-        пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

-        получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

-        получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации;

-        продлевать срок пользования документами;

-        получать тематические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

-        получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при использовании электронным и иным оборудованием;

-        участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

-        пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу школы и положению о платных услугах, утвержденному директором школы;

-        обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.

7.2.       Пользователи библиотеки обязаны:

-        соблюдать правила пользования библиотекой;

-        бережно относиться к произведениям печати, иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

-        поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

-        пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

-        убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

-        расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (кроме 1-4 кл.);

-        возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

-        заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

-        полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.

7.3.       Порядок пользования библиотекой:

-        запись обучающихся школы в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (законных представителей) обучающихся – по паспорту;

-        перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

-        документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

-        читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

7.4.         Порядок пользования абонементом:

-        пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

-        максимальные сроки пользования документами:

  • учебники, учебные пособия – учебный год;
  • научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц;
  • периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней;

-       пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

7.5.         Порядок пользования читальным залом:

-        документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

-        энциклопедии, справочник, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

7.6.         Порядок работы с компьютерами, расположенными в библиотеке:

-        работа с компьютером обучающихся и преподавателей производится по графику, утвержденным директором школы и в присутствии заведующего библиотекой (библиотекаря);

-        разрешается работа за персональным компьютером не более двух человек одновременно;

-        пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его заведующим библиотекой (библиотекарем);

-        работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.